Робин Гуды «Яровита»
30 июля 2005, 18:07
Конечно же, одинцовский лес не Шервудский, а вольная дружина «Яровит» совсем не стремится быть пожожей на вольных стрелков древней Англии. Но что-то похожее есть… Может, тот же свободолюбивый дух и романтизм, которыми был пропитан Перунов день. Его вольная дружина «Яровит» отпраздновала в минувшую субботу, 23 июля, в нашем лесу. Побывал там и корреспондент «Рубежей».
Вот как должен происходить подобный праздник, по мнению этнографов (здесь и далее все «этнографические» ремарки выделены жирным шрифтом):
Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее).
Вольная дружина «Яровит» требованиям соответствовала. Правда, оружие было по большей части спортивным — луки, копья и специально затупленные для поединков мечи. Топоры (костровые) тоже присутствовали.
Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней.
А как же без песни-то вольной дружине? Смеетесь, что ли? Песни даже из магнитофона неслись. Вот бы удивился царь Иван Васильевич...
После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного — петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги.
С жертвенными быками и красными петухами некоторый напряг присутстововал. В роли быка выступали сосиски, а в роли петуха — окорочка. Кровью ребята не мазались (ни к чему это средневековье), а вот про красные повязки, видать, забыли. Недоработка. Ну, да ладно.
После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвящённый победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).
Вот-вот, так всё и было. Правда, бои мне показались не столько обрядовыми, сколько спортивными. На ристалище, напоминавшем импровизированный ринг, попарно вызывались бойцы. Обряжались в кольчуги (дело это долгое — столько на себя надеть всякого надо под шлемы и латы), брали в руки мечи и щиты и по команде судьи атаковали друг друга. Схватки скоротечны — особо долго в тяжелой амуниции мечом не помахаешь. Однако судьи каким-то образом умудрялись в минутном непрерывном обмене тяжкими ударами выявлять того, кто делал их лучше и хитрее.
А система у древних славян, как я понял, была самая что ни на есть олимпийская — с выбыванием.
Прошли и соревнования лучников На копьё повесили щит, в него и надо было попасть шагов с двадцати. Не у всех получалось…
В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.
Свечек не держал, и вообще так вышло, что конца праздника я не дождался. Как оно было на самом деле, не знаю, врать не буду. Но ребята были настроены весьма серьезно и в лес приехали с девушками и палатками. Палатки у меня не было, я сел на велосипед и поехал обратно в Одинцово. Надо будет вечером рассказать супруге о том, какой нынче интересный день...
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на святого Илью Пророка, в образе которого явно проявились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице (который, по сути дела, просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством).
Может быть, так оно и есть... А в чертах ребят, занимающихся спортивным историческим фехотванием и реконструкцией жизни наших предков-славян, мне виделись черты людей, живших на нашей земле в те далекие годы, когда росичи звали друг друга не Борис, не Светлана, не Сергей, а Борислав, Серьга. А Светлана так и была Светлана. «Светла она».
Фото автора.
18.226.187.210
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
17
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: