"Протек" не справляется с обеспечением льготников лекарствами
В редакцию "Недели" часто обращаются представители льготных категорий, которые жалуются на нерегулярное обеспечение их жизненно важными лекарственными средствами. Тема поднималась на страницах нашей газеты уже не раз, но своей актуальности не утратила по сей день. Так, страдающий диабетом Виктор Иванович Р. из Одинцова, измученный многократными непродуктивными хождениями за необходимым средством, просит дать внятный ответ, почему аптека не отпускает ему льготный препарат, если этот же самый препарат на его глазах реализуется в соседнем аптечном окошке за деньги.
Выдерживать натиск гневных выступлений «на местном уровне» приходится начальнику фармацевтического отдела районного Управления здравоохранения Татьяне Артемовой, которую «НЕДЕЛЯ» попросила разъяснить читателям суть проблемы отоваривания льготных рецептов.
- Татьяна Ивановна, почему же наш читатель неделями не может получить необходимый препарат в льготном окошке, тогда как рядом то же самое лекарство реализуется за деньги?
- Что касается конкретной, рассмотренной выше ситуации, для начала следует уточнить, к какой льготной категории принадлежит автор жалобы - федеральной (больные, имеющие инвалидность, а также ветераны и участники войны) или региональной (труженики тыла, репрессированные и др.). Как известно, у каждой из этих двух категорий - отдельный перечень льготных лекарств. Эти два перечня во многом сходны, но - не идентичны. В рассмотренном вопросе принципиально то, что федеральных льготников на территории Московской области снабжает лекарствами только один единственный поставщик - фирма «Протек» (выигравшая тендер на уровне Минздрава РФ). А для региональных льготников монополию на обеспечение их лекарствами имеет другая фирма (тоже - только одна) - «Мособлфармация». То есть те же самые средства, полученные аптекой от других поставщиков и реализуемые за плату «в соседнем окошке», выдать «по льготе» аптека по закону не имеет права.
Проблема, возникшая у Виктора Ивановича, связана, скорее всего, с тем, что требуемый препарат пока не поступил в аптечную сеть, так как поставщик просто оказался не в состоянии обеспечить потребности заказчика в данный момент. Сама аптека льготные препараты не закупает, она делает заказы поставщику на основании поступивших в нее рецептов и данных врачей; наш отдел составляет ежемесячные сводные заявки по всему району на лекарства и изделия медицинского назначения. Заявки предоставляются поставщикам и Минздраву Московской области. А фирма-поставщик обязана привезти препараты по конкретным наименованиям в требуемом количестве.
- Почему же тогда требуемого количества средств в аптеке так долго нет?
- Наиболее остра эта проблема для федеральных льготников - фирма «Протек» не справляется со столь значительным объемом заказов, она дает нам около 80% отказов от заявленных лекарственных препаратов. «Протек» работает и как коммерческая организация, и как льготный поставщик. По коммерческим заказам идут бесперебойные поставки, а по льготам - 80% отказов от заявки. В последнее время у нас процент поставок по федеральной льготе составляет не более 20%.
- Как же устранить фармацевтический непорядок? Если «Протек» с объемом заказов не справляется, может, поставщика следует сменить, обосновав это в юридическом порядке?
- Мы не имеем права этого делать, это вопрос не нашего уровня; его в состоянии решить разве что Госдума или Федеральное правительство. Однако, зная ситуацию с «Протеком», Минздрав Московской области взял на себя ответственность издать по перечню «Протека» свои 4 перечня, согласно которым одна группа лекарств будет поступать до конца текущего года гарантированно, другая - «с возможными перебоями», третья - отказы в поставках лекарственных средств с возможностью синонимической замены. Четвертый перечень включает препараты, которые до конца года поставляться не будут.
При этом замену назначенного врачом препарата аптека не имеет права делать сама, поэтому все эти три перечня буквально 15 ноября доведены до сведения врачей, которые вправе решить проблему с обеспечением больного лекарством путем замены одного препарата другим, аналогичным. Конечно, это очень тяжело - у врачей появляется дополнительная обязанность, но уверена, что они отнесутся к ситуации с должным пониманием, ведь больше всего от сложностей с «Протеком» страдают пациенты.
- Скажите, а может ли врач, зная специфику ситуации с плохим обеспечением тем или иным лекарством, выписать больному рецепт не на месяц, как это делается традиционно, а сразу на несколько курсов лечения, чтобы страдающий без того человек не терял время и здоровье на непродуктивные «путешествия» по аптекам?
- Врач имеет право выписать больному месячную потребность в лекарственном средстве, но если больной, скажем, уезжает из района и не сможет прийти за рецептом в следующем месяце, то врач может пойти навстречу пациентуи выписать лекарство на 2 месяца.
- Картина ясна, хотя едва ли все вышеизложенное способно утешить нашего Виктора Ивановича и его товарищей по несчастью. Давайте дадим им конкретный совет: скажите, куда следует обращаться пациентам за помощью или ответом в случае возникновения подобной проблемы?
- Конечно, в каждом конкретном случае нужно разбираться предметно. Гражданам, у которых возникли вопросы, связанные с обеспечением лекарственными препаратами, следует обращаться по телефонам Фармацевтического отдела районного Управления здравоохранения: 596-41-34; 596-20-79.
Елена МОРОЗ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
18.118.126.44
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Сколько и кому, интересно, заплатил поставщик????
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ!!!!!!