БЛАГОВЕСТ

20 ноября 2002, 15:10

СВЯТОЙ ПРОРОК Моисей пас овец тестя своего Иофора, священника Мадиамского, у горы Хорив и однажды увидел терновый куст, объятый сильным пламенем. Огонь взметался ввысь тонкими язычками, потрескивали ветки, дыхание странного пожара овевало лоб и проникало в ноздри... А куст не сгорал.
Моисей был человеком чутким, вдумчивым, он вырос и получил образование при дворе египетского фараона, ранние скорби умудрили его сердце, от рождения же будущий пророк был исключительно одарен духовно. И вот способность глубоко чувствовать и душой проникать в смысл увиденного позволили ему в пламени тернового куста интуитивно, до опыта, признать "великое явление". Моисей решил приблизиться к кусту и понять, отчего куст не сгорает.
И тогда его душе, давно ищущей правды, приоткрылась глубина тайны. Вернее, слегка коснулась его слуха и сердца. Бог, увидев Моисея, идущего разрешить недоумение, воззвал к нему из пламени, "из среды куста": "Моисей! Моисей!... не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3,2-5).
Святая земля. Вы были на Святой земле? Мечтаю туда поехать, или хотелось бы снова, или пока коплю деньги. Мы говорим и думаем о далеком от России крае, слышавшем речи Спасителя, напоминающем и говорящем своими храмами, водами, камнями и колодцами о том, что здесь Христос ходил, творил чудеса, учил народ, страдал и что здесь совершилось Его Воскресение. Нам этот край дорог, мы хотим быть к нему как-нибудь, хоть заочно, ближе. Мы вообще желаем иногда быть ближе к святыне. А святые люди всегда посвящали себя стремлению, приближению к Богу. С другой стороны и там, на Святой земле, многие и знать не хотят Христа.
"А вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме", - допытывалась Самарянка.
"...Поверь мне, - отвечал ей Христос, - настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине". Ибо "Бог есть дух" (Ин. 4, 20-2 1, 23, 24).
О Духе нам известно, что Он и есть Сам вездесущий Бог и, подобно лучам или теплу, обнимает то, что желает, не сокрушая, не испепеляя, но сообщая живой душе, на которую призрел, вдохновение, красоту, мудрость и радость. О явлении Святого Духа свидетельствует евангелист Лука: на пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа Его ближайшие ученики, апостолы, собрались вместе. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого.
Существуют лица, события, предметы обыкновенные, которые у людей тоже обыкновенных не вызывают ни печали, ни радости. Иное же, по общему мнению, безобразно или опасно, а иное, напротив, столь светло, что только темному оку может казаться мрачным или несносным.
Святое - это по-хорошему необыкновенное. Оно освящено Богом, устранено от нечистоты, зла и тления. Как освящено? Повелением Святой Троицы, всех трех Ее Божественных Лиц. Прямым же действием, или наитием, Святого Духа. Святою почитается земля, где ходил Христос, освящена икона, на которой Он изображен, в глубине своего существа свят человек, Им сотворенный. Свят храм, в котором Господь пребывает. Строится новый и, если соответствует своему назначению, то - освящается. Каждый храм - и большой, сверкающий великолепным убранством, и ветхий, в глуши, деревянный; каждый, где поклоняются небесному Отцу в духе и истине.
Подобное возможно и в отношении человека. Его когда-то не было совсем, а потом он родился, растет, наполняется духом, историей, опытом, атмосферой жизни своих предков, далеких и близких. И этой особой силой или атмосферой, что происходит не от людей и называется святостью; и ею он проникается в той мере, в какой соответствует своему назначению.
Вечером, после службы, я иногда беседую с молодыми родителями, желающими крестить своих детей. У нас в храме высокие окна; в них в разные вечера разное небо: то синее, глубокое и просторное, а то низкое, с бегущими облаками, мятежное. Под ветром чуть слышно подрагивают стекла, гудит временами кровля, шумят липы. Храм плывет, как ледокол среди расползающихся и тающих льдин, - царственно, невозмутимо. Подумайте только, - прошу я родителей, - проходят столетия, меняются формации, режимы и системы, моды, поверья и поветрия, увлечения, учения и течения, а храм Божий не меняет ни курса, ни цели, ни образа движения; это единственное место на земле, где любят Истину словом и делом. Ибо на деле любит тот, кто не изменяет своей любви, кто хранит ей верность.
В храме Бог пребывает невидимо, благодатно, но и телесно, существенно. Совершается Литургия, благословляется специально испеченный хлеб и то соединение виноградного вина и воды, что заранее вливается в Чашу; и эти приготовленные пища и питие - эти принесенные людьми дары изменяются по существу, не меняя вида, так что в конце службы христиане вкушают под видом хлеба и вина уже совершенно иное - Тело и Кровь Божиего Сына, Богочеловека. Превечный Бог посещает Свой святой храм, Сам Себя приносит в жертву, в пищу любящим Его, чтобы, соединившись с ними, образовать одно целое - Церковь. А вокруг продолжает жить вседневной жизнью ничего не подозревающий об этом мир.
"Все это пространство, - говорит митрополит Сурожский Антоний, все это строение посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни угла, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с чувствами, достойными и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь". А если вносит, приносит человек что-либо "недостойное", то оно "должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души".
Жизнь храма таинственна. На каждой Литургии - по освящении принесенных хлеба и вина, таящих в себе, являющих в себе священно и таинственно Тело и Кровь Христовы - храм, словно неопалимая купина, охвачен и наполнен странным горением и неисследимой глубиной, которые вмещают всю судьбу Церкви, каждый ее день от начала, всю историю человечества и все богатство вселенной, но в нем присутствует и то, что больше любой истории или опыта. Поэтому-то храм следует строить или восстанавливать из руин даже ради того, чтобы в нем была совершена всего одна Божественная Литургия. Он и в одной проживает всю полноту и совершенство своего невыразимого назначения.
Но храм не создается ради единократного чуда. Его можно уподобить неоскудевающему источнику, а не наполненному однажды до краев сосуду. И он останется таким нескудеющим до скончания века, потому что все идут и идут в него, милостью Божией, новые люди. Отозвавшиеся кто разумом, кто чувством - какой-то стрункой своей души - на Его свет и любовь.
Протоиерей Павел КАРТАШЕВ.

Иван ШИШКОВ

ОБРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ


Человек, человек, отзовись!
Отзовись покаянием Богу!
На творенья свои оглянись:
Ту ли в жизни ты выбрал
дорогу?
Бог дает нам удел бытия.
А душа - это вечная
вечность.
Бог в душе - это совесть твоя,
Озаренье пути
в бесконечность.
Человек это тот, кто творит,
Не забыв про Господнее
Слово,
Если душу Господь озарит,
Человек возрождается снова.
Человек, человек, отзовись!
Помолись всемогущему Богу.
За родимую Русь помолись,
Пусть Господь ей укажет
дорогу.

Церковные праздники в ноябре-декабре


21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
26 ноября - Свт. Иоанна Златоуста.
28 ноября - Начало Рождественного поста.
2 декабря - Свт. Филарета Московского.
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
6 декабря - Блгв. кн. Александра Невского; свт. Митрофана Воронежского.
7 декабря - Вмч. Екатерины.
10 декабря - Иконы Божией Матери "Знамение".
13 декабря - Апостола Андрея Первозванного.
17 декабря - Вмч. Варвары.
19 декабря - Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Священномученик Елисей (Штольдер)


Священномученик Елисей родился 14 июня 1883 года в городе Смоленске в благочестивой семье помощника ревизора контрольной палаты Федора Штольдера. В связи со служебной деятельностью отца семья переехала из Смоленска в Ташкент, а затем в Москву. Елисей Федорович в 1902 году окончил Ташкентское училище, а по переезде в Москву стал работать бухгалтером в отделе сборов в управлении Александровской железной дороги.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь Елисей Федорович решил посвятить свою жизнь служению Церкви. 20 октября 1920 года он был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в поселке Немчиновка, а через несколько дней, 25 октября, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) рукоположил его во диакона к этому храму.
Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 году начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его. В 1934 году власти закрыли храм в поселке Немчиновка, и настоятель храма Алексий Соколов вместе с диаконом Елисеем Штольдером перешли служить в Никольский храм в селе Ромашкове. Здесь отец Елисей прослужил до ареста в 1937 году.
В это время власти стали собирать сведения обо всех священнослужителях для их последующего ареста. Осведомители по требованию НКВД донесли, что Елисей Штольдер служит диаконом в ромашковской церкви, занимается просветительской деятельностью и ведет среди верующих антисоветскую агитацию. Верующих он вербует среди населения окружающих сел.
В июле 1937 года были вызваны на допрос лжесвидетели. Один из них показал, что, когда в 1933 году было решено закрыть церковь в Немчиновке, Штольдер вел агитацию среди жителей, чтобы они воспрепятствовали закрытию церкви; что дьякон Елисей не простым был служителем, а убежденным церковником. Другой лжесвидетель сказал, что диакон Елисей пред праздником 1 мая в 1936 году посоветовал им этот праздник не отмечать, а лучше сходить в церковь.
8 августа 1937 года власти арестовали отца Елисея, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
- Что вас заставило стать церковнослужителем? - спросил его следователь.
- Первая причина - это мое собственное желание, а во-вторых, я с детства ощущал в себе призвание быть церковнослужителем и любил богослужение.
- Какие политические соображения у вас имелись при перемене вами образа и рода службы?
- При открытии церкви и поселке Немчиновка я по просьбе прихожан стал церковнослужителем, так как я и раньше был религиозен, и хотя и был в то время на советской работе, а дал свое согласие служить в церкви, так как это соответствовало моему желанию.
- Следствием установлено, что вы занимались контрреволюционной агитацией, дайте по этому поводу показания.
- Хотя я человек не вполне лояльный к советской власти, антисоветской агитацией не занимался.
- Следствием установлено, что вы в 1933 году при закрытии церкви в поселке Немчиновка оказывали активное сопротивление. Дайте по этому поводу свои показания.
- В период закрытия церкви я никакой агитации не вел, а действовали мы вполне организованно, проводя собрания верующих, на которых обсуждался вопрос сохранения церкви; ходатайствуя перед Моссоветом, мы в течение двух недель церковь не закрывали.
- Свидетель обличает вас в том, что вы в беседе с ним в декабре 1936 года вели контрреволюционную агитацию, предрекая гибель советской власти. Почему вы это скрываете от следствия?
- В декабре 1936 года я с этим свидетелем не встречался и каких-либо контрреволюционных разговоров не вел.
- Какие у вас имелись разговоры в отношении политики существующего строя?
- Вопросы политики меня не интересуют, и каких-либо разговоров политического характера я ни с кем и никогда не вел.
- Свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии высказывали свое мнение о несостоятельности советского строя в августе 1936 и в июле 1937 года, почему вы скрыли это от следствия?
- С этим свидетелем у меня таких разговоров не было, хотя я с ним и встречался, но эти встречи были в 1933 году.
- Другой свидетель показал, что вы агитировали его в день 1 мая не ходить на первомайскую демонстрацию, а идти лучше в церковь.
- Этого свидетеля я знаю, встречи у меня с ним были, но каких-либо разговоров с ним у меня не было.
- Тот же свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии вели пораженческую агитацию, предсказывая гибель советской власти.
- Опять повторяю, что бесед у меня с ним никогда не было, в частности и тех, о которых он показывает.
- Признаете ли себя виновным в контрреволюционной деятельности? - в заключение допроса спросил следователь.
- Виновным себя в каком-либо контрреволюционном преступлении я не признаю, - ответил диакон Елисей.
19 августа 1937 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Елисей Штольдер был расстрелян 20 августа 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Русский народ выражает свою любовь к предводителю Небесного воинства торжественно отмечая праздник Михаила Архангела. На Руси издавна строятся храмы в его честь, а сколько русских сел носит название Михайловское. Как любят русские называть его именем своих детей. Поздравляем всех, носящих это прекрасное имя, с Днем Ангела! с. Михайловское. Храм Архистратига Михаила
Село Михайловское расположилось на левом берегу р. Москвы к юго-западу от Звенигорода.
По сведениям 1627 года в селе было две церкви: Троицкая и Архангела Михаила.
В конце XVIII века в селе также упоминается деревянная церковь на каменном фундаменте во имя святого Архангела Михаила. В 1890 году при храме было церковно-приходское училище. К сожалению, сведений о том, когда была построена каменная церковь, не сохранилось. В годы гонений и духовного одичания храм опустел, был заброшен, но, слава Богу, он дожил до наших дней и в феврале 2000 года с радостью встретил своего настоятеля, иерея Николая Базарова, и храм получил второе рождение, как и многие русские храмы. Отец Николай - один из тех людей, которые, несмотря на годы безбожия, всю жизнь хранили Веру Православную. Он вырос в семье верующих людей. "С пеленок в храме", - вспоминает сам батюшка. В 6-7 лет помогал в алтаре. Мечтал о семинарии, но во времена Хрущева в Луцке, где жила семья Базаровых, была закрыта семинария, разгромлен монастырь. Николай поступил в военное училище, затем в академию и 27 лет отдал армии. Но он не жалеет, что жизнь так сложилась, ведь и в те годы он не забывал дорогу в храм, алтарничал, часто причащался Христовых Тайн.
Теперь о. Николай - настоятель храма. Начинали вдвоем с матушкой. Одним работать было не под силу - обратились к жителям села - откликнулись человек 10-12. И, слава Богу, люди оказались хорошими помощниками. И вот уже приведен был в порядок алтарь, очищена территория, вынесен мусор и камни из храма.
Принялись за изготовление иконостаса. Сооружали иконостас из фанеры, батюшка работал лобзиком, выпиливал все сам - ведь были свои инструменты - и руки свои. И вот уже иконостас готов: на нем засияли иконы Спасителя и Божией Матери.
Так постепенно Божией милостью храм возрождается. И, конечно, помогают молитвы батюшки и его немногочисленных прихожан к Небесному покровителю храма Михаилу Архангелу.
На Пасху 2000 года возродилась молитвенная жизнь еще одного храма нашего благочиния. Совершена была первая Литургия. И молящихся было много.
Батюшке приходится нелегко, в селе осталось немного жителей, поэтому служба совершается при большом стечении народа лишь два месяца в году. Постоянного прихода нет. Люди бывают в основном летом, когда съезжаются дачники. Алтарника в храме нет, хор - врач Илья Соломонович и его супруга Ольга, и еще женщина, помогающая в храме. Но о. Николай не унывает: находятся добрые люди, которые оказывают храму посильную помощь. Уже есть стоянка для будущих прихожан, покрыта крыша, в храме сухо, утеплены окна, началось строительство приходского дома, двухэтажного, к зиме будет отопление. И еще построен замечательной красоты колодец - батюшка с гордостью рассказывает, что его строили потомственные мастера.
Храм живет полноценной православной жизнью. Службы совершаются в большие праздники и обязательно воскресная со всенощной. Скоро будут проходить службы и в приделах великого князя Александра Невского и Боголюбской Божией Матери.
Поздравляем настоятеля храма иерея Николая Базарова и его прихожан с престольным праздником и желаем помощи Божией тем, кто принимает участие в благом деле восстановления храма.

ВЕСТИ БЛАГОЧИНИЯ
Светлый праздник Покрова


"Земля правится Божиим милосердием, Пречистой Богородицы милостию, Всех святых молитвами и родителей наших богонаставлением...". В этих словах историка Соловьева мудрость верующего сердца.
...Утро праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Тем, кто торопился на соборную молитву, оно запомнилось слегка морозным с лужами, покрытыми тонким ледком, по обочине дороги пожухлая трава в белесом инее... Все это покрывало светло-голубое небо без единого облачка. В Покровском храме села Перхушково престольный праздник начался с традиционного водосвятного молебна. Батюшку в голубом облачении, молившегося в центре храма, несмотря на будний день, теснили люди. Батюшка кропит храм и богомольцев. Капли святой воды на улыбающихся лицах. Свет праздника проникает в души.
В соборном молитвенном настрое начинается Божественная Литургия.
Возглас батюшки: "Благодарим Господа!..." Люди встают на колени. Ибо, что еще можем мы принести Богу, кроме непрестанного благодарения с покаянным сердцем за жизнь, дарованную нам.
Заканчивается Богослужение проповедью. В ней говорится о том, что мы все - суть члены Церкви - тела Христова. Если в нашем физическом теле заболит рука, нога или глаз, то не страдает ли весь организм. Так и в обществе. Когда мы начинаем делиться на русских, украинцев, армян или грузин, мы забываем о том, что апостолы, тоже принадлежавшие к разным народам, с Евангельской проповедью обошли весь мир, чтобы объединить нас во Христе, иначе по отдельности мы погибнем. Вот злая сила и пытается осуществить свой коварный лозунг: "Разделяй и властвуй!"
Целование креста - и служба заканчивается. Но праздник продолжается. Народ высыпает на улицу, чтобы угоститься чем Бог послал, и послушать выступление приходской воскресной школы. Микрофон дает возможность услышать всем даже самого стеснительного участника.
Старались все дети, и маленькие, и большие. Под голубым небосводом прозвучала из уст наших детей похвала Богородицы. Морозное утро распогодилось в чудесный солнечный день, а небо, набрав яркость, стало поистине Богородичным: "Радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякого зла, честным Твоим омофором."
Потом было поздравление настоятеля, подарки и веселые аттракционы с призами для всех пришедших детей. Так что никто не ушел без подарка.
Мы благодарим нашего батюшку иерея Вадима - это его заботами и молитвой растет и укрепляется приход храма. Помоги Господи тем, кто приложил усилия к тому, чтобы радость светлого праздника Покрова Божией Матери освятила душу каждого, кто пришел помолиться в наш родной храм.
14 октября 2002 года.
Село Перхушково.

Праздник Покрова в Назарьеве



14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. Торжественно был отмечен этот праздник в Назарьевской школе. Воспитанники воскресной школы храма Святой Троицы выступили в каждом классе, в детском саду и рассказали ребятам историю праздника, прочитали стихи. Некоторые дети впервые увидели и смогли рассмотреть икону Покрова Богородицы, где изображен этот праздник. На Руси очень почитали этот праздник, в честь Покрова Пресвятой Богородицы строилось множество храмов, писались иконы. Богородица всегда защитит нас, если мы поверим в Ее святую помощь.

Зазвонили колокола в Дарьино


19 декабря - празднование памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Один из храмов в его честь в Одинцовском благочинии расположен в Дарьино Назарьевского округа. К престольному празднику на колокольню достраивающегося Никольского храма были подняты колокола.
Молебен с чином освящения, поднятия и первого звона вновь отлитых колоколов был отслужен 6 ноября, в день празднования в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость", благочинным архимандритом Нестором и настоятелем священником Виктором Васильевым. К этому же дню были закончены основные работы по нижнему этажу, фасаду и кровле храма. Навсегда в синодике храма для молитвы останутся имена Николая, Александра, Александра, Григория и многих других, кто оказывал и продолжает оказывать помощь приходу в восстановлении храма.
На молебне присутствовали представитель Московской области в Совете Федерации Н. П. Чуркин, вице - глава Одинцовского района А. И. Голиков, директор ЗАО "Агроимпекс" А. Б. Сивак. Среди молящихся были и воспитанники Воскресной школы Троицкого храма в Назарьево, с которым Никольский храм в Дарьино является единым приходом вот уже около трёхсот лет. После молебна округу огласил колокольный звон, на колокольне был старший звонарь храма Христа Спасителя и Московского Кремля И. В. Коновалов.
В 2003 г. приход надеется на помощь для православной росписи храма и устройства иконостаса, приобретения и изготовления церковной и приходской утвари, устройства дорог и благоустройства территории, сооружения ограды и зданий второй очереди, содержания и охраны храма. Рядом с храмом расположился посёлок Николино, тезоименитый своему Небесному покровителю святителю Николаю, который через ЗАО "Агроимпекс" и отдельных ктиторов продолжает проявлять заботу о Никольской церкви, через которую получает от Бога благословение на богоугодные дела.

Первая Литургия в Заречье


26 октября, в субботу в поселке Заречье Одинцовского района впервые была отслужена Божественная Литургия. Строительство будущего храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских рассчитано на несколько лет. Поэтому настоятель и прихожане решили начать служение в любом удобном для этого помещении. К радости верующих, дирекция совхоза нашла возможность выделить для церкви просторный светлый зал. Чтобы превратить его в домовый храм, потребовалось несколько месяцев. Первая служба, как говорили потом прихожане, прошла на едином дыхании, так спокойно и мирно, как будто Сама Богородица благословила молящихся людей. В этот день празднуется Иверская икона Божией Матери, пред которой мы поем: "Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая!" На земле, где никогда не было храма и не проходили богослужения, Пречистая Дева словно открывает врата молитвы и христианской жизни для всех верующих. По чудесному совпадению, алтарный образ Богородицы, привезенный в Заречье из греческого монастыря, также является списком с Иверской иконы.
В гости на первую службу в поселке приехал один московский священник с небольшим хором. Простое обиходное пение располагало прихожан к общей молитве, чтобы каждый человек мог реально участвовать в службе, а не быть только слушателем. Некоторые родители привели ко Причастию маленьких детей, которых в Заречье так много и ради нравственного воспитания которых открывается храм. Особенной радостью в этот день стала весть об освобожденных в Москве заложниках. Будем молиться, чтобы Матерь Божия и в будущем всегда спасала нас в тяжких скорбях и освобождала из плена страстей.
На проповеди батюшка сердечно благодарил директора совхоза Е.Н.Овсянникову и всех помощников за искреннее расположение и неустанные труды. В настоящее время службы совершаются по субботам, в девять часов утра. Будем рады любому вашему участию в жизни создающегося прихода!
Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских, пос. Заречье.

Православие в школах


В этом учебном году в нашем районе в ряде школ введен предмет "Основы Православной культуры".
Мы живем в стране, где уже тысячу лет основой жизни является Православие. Статистика говорит, что в настоящее время в нашей стране большинство людей считают себя православными либо с доверием относятся к Церкви. И если мы живем в стране с православными традициями, каждому культурному грамотному человеку необходимо знать основы Православия.
Сейчас активно формируется мировоззрение человека-потребителя, что весьма отрицательно сказывается на жизни каждого человека и общества в целом, ввергает людей в губительные пороки, такие, как пьянство, токсикомания, наркомания, преступность. Задачей курса является ознакомление детей с системой духовных ценностей Православия.
У нас в России в настоящее время самым активным образом действуют десятки сект, которые однозначно определены и представителями религии, и представителями власти как деструктивные (разрушительные). Нередко в эти секты люди попадают из-за элементарной духовной неграмотности. Поэтому необходимо дать основные духовные понятия, обезопасить детей от этих сект.
Уроки Православной культуры не противоречат существующему законодательству, поскольку являются информационной программой. Они положительно воздействуют на духовно-нравственное состояние человека и не предъявляют требований к исполнению обрядовых правил.
Управление образованием района совместно с Одинцовским благочинием готовит кадры для преподавания Православия в школах. В прошлом учебном году на курсах обучалось 35 человек, в этом - 120.
"Смыслом человеческой жизни является спасение души", - так считали наши предки, и такой мыслью было пронизано все народное бытие. Но, если эта мысль не впитается в народное сознание, если мы не будем ощущать себя продолжателями традиций тысячелетней русской истории, то будущее наше печально.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Святая, на святой горе почивающая



7 ДЕКАБРЯ, в субботу, в день памяти святой великомученицы Екатерины будет отмечаться престольный праздник в Троицкой церкви п. Назарьево. С 1824 г., а возможно и ранее, в левой части Троицкого храма располагался алтарь и придел во имя святой Екатерины. После открытия храма, к 7 декабря 2000 г., не дожидаясь капитальной реконструкции храма, на прежнем месте был вновь устроен алтарь. В нём и будет уже в третий раз отслужена Божественная Литургия в день престольного праздника.
Накануне этого праздника настоятель Троицкой церкви священник Виктор Васильев побывал на Синайском полуострове в монастыре святой Екатерины, где хранятся мощи великомученицы.
Святая великомученица Екатерина родилась в 294 г. на севере Африки, в Александрии Египетской. Назвали ее тогда Доротея. Происходила она из княжеского рода и отличалась необыкновенною красотою и мудростью.
В 18 лет в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие из знатных людей желали вступить в супружество с ней, но она говорила, что выйдет только за того юношу, который был бы равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Доротеи была тайная христианка, и однажды отправилась с ней за советом к православному монаху - пустыннику, своему духовному отцу. "Я знаю одного чудного Юношу, Который превосходит тебя во всех дарованиях, - сказал старец Доротее. Старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и велел молиться всю ночь. Доротея молилась, и наконец, от утомления заснула. Во сне она увидала Пресвятую Богородицу с Младенцем, но взор Богомладенца был отвращен от неё. Пресвятая Богородица просила Богомладенца удостоить Доротею видеть Его лицо. Богомладенец сказал, чтобы она опять сходила к старцу-пустыннику. Старец научил Доротею православной христианской вере и крестил ее с именем Екатерина. В следующую же ночь Пресвятая Богородица с Богомладенцем снова явилась во сне Екатерине, и Богомладенец уже смотрел на нее прямо и милостиво. Иисус Христос дал Екатерине прекраснейший перстень со словами: "Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха". Пробудившись от сна, Екатерина увидела в самом деле на руке чудный перстень, и с этого времени только и думала о Иисусе Христе.
Скоро было открыто гонение на христиан императором Максимином. Святая Екатерина, придя в языческий храм, где царь приносил жертву идолам, убеждала его отвергнуть идолов, и уверовать в истинного Бога. Царь пленился красотою и умом св. Екатерины; предлагал ей вступить в брак с собою, но она отвергла его предложение, сказав, что она невеста Христова. Тогда царь для состязания с нею относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей. Множество народа собралось слушать состязание. Святая Екатерина взяла верх над мудрецами, так что они уверовали во Христа. Тогда царь приказал бить воловьими жилами и затем уморить в темнице святую мученицу. Но Господь посылал к ней в темницу, через окно, голубя с хлебом и Сам являлся ей, говоря: "Не бойся, Моя возлюбленная невеста. Я всегда с тобою и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих к Моей вере". Августа, жена императора, наслышавшись об уме и мужестве святой Екатерины, пожелала видеть её и отправилась к ней в темницу. Царицу сопровождал царедворец Порфирий с двумястами воинов. Святая Екатерина, увидев Августу, сказала: "Блаженна ты. Ибо я вижу, ангелы в высоте держат венец над твоею головою". Тогда Августа, Порфирий и воины крестились. Воротившись в столицу, Максимин потребовал к себе св. мученицу и, увидев её совершенно невредимою, хотел казнить стражу, думая, что они давали ей пищу. Святая же сказала, что Сам Христос питал её. Тогда император приказал устроить особенные колеса для раздробления тела мученицы, но ангел сокрушил колеса. Народ, увидев чудо, воскликнул: "Велик Бог христианский!", а императрица Августа, выйдя из дворца, начала громко упрекать царя в том, что он борется со Христом и мучит невинную Его рабу. Разгневанный царь предал свою супругу и воинов лютой казни. После них была усечена мечом и святая Екатерина.
Тело святой Екатерины было перенесено ангелами из Александрии через Красное море на гору, соседнюю с Синайской горой Хорив, где Господь являлся Моисею. Через 200 лет глава и левая рука святой Екатерины были, по откровению свыше, найдены монахами и перенесены в Синайскую монашескую обитель, располагавшуюся у подножия горы ещё с третьего века. Много веков монастырь в Синайской горной пустыни является местом паломничества православных русских людей. Здесь много икон, колоколов, церковной утвари русской работы, древних книг на славянском языке.
В монастыре святой Екатерины сохранился колодец Иофора, на дочери которого женился пророк Моисей. Алтарь монастырского храма сооружён не над мощами мученицы, а над корнями неопалимый купины, в пламени которой Бог явился Моисею. За алтарём до сих пор растёт большой куст неопалимой купины. Неподалёку от монастыря находится пещера, где жил в уединении и общался с Богом святой пророк Илия. В этих же местах жил и преподобный Иоанн Климак (Лествичник).
В 7 веке от Рождества Христова большинство жителей Синая были православными христианами. Теперь в Египте 80% мусульман и 20% христиан - коптов, считающих себя православными. Сейчас, после освобождения Синая от Израильской оккупации, монастырь вновь принимает паломников. Современные паломники отправляются на Синай через православные или светские агентства. Прибыв в аэропорт Шарм - эль - Шейха можно остановиться на побережье, или в городке Сан Катерин, или прямо около монастыря в the Monastery Guest House "Auberge St. Catheryne" (+2069470353).
Священник Виктор ВАСИЛЬЕВ.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные...


Вот ныне, в начале XXI века, из каких людей состоит Православная Церковь в России? Можно было бы и не думать специально об этом, если бы не располагали к вопросу всякие неожиданные встречи. Легендарные и неустрашимые бабушки, которым ни сталинское методичное истребление русского Православия, ни хрущёвская оттепель, смывшая под научно-технический шумок тысячи церквей, ни брежневское окоченение, подморозившее уцелевшие останки веры, словом, никто не заграждал двери редких храмов, эти бабуси уходят, в крупных городах их всё меньше, а кто же молится, кто стоит в длинной очереди на исповедь и ко Святой Чаше, чтобы напитаться самой главной пищей - Богом; принять в себя зёрнышко полной Жизни - частицу Тела и Крови Иисуса Христа?
Кто эти люди, одетые в одинаковые джинсы, юбки и кофты, вращающиеся в общей нашей повседневности, слушающие и смотрящие то же самое, что и все остальные, зарабатывающие, продающие и покупающие то же, что и прочие люди и, однако же, сумевшие вырваться из плотного окружения суеты, стать в очередь к Спасителю, услышать Его голос в шуме жизни?
Кто это? Да все понемногу. И школьники, и студенты, и строители, и водители, и ... банкиры, да. У обывателя упоминание последних сразу вызывает глупую саркастическую ухмылку. Не место портит нас: испортиться можно и в глухой тайге, и в роскошном кабинете, и на лавочке у подъезда.
И милиционеры молятся в храме. Спрашиваю я молодого человека, пришедшего за советом - "Ты кто?" И он в ответ, с таким сокрушенным видом, будто я сейчас топну ногой и с криком назревшего негодования и злорадного торжества возглашу: "Вон отсюда!", произносит совсем негордо: "Да гаишник я". А какой оказался славный человек. И хорошая, нужная у него профессия, но пользуются ею, значит, вразрез с совестью. Если меня испытает какой-нибудь генерал ДПС: "Кто пользуется, докажите!" - я, может быть, в весёлом настроении и напою: "Если кто-то кое-где у нас порой..." Так, кто-то... Впрочем, это же про подсудимых.
Есть и судимые. Паренёк получил срок. С каждым может случиться. Отличный парень, но погорячился. Ещё находясь в тюрьме, взялся за ум, в свободное от исправительно-трудовой деятельности время строил и украшал часовню, и выпустили его досрочно, за образцовое поведение. Он решительно, после внятного урока судьбы, посвятил себя храму.
Мы сидели как-то за трапезой в одном приходе, в престольный праздник, священники, певчие, прихожане, и пожилой батюшка, делясь воспоминаниями, обмолвился, что он лет с семи-восьми помогает в алтаре, а ему уже к восьмидесяти - целая эпоха в ограде церкви. Он и отсидеть успел за веру, но, по счастью, недолго, и с места на место его шесть раз переводили, и это ещё сравнительно немного, и пугали по-всякому, и на Крестном ходе на Пасху 61 года облили бензином, а он благодарит Бога за счастливую жизнь.
Другой батюшка слушал и говорит:
- А я поздно крестился, в тридцать лет, а до этого в церкви может один раз был.
В Афганскую войну, будучи офицером, он не попадал в очень горячие ситуации, только раз или два. Но после опасной "командировки", скользнув по грани смерти, сразу же спохватился: как же это я так легкомысленно существую, оторвался от прошлого и не знаю, куда двигаюсь. Вернувшись, решительно пошёл в храм и вышел из него крещёным, и только потом уже, спустя время, стал читать, думать, спрашивать.
За столом всех внимательно слушал, смеялся, становился серьёзным, сочувственно вздыхал человек средних лет, он прислуживал на Литургии в алтаре. Если бы не наш хозяин, настоятель храма, мы и внимания на него не обратили.
- Серёжа, - спросил он ласково, - а ты-то что делал до церкви?
- Торговал, - улыбнулся тот. - Ну, контейнеры у меня были на рынках. Денег через руки много проходило, а каждый вечер пьяный. Особенно зимой, там к обеду начинают согреваться. А летом не лучше: пивко, пивко, водочка. Жена терпела, попилит который раз, а в конце и говорит: а катись-ка ты... из дома. Я и сам чувствовал, что погибаю. И вот в таком смятении я поехал на кладбище, мама меня очень любила, не припомню, чтоб и сильно ругала. И я поехал на её могилу, за жалостью. Там рядом голубенькая церковь, снаружи невзрачная, даже какая-то немножко неказистая, короче, не шедевр архитектуры. Это я сейчас так оцениваю. А тогда, что я понимал... И вот я вхожу в этот храм, уже дело к полудню, служба отошла, а в воздухе такой дух церковный, тёплый, нетающий, такое как бы марево, в котором вместе с кадильным дымом как будто и звуки задержались, гаснут, затихают, но бесконечно ещё держатся в воздухе, такая населенная чем-то невидимым тишина, беззвучно молящаяся. И хотя на всём в храме, на стёклах, окладах, решётках нечто вроде налёта какого-то, да и сказать никак нельзя, что вокруг чистота идеальная, но и это тоже трогает по-особому. Храм тот не закрывался, службы не прерывались. Самые малые иконы - в человеческий рост. Лики почерневшие на некоторых. Никого, даже женщина из-за прилавка вышла куда-то, а храм дышит, шепчет, живёт.
Я ещё на рынках годок поболтался, но потихоньку свёртывал коммерцию. А супруга успокоилась. И сейчас вспоминаю ту богатую, денежную пору, как кошмар. Иногда спрошу её, ну что, Танюшенька, трудно? Нет, Серёжа, говорит, лучше пусть так. Да вы её сами спросите. Да, Тань?
Сконфуженная Танюша сидела поодаль и когда мы все к ней повернулись, она, совсем закрасневшись, сказала исчерпывающе ясно: Да слава Богу!
Протоиерей Павел КАРТАШЕВ.

18.119.127.13

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
125
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи