АНИСКИН В ЮБКЕ

09 ноября 2002, 15:07

·  Наталья Петровна Комарова (на снимке слева) на встрече с ветеранами Великой отечественной войны в пос. ГолицыноВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ Наташе Комаровой исполнилось 22 июня 1941 года. Вместе с друзьями она отправилась гулять в звенигородский парк. Воскресное теплое утро, праздничное настроение... В ее жизни нечасто выпадали такие безоблачные, светлые денечки. Старшая среди шести детей в бедной крестьянской семье, она рано начала помогать отцу пасти колхозное стадо, подрабатывала в детском саду в деревне Супонево, нянчила младших братьев и сестер.
Воскресенье начиналось прекрасно. И вдруг - как гром среди ясного неба - голос диктора Левитана в репродукторе: война! На следующее утро в Звенигороде и близлежащих деревнях провожали на фронт мужчин. Ушел и отец Натальи - Петр Андронович Борисов. Гораздо позднее в семью пришло известие - пропал без вести.
Наталью по направлению Звенигородского райкома комсомола призвали служить в милицию. Должность - помощник дежурного по райотделу. Дома она практически не бывала. Служебные дежурства перетекали в патрулирование на улице. Вместе с подругами гасила очаги пожаров, подбирала бутылки с зажигательной смесью, провокационные листовки, которые разбрасывались с фашистских самолетов, участвовала в рейдах по выявлению дезертиров. Кроме того, была еще и учеба. Девушек в милицейской форме обучали стрельбе, верховой езде. Большое внимание уделялось физической подготовке.
В 1943 году Звенигородский райотдел внутренних дел направил Наташу Борисову учиться в Рязанскую среднюю школу милиции. Учебный курс - снова чисто женский. Но требования к девушкам-курсантам предъявлялись те же, что и к мужчинам. Никаких скидок на слабый пол. Нагрузки такие, что к вечеру валились с ног. Сказывалось и то, что часто приходилось сдавать кровь для раненых. Напротив школы милиции находился военный госпиталь.
В Рязанской области Наталье Петровне пришлось пройти боевое крещение. Перед выпуском будущие лейтенанты стажировались в местных отделениях милиции. Юная практикантка была включена в состав группы оперативников, которой предстояло задержать главаря банды Ивана Лукашина. Бандиты буквально терроризировали ряд районов Рязанщины. Безнаказанно грабили, насиловали и даже убили несколько милиционеров. Пару раз Лукашина удавалось поймать, но каждый раз он ухитрялся убежать из-под конвоя. Поэтому оперативникам было дано распоряжение - при захвате не оставлять в живых. В светлое время банда отсиживалась в лесу, ночью занималась разбоем. Главарь, по оперативным данным, скрывался в доме старушки, который притулился на опушке леса. При любом сигнале опасности он мог легко скрыться в чаще. Поэтому операция по захвату Лукашина держалась в строгом секрете. Группа из четырех оперативников, включая Наталью, на обычной крестьянской телеге подъехала к дому. С хозяйкой заранее провели подготовительную работу. Она должна была разбудить квартиранта, заставить его под любым предлогом спуститься с чердака. А внизу уже ждала засада. Мгновенно набросили на голову мешок, связали. Бандит пробовал отбиваться, но момент неожиданности уже сыграл свою роль. Его сопротивление было быстро подавлено.
Как только телега отъехала подальше от жилых мест, за лес, бандиту разрешили спуститься на землю и бежать. Командир группы приказал стажеру стрелять в Лукашина. Девушку трясло с непривычки. Поэтому в первый раз выстрелила неудачно - попала в ногу. Жестокий противник еще надеялся вывернуться и продолжал, прихрамывая, бежать. "Стреляй же - он-то никого не щадит", - торопили товарищи. У Натальи в школе по стрельбе - одни пятерки, но живая мишень перед ней была впервые. После третьего выстрела бандит упал замертво.
За поимку опасного преступника членов группы захвата представили к награде, но стажера в это время уже не было в их рядах. Получив звание лейтенанта, Наталья Борисова была откомандирована служить в Звенигородский райотдел милиции. Занималась на первых порах оперативно-розыскной работой. Как-то в Голицыне обокрали дом. Лейтенант Борисова, изучив обстоятельства дела, предположила, что кражу совершили две девушки-квартирантки, которые подозрительно быстро переехали в Шатуру. Там она их и нашла с крадеными вещами.
Уже будучи участковым милиционером в поселке Голицыно, Наталья Петровна столкнулась с жестоким убийством. Погибли Мария Розанова и Александра Белова. Вторая зашла к соседке за солью, стала невольным свидетелем преступления и была настигнута убийцей на террасе. К вечеру участковый Борисова уже имела примерную картину преступления и выявила предполагаемого преступника.
В те годы милиции полегче было работать в том смысле, что имелись тесные контакты с населением. Существовали так называемые десятидворки, из числа которых избирался председатель. Люди сами следили за порядком. Любой чужой на их территории не мог остаться незамеченным. Поэтому, опросив народ, Наталья Петровна обнаружила такого чужака, а заодно и факты, которые изобличали его как преступника.
9 мая 1945 года она также находилась на месте происшествия. Разбиралась с кражей кур. Знакомый увидел Наталью Петровну и говорит:
- Что же ты не радуешься?
- Какие тут радости? У людей кур украли.
- Ты, что, не слышала? Война закончилась!
От такой новости все проблемы из головы вылетели.
После войны круг забот у Натальи Петровны расширился. Ей выделили участок, на котором находились 24 деревни - от Саввинской слободы до Улитина. Объезжала она свою территорию верхом на лошади. Конь Мишка - небольшой, коренастый, азиатской породы - знал сельские дороги не хуже хозяйки. До сих пор изредка Наталья Петровна встречает старожилов Звенигородского края, которые помнят своего участкового - невысокую девушку в юбке, кителе, перетянутую портупеей, с табельным оружием на боку. Несмотря на молодость, народ ее уважал. Общительная, открытая, Наталья Петровна умела расположить к себе людей, вызвать на доверительный разговор. Больше всего внимания требовали к себе подростки. Они в большинстве росли без отцов, мужского воспитания явно не хватало. Драки, когда деревня шла на деревню, были обычным явлением. Анискин в юбке в таких случаях смело бросалась в самую гущу, разводила дерущихся в разные стороны. И никто ни разу не замахнулся, не оттолкнул ее. Ценили сельские жители Наталью Петровну и за то, что не бегала по начальству с рапортами и докладами. Была возможность по-соседски разобраться с конфликтом - тут же все и утрясали на месте.
Вот только в своей семье сложно было по-мирному разрешить один затянувшийся спор. Первый муж Натальи Петровны был настроен категорически против службы жены в милиции. Рождение дочери мало что изменило. Конфликт следовал за конфликтом.
На фронте ее супруг Александр был ранен. Последствия ранения часто давали о себе знать. Муж много болел, и характер его становился от этого все труднее. Так до самой смерти и не смирился с тем, что жена у него служила милиционером.
Второй брак Натальи Петровны был более удачным. Супруг дочь ее Галину принял как родную. И внукам очень радовался. Правнуков, правда, не дождался.
Наталья Петровна считает себя счастливым человеком. Мама ее - Пелагея Григорьевна - до 93 лет дожила. А это действительно большое счастье, когда рядом есть близкая душа, родной человек, к которому можно прийти со своими проблемами. Наталья Петровна и сейчас живет в большой семье - с дочерью, зятем, внучкой Аллой, ее мужем Андреем и двумя правнуками. Все в этом семействе очень внимательно друг к другу относятся. Бабушка Наташа для домочадцев непререкаемый авторитет. И совет добрый даст, и пожурит, если надо.
Глядя на эту женщину, поражаешься, сколько же в ней скрыто энергии. Мало того, что дома, на даче загружена с головой, она еще успевает помогать людям. Была общественным инспектором по делам несовершеннолетних и по нарушениям паспортного режима в Голицыне. Сейчас ведет активную работу среди ветеранов органов внутренних дел: поздравляет с праздниками, навещает заболевших. Областной центр ветеранов правоохранительных и силовых ведомств (руководитель - В. Деринг) считает ее своей полномочной представительницей в Голицыне и округе. Ни одно мероприятие, ни одна инициатива без нее не обойдутся. В свою очередь и центр неоднократно поощрял Наталью Петровну Комарову за активную общественную деятельность. Коллеги в районном управлении дел также не забывают заслуженного ветерана. В День Победы и День милиции ее обязательно приглашают на торжественные мероприятия. Молодые сотрудники с уважением рассматривают ее награды, засыпают вопросами. А Наталье Петровне в свою очередь очень интересно общаться с молодежью. Она всегда с удовольствием откликается на просьбы провести беседы с детишками в школе. Даже у подъезда своего дома обязательно задержится, если там собралась молодежь. Нет, она не переходит на морализаторский тон, не читает нравоучений. Расспросит, как дела, какие проблемы. И ребята, несмотря на большую возрастную дистанцию, раскрываются перед ней. Видимо, подкупают ее искренняя заинтересованность, доброта, которая так и светится в глазах.
Общаясь с Натальей Петровной Комаровой, вообще как-то сразу забываешь о том, что эта женщина стоит на пороге восьмидесятилетия. Кажется, подвели бы к ней сейчас коня Мишку - запрыгнет в седло и вперед, по звенигородской земле... Не знает покоя душа участкового. До всего есть дело.

18.225.56.78

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
235
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи