«Ширма стыдливости» и орудие женского кокетства

20 августа 2003, 16:02

«По манере пользоваться веером можно легко отличить княгиню от графини, маркизу от разночинки. Из всех составляющих туалета элегантной женщины ни один она не может использовать так ловко, как веер».
Мадам де Сталь.
В Больших Вязёмах, в усадьбе князей Голицыных проходит выставка «Волшебный мир веера XVIII-XIX веков». Выставка подготовлена Государственным историко-литературным музеем-заповедником А.С.Пушкина и музеем Останкино. Вдохновители выставки: коллекционер Александр Фёдорович Червяков и директор Пушкинского музея-заповедника Александр Михайлович Рязанов. Два замечательных музея, объединившись, придумали интереснейшую экспозицию с множеством вееров на разные случаи жизни. Представлены более ста предметов: веера из ткани и кости, из перламутра и черепахового панциря, раскладные и не раскладные; перчатки, коробочки для пудры, щипцы для растяжки перчаток, живописные работы, изображающие дам того времени с веерами в руках; детские игрушки.
Веер впервые появился в Японии и Китае, когда – точно неизвестно. Обычно это складное опахало, раскрывающееся полукругом. В XVIII веке из Западной Европы пришёл в Россию. Была заимствована не только форма, но и своеобразный язык веера. Не произнося вслух ни слова, двое всегда могли понять друг друга, благодаря манипуляциям с веером: «да» – прижать веер рукой к правой щеке; «нет» – то же правой рукой к левой щеке; «я тебя люблю» – закрытым веером в правой руке указать на сердце; «я не люблю» – движение в сторону закрытым веером; «будьте осторожны, нас подслушивают» – открытым веером дотронуться до левого уха; «не приходи поздно» – быстро закрыть открытый веер, «не приходи сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
Цвет веера имел особое значение: чёрный – печаль, красный – радость, лиловый – смирение, голубой – верность, жёлтый – отказ, коричневый – недолговременное счастье, розовый с голубым – любовь, с блёстками – твёрдость, доверие.
Веер был непременным атрибутом балов и вечеринок. Чтобы поехать на бал, необходимо было иметь с собой маленький букетик цветов, перчатки и веер, соответствующий цвету одежды и настроению. Девушки выезжали на бал с веерами из слоновой кости или перламутра, дамы – из кружев или страусовых перьев.
В России во второй половине XVIII века веер становится обязательной и актуальной деталью на всех балах, торжествах и приёмах. Он утрачивает своё изначальное утилитарное предназначение и превращается в орудие изощрённого женского кокетства. Для пользования веером требовалось большое умение, изобретательность и ловкость. Не случайно мадам де Сталь сказала, что веер использовался для привлечения поклонников и испытания обожателей. В умелых руках веер становился средством, подчёркивающим прелести красавиц, скрывал их недостатки. Его называли «ширмой стыдливости».
Выставка очень необычна: она погружает в мир прошлого, и хочется поехать на светскую вечеринку, надеть шикарное платье, подобрать веер и танцевать до утра…

3.15.145.50

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
61
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи