Чтобы остаться живым…

06 августа 2003, 15:59

Иногда приходится слышать от разных людей и в самых разных ситуациях вопрос: как нам исповедоваться? что такое исповедь? Исповедь… У неё есть ещё другое название – покаяние. Таинство покаяния – одно из семи церковных таинств.
Крещение есть первое таинство. Многие наши современники, чувствуя потребность сделать что-то хорошее и правильное в отношении Бога (существование Которого они смутно предполагают или допускают) и Церкви, вспоминают о Крещении. Да – это великое дело. В нём, при троекратном погружении тела в воду и призывании имени Пресвятой Троицы, человек омывается от первородного (наследственного, скопившегося за многие жизни предков) греха и вообще от неправд и ошибок, совершенных до Крещения и, что важно, возрождается благодатию (силой) Святого Духа в новую духовную жизнь, входит в Церковь через Крещение, как через дверь. Но в дверях жить нельзя, в них нельзя застыть. Либо проходи и будь, что логично, раз постучал, либо… И люди, не понимая, что Крещение есть необходимое, но не достаточное начало, уходят. Ни звание крещеного и православного, ни ношение крестика на груди как талисмана нам ещё ничего не гарантируют.
Вот мы приготовили грядку: взрыхлили, окопали, оградили, удобрили. Назвали её душой; сказали, что это – Божий удел. Что дальше? Урожай-то будет? А иначе, чего ради трудились? Надо сеять семена. Таинство миропомазания – это своеобразное таинство сеяния. В нём верующему подаются дары Святого Духа, как некие семена, которые ещё не проросли, не выкинули стеблей, не заколосились, но, если всё это случится, то они своими корнями и почву укрепят, и плоды будут. Вот и совершается Миропомазание сразу же вслед за Крещением, чтобы христианская жизнь была крепкой, и – чтобы осмысленной, целенаправленной. Помазываем святым миром лоб, глаза, уши, рот, грудь и проч. – как бы семена сеем. От кого зависит урожай? От Господа и от нас. Мы тянемся, как стебли, вверх. Бог греет, овевает, орошает, опыляет. А мы – мы этого сознательно, глубоко желаем.
Но кто помазывает? Без священника не обойтись. Ему дана в таинстве Священства особая сила, особая благодать Святого Духа совершать другие таинства.
Над кем? Над младенцами ли, отроками, стариками… над всеми, кто когда-либо родился у мамы и папы. Хорошо появиться на свет в доброй мирной семье, где родители заботятся не только о телесном здоровье детей, но и о душе своих чад. Когда молодой человек и девушка, мужчина и женщина, любящие друг друга, обещают взаимную верность, священник в Церкви в таинстве Брака благословляет их супружеский союз, просит от Бога помощи им во всех добрых делах, единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей. Чтобы выросли люди совестливые, порядочные, умные и красивые, благодарные родителям, преданные своей стране, всегда душой молодые.
Но если годы идут, как же оставаться молодыми? Таинство покаяния – это таинство глубокого, чудесного обновления. Верующий человек исповедует (то есть выговаривает) свои грехи Богу в присутствии священника и через священника, живого человека, ощутительно, слышимо, получает прощение грехов (если кается чистосердечно и с искренним желанием измениться к лучшему) от Самого Господа Иисуса Христа.
Кому хочется слабеть, стареть и разрушаться? Отчего мы стареем? В нас накапливается вред – и в клетках организма, и в памяти, и в душе. Меняются протеины, “твердеют”; замусориваются сосуды, кожа теряет эластичность, мутнеют хрусталики глаз. И сами зрачки, сужаясь, заставляют говорить, что в глазах “темнеет”. И движения, и соображение – всё замедленное. Но напротив, вылезают наружу пороки, которые сдерживались в молодые годы.
Старость – время итогов, выявление плодов, результатов прожитой жизни, тест и экзамен – имеет разные образы. Что нас ждёт? Слабоумие или мудрость? Смешной и всех раздражающий эгоизм – или кротость, всех милующая любовь, неутолённое желание всем тихо (без требований благодарности) послужить своим опытом, пусть слабыми, но ещё оставшимися силами?
Душа не стареет от текущего времени. Это научный факт. Она стареет, портится, тупеет от греха, от накопившейся в ней и не выметенной вон лжи, нераскаянности, лукавства. Что такое старческий маразм? Его появление очень глубоко связано с понятием раскаяния, вины, поиском прощения и искупления. Один православный священник – профессиональный психолог, считает, что маразм – “это расплата личности за то, что человек по лени своей, по испорченности, греховности перестаёт заниматься своей душой. Как только человек перестаёт расти, духовно двигаться, он начинает разлагаться, отступать, падать. Это напрямую не связано с возрастом и может проявляться и в старости, и в зрелости, и в молодости”. (Священник Андрей Лоргус. Журнал “Нескучный сад”, № 4, 2002 г.).
Итак, как нам исповедаться? Надо ощутить потребность в покаянии и по-настоящему захотеть добрых перемен в себе. Покаяние – метанойя по-гречески – есть изменение ума. Всё вижу и понимаю по-новому, неповерхностно, проникновенно.
У людей неверующих процесс распада личности в старости очевиден; грех, страсть обнаруживаются даже на лице, в словах, в несдерживаемых (уже не скрытых ни занятостью, ни красивым телом) реакциях и рефлексах. Церковь видит в старости особую ценность. Это время собирания плодов, тишины и молитвы, предчувствия близко подступившей вечности.
Надо бояться не самой старости, а старости как возмездия за нераскаянно и порочно прожитую молодость и зрелость. Ко многим грехам, которых в жизни каждого человека много, мы часто прибавляем ещё один – грех ложного стыда пойти и исповедать свои неправды в Церкви. Не в чистом поле. И не от ума к Уму. – Давай я отделю твой ум от всего остального! – Но это же смерть, – возразишь ты. – Правильно. Поэтому неси в Церковь всё: и ум и тело, и волю и чувства. Они грешили вместе, пусть вместе и каются.
И всё? Да что вы! Это только начало, такое правильное, постоянное, даже может быть радостное (как Бог даст) начало. Вот и таинство Елеосвящения (соборование) помогает нам, больным (мы ведь все хвораем чем-нибудь и в какой-либо мере), помазываясь освященным елеем (маслом), принимать благодать Божию для выздоровления – исцеления от телесных и душевных болезней.
А величайшее и таинственнейшее таинство Причащения заключается в том, что в нём верующие люди вкушают, под видом хлеба и вина, самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это соединяются, непостижимо, но верно, со Христом и приобщаются бессмертию, вечной жизни уже здесь и сейчас, во времени.
Все церковные таинства глубоко и невыразимо приближают нас к Богу и сообщают нам Его благодатную силу, пестуют нас и ведут по жизни, очищая, защищая, исцеляя и питая, чтобы нам остаться живыми. Навсегда.

3.15.214.185

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
95
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи