С Богом в космос!

07 апреля 2004, 17:08
Об этом удивительном человеке мне рассказали на космодроме Байконур, где мне довелось недавно побывать. На поле русской славы, которым, безусловно, является первый космический порт человечества, он занят тем, что строит храм, и… крестит космонавтов, отправляющихся в полет, и освящает ракеты!
Байконур переживает сегодня не самые легкие времена в своей истории. Финансовые трудности, испытываемые Россией, не могли не отразиться на наших космических программах. Начался исход жителей города на «большую землю», здешнее население за короткое время сократилось со 150 до 70 тысяч человек. Оказавшийся за рубежом после распада СССР уникальный космический комплекс сегодня арендуется Россией у Казахстана. Люди работают с тревогой в душе — стоит ли отдавать всего себя работе (а по другому на Байконуре трудиться не умеют), если нет веры в завтрашний день?
А протоиерей Сергий Бычков, как ни в чем ни бывало, начал строительство нового храма. Служением своим и делом показывая — Байконура без России быть не может. Может, и громкие слова, но, по-моему, это подвиг. Есть такое слово — «воодушевить». Не всякий это умеет, не у всех получается.
Узнав о таком удивительном священнике, я, человек далекий от религии, счел своим долгом встретиться с ним, побеседовать, и изложить эту беседу для наших читателей.
— Можно ли рассказать немного об истории храма?
— Храм наш был создан чуть более 10 лет назад по благословению архиерея Чимкентского и Акмолинского Елифирия. Это было помещение обычного магазина велотоваров. До этого ни одной церкви на Байконуре не было. Это ведь молодой город, построенный в советские времена. Велась пропаганда атеизма, и строить церкви было нельзя. В годы перестройки разрешили. Вход в здание был сбоку, затем, в 1996 году, когда меня направили сюда, мы занялись этим вопросом, сделали канонически правильный вход, купола – всё это подготовили к 2000-летию Рождества. Параллельно, в 1997 году, заложили храм в честь великомученика Георгия Победоносца. Проект делали сами, с местным архитектором.
А в 1998 году я начал освящать ракеты. Самой первой стала С2 с «Фрегатом». Потом пошли и другие — «Протоны», «Союзы», в том числе и боевые — «Днепр», «Воевода» — последнюю ракету американцы по своей классификации прозвали «Сатана». Кроме освящений, обязательно выезжаем в воинские части, встречаемся с бойцами, офицерами. Благословляем космонавтов. Некоторых космонавтов приходится крестить. Порой бывают забавные случаи — командир экипажа, узнав, что бортинженер не крещен, сказал «А я с тобой не полечу!». Пришлось срочно провести обряд, после чего космонавты получили благословение — это уже стало традицией, при пилотируемых полетах за пять часов до старта мы обязательно встречаемся.
А вот обряд освящения ракеты проводится за день до старта — когда она уже готова к пуску, идет проверка всех систем. Когда я совершал первое в своей жизни освящение ракеты, испытывал сильное волнение, а сейчас ничего, привык. Еще я не был священником, хотелось попасть на космодром — город-то тогда был закрытый, просто так сюда и сейчас не попадешь. И вот эта мечта осуществилась, да еще так неожиданно. Сейчас научился отличать ракеты друг от друга, изучил местную топографию, все стало таким знакомым. И выполнение своих обязанностей на стартовой площадке для меня теперь, в общем-то, обычное дело. Такое же служение, как у военных, которые приезжают сюда каждый день на мотовозе. Мысли посещают — «А вдруг переведут, а вдруг придется уехать?» И страшишься этого, ведь здесь — частичка души. Очень понимаю тех, кто всю жизнь проработал здесь, а когда заканчивается срок их службы и приходится уезжать на «большую землю», в Россию — они плачут.
Вообще бывают удивительные случаи. Вот американцы отказались от освящения ракеты — в ней два спутника было, американский и французский. И что вы думаете — из-за неполадок пришлось пуск отложить. Слили топливо, всё проверили, снова заправили. Во второй раз запротестовали французы. Так что вы думаете? Опять отбой! Процедуру заправки с ракетой можно лишь три раза повторять — потом её совсем снимают со старта. Но в третий раз, когда ракету всё же освятили, она благополучно ушла со старта, и отклонений никаких не было. Вот так.
— Нет ли в душе сомнений по поводу освящения ТАКИХ продуктов человеческого разума? Ведь вот, что для нас «Воевода», для американцев – «Сатана». А где-нибудь в Мурманске православный священник благословляет подводную лодку, способную снести целый континент?
— Да, благословляет, это так. Но при этом мы знаем, с какой целью стартует ракета – учебная ли стрельба, или идет коммерческий запуск для выведения спутников на орбиту. Знаем, что подводная лодка выходит в море не для войны, а для мира, для защиты страны. А вообще Православная Церковь всегда благословляла воинство, потому что наше воинство всегда стояло за други своя. Когда время пришло, я тоже отправился служить в армию. И в этом ничего зазорного нет — с оружием в руках мы защищаем свою Родину. И находясь здесь, мы, священники, хорошо понимаем и эту свою миссию — поднимать патриотический дух, воспитывать любовь к Родине у солдат и офицеров. Вы сами прекрасно видите, что сейчас происходит — эта работа совершенно не лишняя в наше время.
— Храм, который вы строите, ведь недаром назван в честь Георгия Победоносца. У нас, на Власихе, не так давно возведен храм в честь преподобного Илии Муромца. Какие еще есть небесные покровители у воинов?
— Их очень много: святой Александр Невский, архистратиг Михаил, великомученица Варвара — покровительница РВСН, Илья Муромец, святой князь Владимир, Дмитрий Солунский и много других.
— Как и весь город Байконур, ваша церковь находится на территории государства, где большинство исповедует ислам. Нет ли проблем во взаимоотношениях?
— Пока, слава Богу, в Казахстане к нам, православным, относятся очень хорошо. В том плане, что даже президент Назарбаев сказал так, что в Казахстане две доминирующие религии — ислам и православие. То есть он не отделяет нас от своего государства. Здесь не только не притесняют — мы даже чувствуем поддержку.
Но вообще некоторые проблемы здесь существуют. В средствах массовой информации прошло сообщение, что в августе в Тюра-Таме, а вы видели, что этот город вплотную примыкает к Байконуру, обнаружили секту ваххабитского толка. Но её разоблачили органы безопасности. Для традиционного ислама подобные секты представляют опасность, и мусульмане это хорошо понимают.
Проникают и псевдохристианские секты на территорию Байконура. Пятидесятники, в частности. Но мира у них нет, то и дело ссорятся, делятся — даже затруднюсь сказать, на сколько частей они сейчас разошлись — это в маленьком Байконуре. Но мы объясняем людям, рассказываем правду. Многие, кстати, особенно среди молодежи, даже не подозревают, что находятся в секте, думают, что они православные христиане. Тяга к вере велика, а сектанты умело пользуются неведением. Но что отрадно — в последнее время усилился поток людей, понявших свою ошибку, они приходят к нам.
— А есть ли на территории Байконура мечеть?
— Пока нет, ближайшая — в Тюра-Таме. Но исключать то, что она со временем появится, нельзя — в городе живет много граждан Казахстана. Но, кстати, далеко не все казахи — мусульмане. Есть и те, кто принял крещение. Есть у нас и представители других национальностей — корейцы, уйгуры, киргизы, являющиеся православными.
— Не могли бы рассказать немного о себе?
— Родился в городе Кзыл-Орда. Лет до семи моя прабабушка водила меня в церковь. Ну, потом были сложности. В пионеры меня не приняли, когда узнали, что я верующий. А потом оказалось, что класс отстающий по этому показателю, деваться было некуда, и меня все-таки зачислили – учился я хорошо. После восьмого класса поступил в обычное строительное училище, при этом одновременно пошел работать в храм. Училище закончил с отличием, в дальнейшем это очень пригодилось. Был призван в армию, два года отслужил в специальной бригаде внутренних войск — спецназе, сейчас это так называется. После возвращения собирался поступать в семинарию, но тут приехал в город архиерей Елифирий, узнал меня — мы еще до армии были знакомы, он беседовал со мной. И он сказал: «Пришло твое время, брат, женись, и будем тебя рукополагать». Священников не хватает в Казахстане. Я нашел супругу, мы обвенчались, и я был рукоположен в сан дьякона. Уже через неделю, став священником, поехал в Кокчетав, на приход. В этом году отметил десятилетие своего служения, из них 7 лет — здесь, на Байконуре. Награды имею. И — четверо детей у нас, это тоже награда. Закончил за это время Курскую семинарию и Институт культуры.
— Мне кажется, такая потрясающая тема – православный священник, благословляющий экипажи космических кораблей и освящающий ракеты и спутники, должна привлекать огромное внимание прессы. Так ли это, есть ли публикации о вашем служении?
— Как ни странно, о нас много пишет иностранная пресса, снимают зарубежные телевизионные каналы. Российские газеты и телевидение — почти ничего. Однажды была публикация в «Комсомольской правде», причем, скорее, критическая. У нас ведь раньше колокола были, сделанные из металлических газовых баллонов — знаете, таких, кислородных. Но даже такая статья нам помогла — в скором времени после выхода этой статьи нам подарили настоящие колокола.
Издаем мы и собственную газету, где помещаем материалы и новости нашего благочиния, она называется «Благовест».
— Точно как православное приложение к нашей газете «Новые рубежи»! А есть ли у вас какие-либо слова, обращенные к Одинцовскому благочинию, к верующим нашего района — ведь хоть мы и далеко друг от друга, но нас многое связывает?
— Конечно, многое, ведь у нас у всех одна мать – Русская Православная Церковь. Желаю одинцовцам веры — в наше непростое время это пожелание не будет лишним, и вера сегодня ежечасно нуждается в укреплении. Добра, обязательно добра, без добра мы бессильны в этом мире. Любви, чтобы между нами обязательно была настоящая братская любовь. Слишком много розни сейчас, и она нам всем сильно мешает. Мне хотелось бы, чтобы и в вашем благочинии, и на всех приходах Русской Православной церкви, где бы мы ни пребывали, всегда царила любовь.
А. Лычагин.

3.138.125.86

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
48
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи