Сергей Вялков: "Отменив дату, историю не отменишь"
Такое ощущение, что мы все одинаково сбрендили. На излете сезонно-осеннего обострения и на почве обесцвечивания одних дат советско-российского календаря с одновременным раскрашиванием других малознакомых чисел. Одни полагают, что родившиеся в СССР и там же проживавшие граждане враз забудут о главном госпразднике - лишь по мановению волшебной палочки решения Госдумы. А другие, клеймя исторической невзрачностью новоназначенный День народного единства, тут же думного дворянина Минина и боярина Пожарского причисляют к предвестникам-буревестникам Великого Октября. Зюганов на митинге 7 ноября уже совсем, как мне кажется, зарапортовался.
Но насколько бы конъюнктурным иногда ни казался «старший коммунист РФ», невозможно возразить Геннадию Андреевичу по поводу истинной исторической значимости двух «ново-стильных» событий ноября - 1612 и 1917 годов. День штурма Зимнего стал, действительно, социалистическим переворотом всей мировой истории. Тогда как в датировке событий (больших, но важных лишь для одного конкретного государства) четырехсотлетней без малого давности историки до сих пор разобраться не могут.
По одним источникам, 4 ноября (по новому стилю) 1612 года ополченцы Минина и Пожарского уже штурмовали Кремль, удерживаемый поляками. А по другим, в этот день постреливали лишь в Китай-городе, Минин занимался кассой ополчения, а Пожарский укреплял подрасшатавшуюся дисциплину своего дворянского отряда. И освобожденной от интервентов Москву (а, следовательно, и Россию) следовало бы полагать, как считают многие, не 4, а 5 ноября, когда польское командование подписало капитуляцию и открыло ворота Кремля.
Тут одно из двух. Либо новые летописцы историю родной страны не совсем знают и интересуются ею лишь наспех при сочинении очередного госпраздника (который на этот раз станет, может быть и наконец-то, всенародным). Либо задача стояла - с первого раза отбить историческую память тремя выходными. Мол, как начнут в пятницу 4-го праздновать, так в понедельник утром и не вспомнят, что раньше 7 ноября отмечали. Политпсихология, одно слово.
Но День народного единства, «назначенный к всеобщему праздничному настроениюи ликованию» 4 ноября, не возбуждает воображения граждан. Пока, так скажем. А 88-ую годовщину Октябрьской революции - не так масштабно и весело, конечно, как прежде, - но многие отметили. Остальные вспомнили, по крайней мере, и о дате исторической, и о событиях, с ней связанных. Не загуляли безудержно с пятницы, как кем-то предполагалось. И более того, в воскресенье и понедельник вышли на митинги - не очень многочисленные, но трезвые и злые на государственную и социальную политику Кремля, как раз освобожденного народом 393 года назад. По поводу чего и ворчали старики: на самом ли, мол, деле освободили тогда Кремль от интервентов.
Эффект от Дня единства получился, признаемся себе честно, прямо противоположным. Если так уж хочется революционную дату предать забвению и выветрить из исторической памяти населения, почему не потерпеть какое-то время? Какая такая экстренная нужда мешает проявить государственную мудрость и терпеливую тактичность к убеждениям стариков - живых еще, если уж рассуждать «по демократически» цинично. Не глупо ли вымарывать грубо из календаря дату, имеющую пока силу народной традиции, и «заклеивать» новым торжеством, исторический «перевес» которого весьма сомнителен?
Предполагаю, что современные французы не испытывают ностальгического восторга от якобинского террора, искренне сопереживая участи Марии-Антуанетты и сотен обезглавленных аристократов. Но не додумались же они заменить или отменить 14 июля, чтобы окончательно «развеять» героический миф о Французской революции. Впрочем, и мифы о Русской революции 1917 года давно приобрели вид куда более реальных и страшных событий. Отчего объективная оценка влияния Французской и Русской революций на ход мировой истории нисколько не принизилась. Скорее, наоборот.
В бумажном календаре цвет даты изменить просто, но историю этим не отменишь.
По своим личным ощущениям помню, что в последние два десятилетия СССР 7 ноября менее всего воспринималось как официальное политическое торжество, но в первую очередь - как хороший веселый праздник. Немного заорганизованный и помпезный, зато искренний и добрый, шумный и красивый. У кого обновок не находилось, чтобы «на ноябрьские надеть»? С друзьями, коллегами, однокурсниками со смехом перебегали бестолковыми веселыми колоннами, чтобы к трибуне успеть уже ровными шеренгами. А потом всей родней собирались у когонибудь за большим семейным столом. Ну, кто тогда о политике думал в первую очередь? И разве уже тогда 7 ноября не был на самом деле Днем народного единства? Пусть бы теперь потихоньку в такой День из очередной годовщины революции и трансформировалось. Или… стиралось в памяти народа с уходом старших поколений.
Я не историк, не политик, не политтехнолог. Но мне кажется, что так было бы по-житейски разумнее. А по отношению к нашим отцам и дедам - гуманнее и справедливее. Да и по отношению к истории - научнее, если разбираться, какое событие ноября более значимо - 1612 года или 1917.
Тамара СЕМЕНОВА, заместитель главного редактора газеты «Новые рубежи»
- Какая-то у нас странная неупорядоченная ситуация с отменой прежних и НАЗНАЧЕНИЕМ новых праздников. Трудно понять, о каком единении и каких частей народа идет речь. Православных с мусульманами, буддистов с олигархами?.. Название замечательное, как, может быть, и идея. Наверное, уже настало то время, когда бывшим партизанам стоит помириться с бывшими полицаями, жертвам с палачами, а нищим с богатыми. Но в какой форме и на основании чего, какой идеи?.. Я всегда со страхом непонимания и ощущением духовной пустоты относилась к искусственным советским праздникам. Да, всегда наряжались, варили холодец, собирались за хмельным столом. Но я ребенком еще, помню, не могла понять, в чем суть праздника, из-за чего веселье. Демонстрации 1 мая и 7 ноября всегда напоминали пародию на крестный ход, только вместо икон несли портреты членов политбюро. А если разобраться в исторических исходниках (что 7 ноября, что 1 мая - этой Вальпургиевой ночи, что придуманного Кларой Цеткин 8 марта), то попросту оторопь берет… Ничем не лучше и не естественнее новый и, опять же, назначенный сверху День народного единства, который мы теперь обязаны радостно праздновать 4 ноября. В исторической хронологии тех событий пока еще полная сумятица. Может быть, и правильно, что 7 ноября перестало быть днем официального государственногопраздника. Но исправлять одну ошибку, чтобы тут же совершить новую и совершенно аналогичную… Не знаю.
Александр ГАЛДИН, депутат районного Совета и секретарь районного отделения КПРФ свое отношение к отмене празднования годовщины Октябрьской революции и назначению «вместо» 7 ноября на 4 ноября Дня народного единства выразил в резолюции вместе с 260 участниками митинга, которой прошел в Одинцове 6 ноября у памятника Ленину: «Мы, участники митинга в честь 88-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, заявляем, что день 7 ноября как был, так и останется народным праздником, праздником революции, давшей народам России политические и социальные права, создавшей государство, в котором все имели работу, бесплатными были образование и лечение, была гарантирована обеспеченная жизнь ветеранов… Власти и обслуживающим ее иудам уже мало отмены наших праздников, мало лжи о советском прошлом. Они теперь хотят снести Мавзолей В. И. Ленина, ликвидировать могилу генералиссимуса И. В. Сталина. Но мы напоминаем этим гробокопателям: Мавзолей Ленина - это святое место. Мимо него шли на фронт участники парада 7 ноября 1941 года. К подножию Мавзолея 24 июня 1945 года русскими героями были брошены штандарты разгромленной фашистской Германии… Руки прочь от Красной площади и Мавзолея Ленина! Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция! ..»
Илья ЕРЕМИН, заместитель главы администрации Одинцовского района
- Я бы предпочел, чтобы 7 ноября оставалось красной датой календаря. Хорошая ли, плохая, но это история. И не только нашей страны. Я бы оставил. Но кто у нас спрашивает.
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.143.218.180
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Ну а те, кто любят именно 7-е как красный день календаря - им выходных не надо. У них и так выходные постоянно. Ну почти у всех.
Вообще согласна с автором статьи и с Семеновой.
Вот интересно, кто как "отметил" 4-е ноября? Праздник оШШутили?
Вот интересно, кто как "отметил" 4-е ноября? Праздник оШШутили?
А вы ошшушали 7-е? Да? Каким образом?
А вы ошшушали 7-е?
Не, не ошшушала. Всё как обычно.
1. В некоторых источниках -взятие Москвы 6-7 ноября.
2. Польский король - законно избранный царь, то есть легитимность была соблюдена. И освобождение Москвы можно было рассматривать, как гос. переворот или, как борьба "верхушки" за власть. И Дм. Пожарский рассматривался, как один из кандидатов на "пост" царя.
3. Митрополит Филарет, отец первого русского царя, был пожалован в сан Лжедмитрием Вторым. Более того, он был в составе русской делегации, которая направилась в Польшу просить польского короля на царствование.