Согласно закону

25 июня 2005, 17:52

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
Право на свободу передвижения, выбор места жительства закреплено Конституцией РФ (ст. 27), согласно которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и является важнейшим в конституционном статусе личности. Однако это право, как и любое иное, не может быть абсолютным: его осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ).
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
В настоящее время остается актуальной проблема, связанная с незаконным отказом должностных лиц, ответственных за регистрацию, органов регистрационного учета гражданам РФ в регистрации по месту пребывания и месту жительства. В связи с чем создаются препятствия для реализации гражданами РФ прав на выбор места пребывания и места жительства, а также исполнения установленной законом обязанности по регистрации по месту пребывания и месту жительства. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, регистрационный учет не носит разрешительный характер и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства являются исчерпывающими.
Оснований отказа в регистрации по месту жительства или по месту пребывания в указанном Законе не содержится. В нем исчерпывающе сформулированы условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (ст. 8).
В соответствии с ч.4 ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила).
Постановлением Конституционного суда РФ от 2 февраля 1998 года установлено, что законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. В связи с чем пункты 12 и 21 указанных Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, признаны не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению.
Таким образом, регистрация гражданина по месту жительства согласно ч.1 ст.6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Как следует из ч.1 ст. 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. По смыслу части второй данной статьи представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Таким образом, отказ гражданину в регистрации по месту жительства органом регистрационного учета не допускается.
Городской прокуратурой неоднократно проводились проверки по обращениям граждан о неправомерных действиях должностных лиц, ответственных за регистрацию, органов регистрационного учета, связанных с отказом в регистрации по месту пребывания и жительства. По результатам проверок должностным лицам, ответственным за регистрацию, руководителям органов регистрационного учета вносились представления об устранении выявленных нарушений законодательства о свободе передвижения граждан, выборе места пребывания и места жительства, которые рассмотрены, допущенные нарушения устранены.

3.144.90.236

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
125
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи