Возвращение кумира

30 октября 2004, 17:28

29 октября 1984 года на Новодевичьем кладбище в Москве состоялось перезахоронение праха великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. О том, как это было, вспоминает одинцовец Николай Изосимович Мельков.
— Утром 29 октября 1984 года, в понедельник, я приехал на работу, иду по коридору. Навстречу идет мой сослуживец Женя Масловский и таинственно сообщает, что сегодня в 12 часов на Новодевичьем кладбище состоится перезахоронение праха Федора Ивановича Шаляпина, и приглашает меня туда поехать…
В 11 часов мы были в автобусе, а затем спустились в метро и доехали до станции «Спортивная», где и вышли в районе кладбища. Оно было оцеплено милицией, вход был по пропускам. Но это нас не остановило: у Жени был пропуск, и мы беспрепятственно прошли внутрь. Я вспомнил пятидесятые годы, годы учебы в артиллерийской академии. Тогда наша семья снимала квартиру на так называемых Малых Кочках вблизи Новодевичьего кладбища, и с дочерью я часто посещал этот своеобразный музей. И вот спустя 32 года, я вновь нахожусь среди памятников старины, есть и недавние, под которыми покоятся выдающиеся люди. Новое кладбище отделено от старого кирпичной стеной…
В полдень у центральных ворот кладбища появилась траурная процессия. Звучала траурная музыка. Впереди шел средних лет мужчина и нес портрет молодого Шаляпина. Следом несли множество венков с лентами. За венками молодые мужчины медленно несли гроб с прахом Федора Ивановича, а сзади шли родственники (дочери, сын), организаторы перезахоронения, почитатели таланта певца. Процессия остановилась на площади внутри кладбища, перед трибуной и радиомашиной. Митинг открыл генеральный директор Большого театра и Дворца съездов С.А. Лушин. Он сказал, что по просьбе детей Федора Ивановича и, выполняя волю и завещание Федора Ивановича, его прах перевезен из Парижа, где пролежал почти 47 лет (с 1938 года). Затем выступил секретарь Союза композиторов Тихон Хренников, который говорил о великом таланте Шаляпина, о его любви к России, о том, что его прах теперь будет вечно покоиться в родной земле, а не на чужбине. В заключение Хренников подчеркнул, что мы присутствуем на историческом событии. Слово предоставили народному артисту СССР, солисту Большого театра Е.Е. Нестеренко. Он говорил о непревзойденном исполнительском мастерстве Шаляпина и привел слова Максима Горького о том, что великий талант Шаляпина — напоминание всем людям на земле о безграничных возможностях человека. Затем выступил заслуженный деятель искусств РСФСР П.А. Гусев, который сказал, что ему посчастливилось видеть Шаляпина и слушать его пение. Рассказал также эпизод, свидетелем которого он был. Это было в городе на Неве. Перед концертом выдающегося баса заранее были расклеены афиши, проданы все билеты. В день выступления Шаляпин подъехал к театру на пролетке. У входа толпилась огромная масса людей, которые хором кричали: «Браво Шаляпину! А билетов нет», «Браво Шаляпину! А билетов нет». Певец встал на подножку пролетки и громко запел «Дубинушку». Шум тут же затих. Когда Шаляпин умолк, безбилетники устроили ему овацию и образовали проход в театр. Федор Иванович поблагодарил их и сказал, что это была у него разминка…
После митинга прах под звуки траурной музыки понесли к могиле, приготовленной на старом кладбище в ряду таких же великих артистов России. Перед опусканием гроба была включена звукозапись — Федор Иванович Шаляпин исполнял «Сомнение» Михаила Глинки.
Над могилой выросла гора венков из живых цветов. Люди стали медленно расходиться.
На похоронах было много известных артистов, музыкантов, деятелей культуры. Среди них — Михаил Ульянов, Евгений Симонов, Георгий Жженов и другие. Мы стояли рядом с ними, встречая гениального певца России Федора Ивановича Шаляпина на родной земле и опять провожая его...

3.147.13.220

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
172
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи