Весёлые ноты Варламова
01 марта 2005, 17:18
С композитором, директором Одинцовской эстрадной школы-студии «Улыбка» (в КСЦ «Мечта»), одним из организаторов и художественным руководителем фестивалей детского и молодежного творчества «Серебряный олень» и детской песни «Улыбка мира» Андреем Варламовым мы познакомились много лет назад на одном из районных праздников. За это время в «Новых рубежах» вышла не одна публикация о гастрольных поездках «Улыбки», о ее солистах. Сам Андрей предпочитал оставаться в тени. Но вот неделю назад разговорился…
В списке не значился
— В моей семье всегда любили музыку, песни, танцы, но профессионально этим никто не занимался. И чего прабабушка повела меня в музыкальную школу? Сдал два вступительных экзамена. когда через несколько дней вернулись узнать результат, выяснилось, что экзамена-то было три. Не удивительно, что в списке зачисленных я не значился. Тем не менее пошли к директору и он порекомендовал факультативно позаниматься у одного из преподавателей. Через год, прослушав меня, директор заявил: «Беру в школу, сразу во второй класс! Будешь заниматься под моим руководством»… Учитель-директор — должность непростая. Вот и мой был постоянно занят хозяйственными вопросами: то трубу где-то прорвало, то с потолка кусище штукатурки отвалился. В общем, учился я в музыкалке практически самостоятельно.
Человек-оркестр
— В музыкальной школе освоил баян, аккордеон, домру, балалайку, фортепиано, перкуссию (ударные инструменты.) Потом закончил музыкальное училище, поступил в институт культуры. Со студенческой скамьи забрали в армию на Дальний Восток. «Ах музыкант? Значит, будешь служить в штабном духовом оркестре Тихоокеанского флота». Служили, правда, на берегу, но носили морскую форму. Был у меня музыкальный руководитель-дембель. Парню сказали: «Отпустим домой, когда новичка научишь играть на саксофоне». И сколько, думаете, у нас ушло на это время? Через неделю я уже вовсю дудел на саксе! Часов не наблюдали: играли от завтрака до обеда и от обеда до ужина.
После армии я сам освоил скрипку. На гитаре играю, но это вообще элементарно. У меня тяга к освоению музыкальных инструментов, поэтому и получается. Каждая мелодия, каждый звук, музыкальный инструмент — это некий образ. Пусть скрипучий, пусть глухой, пусть ударный. Слушая и сочиняя музыку, я мыслю этими образами. Знаете, а ведь порой достаточно всего двух нот, чтобы «прочитать» в них целую историю. Как в литературе или публицистике — можно «растекаться мыслию по древу», а можно то же самое передать одной глубокой, точной фразой.
Начало
— После службы в армии перевелся в институте на эстрадно-духовое отделение. Студенческую практику проходил в пионерском лагере ЦК КПСС «Звенигородка». С девчонками занимались опытные школьные педагоги, а с мальчишками — студенты из кагэбэшного училища. Дисциплина была! Но и праздники зато какие устраивали. Приезжали Пресняковы (отец и сын), братья Радченко, другие артисты. Здесь-то мне и предложили организовать во Дворце творчества на Воробьевых горах в Москве детский ансамбль.
Сначала у нас был ребячий коллектив политической песни, затем, в начале перестройки, — международной. В 1993 году захотелось чего-то нового, в духе нового времени. Кинулся искать репертуар, — увы, кроме Крылатова и Шаинского — никого. В стране погас интерес к детскому творчеству. Но я почему-то продолжал оставаться вне той эпохи. Отобрал несколько текстов и написал к ним музыку. С этого-то все и началось.
Москвы
мне стало мало
— В том же 93-м году исполняемые «Улыбкой» песни получили признание со стороны. Ансамбль звучал на радиоволнах «Маяка», «Радио России», участвовал во многих телепередачах: «На балу у Золушки», «Золотой ключик», «Утренняя звезда» и других. В 1995-1996 годах записали первый альбом «Веселая мышка». А потом… Москвы мне стало мало. Решил организовать похожий коллектив в районе, где живу.
В Одинцове к 40-летию города мы всего за год записали альбом «Одинцовские дворики». Потому что наши дети действительно талантливы. Люблю повторять: у нас много ребят, чьи отцы — военные. Военные все громкоголосые, а жены у них — взгляд не отведешь. Вот поэтому и детишки в Одинцове громкопоющие и красивые!
Собственно, ради чего...
— В этом году школе-студии «Улыбка» исполнится 12 лет. Мы — профессиональный коллектив. За это время выпустили в свет 20 сольных альбомов (более 200 песен), участвовали во многих международных фестивалях — в Чехии, Словакии, Финляндии, Швеции, Дании, Италии, на Мальте. Одна из наших самых ярких звездочек — Маша Скобелева (много лет вела телепрограмму «Утренняя звезда»). Я — не только композитор и музыкант, но и учитель. И как педагог хочу, чтобы ребята из «Улыбки» росли яркими, творческими личностями. Кто-то сказал: «Счастье учителя — в его учениках». Я с этим согласен. Пускай в дальнейшем они не станут профессиональными артистами. Но все равно это будут творцы, так как еще в детстве они научились фантазировать, перевоплощаться, домысливать.
Песня для вторника,
песня для субботы
— Если сидеть и придумывать музыку день, два, то она в конце концов родится. Но поверьте, не искренняя, не «от вас». Мои первые мелодии к песням рождались долго — неделю, месяц. Только после пятидесяти (!) песен я понял, какая музыка нужна детям, какими должны быть тексты, стал чувствовать стихи. Начал искать красивые строчки, строчки с сюжетом. Музыкальный ритм присутствует в любом тексте (даже, если поэт — ребенок). Если есть в стихотворении то, что меня затронуло, могу тут же напеть мелодию. Но бывает, и на очень удачные стихи не всегда сразу ложится музыка. Если я говорю поэту: эти слова пока «не вижу», — это не значит, что стихи плохи. Просто они не для сегодняшней субботы, а для следующего вторника.
Детям нравятся современные ритмы и аранжировки, которые звучат сегодня. Но самое главное — дети хотят петь. Так дайте им песен хороших и разных! Ребята — это лакмусовая бумага: по их глазам сразу видно, нравится песня или нет. Видеть, что нравится — огромное счастье!
Свободный художник
— В Москве есть ассоциация музыкальных продюсеров. Несколько лет назад я «закинул туда удочку» о раскрутке нашего детского творчества. Ответили: «Работаем только со взрослыми» и предложили: «Хотите — будете первым в своем роде продюсером». Дали для ознакомления кипу договоров, документов. Однако, шоу-бизнес — не совсем то, чем я занимаюсь. Освоил музыкальные программы компьютера, сейчас осваиваю видео. Хочется сделать интересный детский музыкальный клип, — чтобы исполнителя не только слышали, но и видели. Этого практически нет на телевидении.
По жизни я — свободный художник. Я на своем месте, делаю то, что по душе. Как таковых выходных практически не бывает, а работа — в удовольствие. Выходит — сплошной праздник…
Андрей рассказывал, а я и фотокорреспондент Александр Зайцев слушали и очень хотели блеснуть своими голосовыми данными. Благо общались в студии звукозаписи. «Ну, ладно, давайте уже спойте», — предложил композитор, перехватив наши устремленные на микрофон взгляды.
Спели. Раза по три каждый. Песню «Куда уходит детство» под фонограмму группы «Сливки». Прослушали, что вышло: да-а, те еще певица и певец. «Не расстраивайтесь, хотите покажу, как из подобного сырого материала конфетку делают?» — успокоил Андрей и начал на компьютере повышать, понижать, «ужимать» и растягивать наши голоса. — Это я вас «тюню», — пояснил.
На такую обработку первого куплета ушло минут тридцать, зато потом наши с Сашей голоса звучали практически в унисон с нотами. Дожидаться, когда же нас «дотюнят» до конца песни, не стали — на это явно ушло бы полдня. «Это что же, и всех наших звезд эстрады так вот «чистят»? — поразилась я. Оказывается, именно так и еще дольше. Кроме того, наши кумиры могут себе позволить записывать песню по частям: сегодня куплет, завтра припев, а то и вовсе в день по строчке. Правда, и платят за эту услугу ого-го сколько…
Фото Александра Зайцева.
13.58.188.166
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
545
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: