Родная пристань

06 августа 2003, 15:59

Сколько храмов на святой Руси! Сколько золотых куполов, дивных икон, певучих звонниц… К каждому из них ведет своя дорога, протоптанная тысячами прихожан, которым дорог именно этот храм. И где бы ты ни был, какими бы красотами ни восхищался, все равно ты вернешься в свой храм, к его стенам, его иконам, как к родной пристани в бурном житейском море.
Для многих одинцовцев таким местом стал храм во имя иконы Гребневской Божией матери, в городе его любовно зовут «Гребневская церковь». Встав у старинной Смоленской дороги 200 лет назад, храм вместе с городом пережил все его радости и горести, видел пожар войны 1812 года, преобразования дачного поселка Одинцово в районный центр, тяжелые годы Великой Отечественной, страшное время поругания, забвения и разрушения.
Последний настоятель храма (до его возрождения в 1991 г.) протоиерей о. Александр (Ворончев) до 1937 года служил в Гребневской церкви, до последнего звучало здесь слово высокодуховного пастыря, окормлялась паства. Как у многих служителей церкви, могила этого пастыря неизвестна — ее скрывают северные концлагеря, но память о нем хранят стены храма.
Впоследствии Гребневская церковь до 1991 года служила подсобным помещением для всевозможных хозяйственных нужд города. Но «Бог поругаем не бывает» — мы видим эту истину в судьбе нашего храма. Из поруганного, полуразрушенного здания он превратился в истинный Храм — центр духовной жизни города и района. С 1991 года идут в храме церковные службы, а с 2000 года — ежедневно. Уже 12 лет вновь служит храм людям: в нем крестят, венчают, отпевают прихожан, в нем звучат слова молитвы, слова помощи и ободрения.
Своими воспоминаниями и мыслями делятся с нами клир и прихожане.
Монахиня м. Гликерия (Репникова):
«Когда я услышала о том, что Гребневский храм отдали Церкви — радость была большая, и многие верующие решили помочь его возрождению. Сам храм был в ужасном состоянии: пол «вздыбился» цементными кусками, в алтаре — грязь и мусор, стены в трещинах, крыша протекает, все разбито и покорежено. Средств в ту пору у Церкви почти не было, и все мы трудились во славу Божию, без всяких оплат. Каждый нес, что мог, и делал, что умел. Отец Игорь Борисов — первый настоятель храма, сам таскал бревна, делал тяжелую работу. Наши женщины собирали необходимое в прямом смысле «с миру по нитке», из пожертвованных материй шили перекиды на аналои, облачения, уборы для икон. Старинных икон в храме не осталось, так отец Игорь ездил за иконами в Калужскую область, в с. Передолье. Оттуда из запасников (с чердака сарая) мы привезли иконы: «Утоли моя печали», Архангела Михаила, пророка Илии, св. великомученика Харалампия, алтарные иконы Спасителя и Святителя Николая. Много своего труда положили наши женщины: М. И. Кулешова, М. С. Михайлова, В. А. Богданова и др. Были помощники среди мирян — наши первые благодетели, помощники по покупке стройматериалов. Первую просфору пришлось выпекать мне, на газовой плите в храме, получалось неважно — сколько было хлопот! От того времени в памяти осталось главное — мы все «горели единым духом», все стремились всеми силами помочь храму, помочь Церкви, мы желали видеть храм возрожденным домом молитвы, куда снова пойдут за помощью люди».
Л. Ф. Клосинская (руководитель паломнической службы):
«С открытием храма стал складываться его приход, появилась Воскресная школа для детей и взрослых. Многие потянулись на эти занятия, так как поколению 30-40-50-летних людей, получившему атеистическое воспитание, не имеющему религиозных знаний, было трудно самостоятельно разобраться во всем. Тогда же возникло желание посещать святые места. Первые поездки — это Дивеево и Оптина пустынь. Затем поездки стали просто необходимостью, они привлекали все больше и больше людей.
В свободном общении, делясь своим духовным опытом, посещая великие русские святыни люди лучше понимали суть Веры, смысл православного учения. Возродилось почти забытое паломничество, возникла необходимость в паломнической службе. Впоследствии эта работа дала большой толчок моему духовному росту, надеюсь, также и духовному росту других прихожан. В паломничестве сплачивает все: общая молитва, преодоление искушений, восхищение святостью посещаемых мест и многое другое. Помогли нам сами прихожане, работники клира, особенная благодарность тем, кто стоит за «свечным ящиком» и помогает в сборе заказов, так как организация наша общественная и оплачиваемых должностей не имеет. Почти за 10 лет нашего существования мы освоили множество маршрутов: Дивеево, Оптина, Лавра, Валаам, Задонск, Золотое кольцо и мн. др. В наши поездки может поехать любой желающий, немаловажно и то, что паломнические поездки в 2-3 раза дешевле туристско-экскурсионных. Мы приглашаем всех желающих посетить святые места. Поездки благословляются Благочинным церквей Одинцовского округа архимандритом Нестором (Жиляевым).
Дьякон о. Леонид Савченко:
«С самого начала Гребневский храм уделял особое внимание привлечению в церковь молодежи. Первый «почин» положила Воскресная школа, затем его продолжил церковный хор. В настоящее время в нем три группы: младшая, средняя и старшая. Большое внимание Воскресной школе и помощь в организации оказывает отец Николай Комаров. Для каждой из групп ребят проводятся свои мероприятия, свои занятия: встречи, паломнические поездки, чаепития, организуются праздники. В храме ведется секционная работа: действуют кружки музыкальные, спортивные, даже кулинарный. Под руководством о. Николая уже второй год работают православные курсы для педагогов. Огромное внимание уделяет созданному в 2000 году Молодежному центру настоятель храма архимандрит Нестор. Базовая его основа — старшая группа хора, но в его жизни активно участвует и другая молодежь. Три года ребята из МЦ собирались в православном лагере с. Луцино, где они удачно совмещали молитву, отдых и труд по восстановлению храма. Их не пугала ночевка в палатках, пища с полевой кухни, тяжелая работа. Времени хватало и на работу, и на развлечения: организовывали соревнования, ходили в походы. В этом году православный лагерь «уедет» на Валдай, в Иверский монастырь. Традиционными стали ежегодные встречи молодежи в КСЦ «Мечта», где православная молодежь обменивается своим опытом. Третий год организуются встречи-соревнования между православной молодежью г. Одинцово и г. Богородска, в этом году к ним «примкнул» г. Подольск, так что молодежи было примерно 300 человек. Придти в МЦ может любой желающий, правда, не все в нем остаются, так как православное воспитание не допускает многих светских вольностей. А тем, кто хочет жить интересной, полноценной жизнью православного человека, мы всегда рады.»
Нам хотелось дать читателю представление о сегодняшней жизни нашего старинного храма. Остановится ли он на достигнутом, или пойдет дальше, в будущее?
С 2002 года совместно с администрацией Одинцовского района храм приступил к осуществлению нового проекта: строится Социальный центр для детей-сирот, одиноких инвалидов и престарелых граждан. Название говорит само за себя: милосердие, помощь ближним, поддержка неимущим — это «краеугольные камни», на которых стоит наша Вера. И очень отрадно сознавать, что эти высокие принципы человеческой морали находят отклик и поддержку в высших эшелонах власти нашего раойна. Сейчас в «работе» на будущем еще один «проект» — организация при Социальном центре сестричества, либо женской обители. А дальше появятся и другие, не менее необходимые обществу и Церкви.
Наш храм по-прежнему молод, несмотря на свои 200 лет, он живет, он дышит, он служит людям и Богу.

священники, служившие в храме

На 1803 г. в церкви значатся: священник Иван Алексеев, дьячок Николай Иванов, пономарь Иван Федоров.
В 1813-1816 г.г. при церкви священника не имелось, и она была приписана к церкви Благовещенской в селе Федосьине.
1 октября 1824 г. священником церкви с. Одинцово был назначен Тимофей Стефанович Загорский, прослуживший здесь до своей смерти, последовавшей в 1848 г. О нем известно, что родился в Московской губернии, «дьяконский сын».
На 1847 г. ему было 52 года, вдовец, в семействе у него дети: Евдокия 21 года, Мария 19 лет, Агриппина 16 лет, Надежда 13 лет, Параскева 10 лет, Димитрий 7 лет.
С 26 сентября 1848 г. священником состоял Александр Павлович Пиуновский (на 1850 г. ему 22 года, у него жена Мария Тимофеевна 23 лет, сын Леонид 1 года). Родился в Московской губернии, сын священника.
С 22 марта 1820 г. дьячок Иван Иванович Бутуринский (на 1850 г. ему 63 года, в семействе у него жена Мария Петровна 63 лет). Родился в Московской губернии, сын священника.
С 23 ноября 1816 г. пономарь Григорий Алексеевич Крылов. Родился в Московской губернии, сын дьячка. В стихарь посвящен 21 марта 1821 г. На 1850 г. ему 49 лет, в семействе у него жена Евдокия Семеновна 42 лет.
В июле 1862 г., после смерти церковного старосты крестьянина Егора Алексеева, старостой был избран крестьянин Димитрий Прокопьев. В то время в церкви служили: священник Александр Пиуновский, дьячок Иоанн Маслов, пономарь Григорий Крылов.
1917 год. Священник Валентин Семенович Парусников, 30 лет, из духовного звания. Обучался в Московской духовной семинарии, окончил курс в 1908 г. по второму разряду... Награжден набедренником 28 апреля 1916 г. В семействе у него жена Александра Викторовна (15 апреля 1886 г. р.) и дети: Раиса (26 января 1911 г. р.), Виктор (15 марта 1914 г. р.).
Дьякон Владимир Сергеевич Розанов 33 лет, из духовного звания. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, откуда выбыл из третьего класса в 1898 г. Переведен во дьякона на настоящее место 12 января 1916 г. Жена Елизавета Иоанновна (3 апреля 1886 г. р.), дети: Александр (19 января 1909 г. р.) обучается в земской школе, Сергей (2 июня 1910 г. р.), Нина (11 декабря 1911 г. р.), Анатолий (17 октября 1913 г. р.).
Псаломщик Владимир Михайлович Холмогоров 41 года, из духовного звания. Обучался в Московской духовной семинарии, откуда выбыл из первого класса в 1892 г.
Церковный староста — крестьянин села Знаменского Звенигородского уезда Иван Петрович Коротков 42 лет. Утвержден в звании старосты 2 мая 1916 г.
В приходе церкви значатся деревни Акишева и Мамонова и сельцо Вырубово. 218 домов, 531 мужчина и 557 женщин.

3.144.25.248

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
165
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи