В духовном равноправии с природой

08 октября 2003, 16:17
В минувшую субботу прошел Международный День защиты животных. Решение о его праздновании было принято в 1931 году на международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. 4 октября выбрали не случайно: это день ангела и смерти святого Франциска Ассизского, родившегося более 800 лет назад…
Франциск (1182-1226 гг.) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Канонизирован в 1228 году. Он одним из первых не только в христианстве, но и в западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовать любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий. Ко всем существам Франциск обращался, как к своим близким родственникам. Он именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю называл сестрой-матерью. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Святой спас несколько диких голубей, которых несли на базар. Он восклицал: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. Он старался не наступать на воду и почитал скалы. По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимозависимости.

Новшеством Франциска стало его проповедование напрямую животным и растениям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам.

Франциск Ассизский умер в нищете. Говорят, что в момент его смерти стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать его на небо. Он — первый «западный» святой, которого полюбили русские верующие…

«Может в мире преизбыток зла?»

Ранним утром, днем и вечером во мраке
Появляются то здесь, то там
В наших городах бездомные собаки,
По бульварам, рынкам и садам.
Как их много… Бродят даже стаи!
Спят зимой на люках для тепла.
Как становятся бродячими — не знаю.
Может в мире преизбыток зла?
Может так — себя проблемой мучая,
Чем бы нам, родителям, развлечь сынка —
Покупаем где-нибудь по случаю
Милого, пушистого щенка.
Но мужают нежные дитяти…
И уж как бывает там — пойди проверь!
Но щенок сынку становится некстати.
И щенка ненужного — за дверь.
Да, бывает часто,
Что собаки, как игрушки.
Но бывает случай и другой:
В одночасье в мир иной уйдет старушка,
И собачка остается сиротой.
Над хозяйкой поскулит-поплачет.
Но собачья не поможет ей мольба.
Ничего мольбы ни для собак
Ни для людей не значат,
Дальше ждет ее на улице судьба.
Просто иногда решается проблема
В этом, видно, бесы людям помогли:
Способом преподлым, как измена,
С помощью веревки, пули и петли.
Бродят по помойкам бедолаги
В поисках кусочков хлеба и костей…
Где проблема есть — «бродячие собаки»,
Может ли быть счастье у людей?
И живут собаки по лесам,
Канавкам, под забором,
В уличной грязи, навозе и пыли.
Видел я не раз глаза, глядящие с укором
На людей, что равнодушно мимо шли…
Этих псов бродячих все мы
Знаем с детства.
Я все чаще размышляю вот о чем:
Как и чем нам отравили сердце,
Выжгли совесть, будто кипятком?
Нет, приюты ни собакам, ни калекам
Не спасенье. Это ясного ясней!
Если человек не станет Человеком,
Если не проснется совесть у людей!

13.59.234.182

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 599 (+1)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи