Круглый стол

06 ноября 2002, 15:07

В поселке Голицыно открылось новое муниципальное учреждение социальной защиты - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья". Событие в районном масштабе заметное, неординарное. Но обошлось оно без излишней помпезности - перерезания красной ленточки, торжественных речей и прочей праздничной атрибутики.
Состоялся деловой разговор "за круглым столом". Тема актуальная, тревожная: дети из неблагополучных семей и с проблемами в развитии - как их адаптировать к жизни в обществе. В беседе приняли участие заместитель главы администрации района Л. С. Гурина, председатель комитета социальной защиты О. А. Сергеева, заместитель главы Голицынской поселковой администрации Н. А. Иващенко, заместитель председателя комитета социальной защиты Л. И. Бычкова, начальник реабилитационного отдела управления образования Л. И. Иванова, директор центра "Семья" Г. Н. Стышнева, директор Одинцовского дома ветеранов Н. С. Большакова, директор центра социального обслуживания КСЗ Л. М. Барсукова, директор Одинцовского социального приюта для детей и подростков Т. С. Ходакова, директор специальной (коррекционной) школы "Гармония" Е. А. Рябизина, руководитель швейного ателье Л. В. Пахурова, директор Голицынской школы-интерната Н. М. Павлюченко, заведующая детским садом № 20 О. Г. Дудко, начальник детского отдела комитета соцзащиты Н. Н. Скотникова. Ввиду ограниченности газетной площади содержание разговора дается в кратком изложении с акцентом на наиболее важные моменты.
Г. Н. СТЫШНЕВА:
- Создание центра "Семья" стало одним из этапов реализации программы, которая осуществляется международной организацией "Tacis", действующей под эгидой Евросоюза. Пилотной площадкой не случайно выбран поселок Голицыно. Учитывались многие факторы, в том числе близость здания к железнодорожной станции. Центр "Семья" располагается в Голицынской школе № 3.
О. А. СЕРГЕЕВА:
- Представители "Tacis" действительно объехали весь наш район, осмотрели много помещений, прежде чем остановились на здании голицынской начальной школы. Оно расположено в центре Голицына, а значит к нему удобно добираться с разных сторон. Это немаловажно, если учесть, что здесь будут проводиться занятия с детьми-инвалидами, с теми, у кого есть проблемы в развитии. Системы образования, здравоохранения и социальной защиты, объединив усилия, приступили к организации учреждений нового типа. Они рассчитаны на детей и подростков, которые нуждаются в особом внимании и помощи специалистов. Подобные проекты стоят немалых денег, поэтому можно приветствовать поддержку международной общественности, зарубежных благотворительных организаций.
Проект предусматривает предоставление детям целого комплекса социальных услуг - социально-медицинских, реабилитационных, образовательных и других. Управление образования открыло здесь же школу "Гармония" для детей с проблемами в развитии, где обучение организовано по специальным индивидуальным программам. Таким образом, дети смогут получать образование не только дома, но и в коллективе, общаясь со сверстниками.
Центр "Семья" оборудован всем необходимым для оздоровительных целей. Имеются тренажерный зал, сенсорная комната, различные модули.
Одним из партнеров проекта стало швейное ателье "Пахурова". Лидия Викторовна Пахурова готова обучить детей и их родителей навыкам швейного производства с тем, чтобы они были обеспечены работой на дому. Ведь часто мать ребенка-инвалида не может выйти на работу, так как его не с кем оставить. Министерство труда и занятости населения Россиии в соответствии с федеральной целевой программой на развитие социального обслуживания семьи и детей предоставило в распоряжение центра швейные машины, оборудование для парикмахерской. Со временем мы сможем подготовить помещения и развернуть мастерские. Мы должны наладить систему реабилитации таким образом, чтобы ни один ребенок, которому нужно помочь интегрироваться в нормальную жизнь, не остался без нашего внимания.
Г. Н. СТЫШНЕВА:
- Центр "Семья" имеет возможность оказывать целый пакет социальных услуг. Допустим, наши сотрудники посещают неблагополучную семью, где дети лишены самого необходимого. В такой ситуации мы можем обеспечить их одеждой. У нас немало добровольных помощников, которые приносят вещи, игрушки. Накоплен определенный фонд. Важная часть нашей работы - патронаж семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Пять лет мы работаем в Одинцове с неблагополучными семьями. Приобрели за это время серьезный опыт. Сейчас стремимся перенести его в Голицыно. Формируется база данных о тех семьях, с которыми нам предстоит работать. Цель такова - патронировать семью до тех пор, пока ребенок не выйдет в самостоятельную жизнь. Детям в неблагополучных семьях, как правило, не уделяется внимания. Поэтому мы должны создать им такие условия, которые позволят защитить ребят от дурного влияния улицы. Взять тот же тренажерный зал, в нем работает с детьми инструктор ЛФК Александра Александровна Дитте. По специальным методикам она проводит оздоровительную гимнастику. По нашим наблюдениям, ребятишкам очень нравятся такие занятия. Они с удовольствием выполняют под музыку упражнения, под контролем инструктора работают на тренажерах.
Реабилитационная деятельность, как уже давно замечено, имеет эффект в том случае, если у ребенка развивается потребность быть нужным другим. Но для этого ему нужно помочь приобрести необходимые навыки. Причем, начинать работать с такими детьми нужно как можно раньше, предпочтительнее с детсадовского возраста. Именно в саду необходимо выявлять проблемных детей и передавать в наш центр информацию о них. Сегодня к нам обратились с вопросом супруги Ивановы. Их ребенку шесть лет. Молодая мама не может работать, так как в обычный сад их малыша не берут. Родителей интересовало, будет ли в рамках центра предусмотрена специальная детсадовская группа. Пока мы ничего конкретно сообщить им не могли, хотя понимаем всю важность и актуальность вопроса.
Н. А. ИВАЩЕНКО:
- По понедельникам в Голицынской администрации проводятся планерки, на которых присутствуют директора школ, заведующие детских садов и поликлиники поселка. Таким образом, у нас есть возможность информировать их о деятельности и запросах центра "Семья", координировать совместные действия.
О. Г. ДУДКО:
- Я недавно возглавила муниципальный детский сад № 20. Материальная база у нас хорошая, квалифицированный штат воспитателей. Проведя необходимую подготовительную работу, мы могли бы создать группу детей с проблемами в развитии.
Л. В. ПАХУРОВА:
- Хотелось бы продемонстрировать симпатичные красочные коврики, сделанные руками ребят. У нас остаются кусочки ткани, которые учителя труда забирают для занятий с детьми, маленькие швеи с удовольствием компонуют узоры, проявляют интерес и к более серьезным заданиям. Школьники приходили в наше ателье на экскурсию, знакомились с новым оборудованием, различными видами тканей. Удобно, что наше ателье расположено по соседству с центром "Семья" и коррекционной школой - в боковом крыле здания. Надеюсь, что наши партнерские связи будут только крепнуть.
Л. С. ГУРИНА:
- Нам предстоит еще многое сделать для развития центра "Семья". Сотрудничество с "Tacis" помогло заложить основу центра. Дальше начинаются уже наши заботы.
Давайте попробуем поставить себя на место молодых родителей. Будущие мамы, выполняя рекомендации медиков, старались делать все правильно, но в результате экологических или каких-либо других отрицательных влияний ребенок родился больным. И тут семья сталкивается с огромными проблемами. Детские сады и школы рассчитаны на здоровых детей. Музыкальные, художественные и прочие детские образовательные учреждения также принимают развитых, способных ребятишек. В конце концов вся инфраструктура устроена с расчетом на здоровое население, в результате маленький человечек остается один на один со своими проблемами.
Доводилось слышать, как депутат задавался вопросом: а стоит ли вкладывать средства в специальное образование, выгодно ли это обществу? Если уже на государственном уровне человек недопонимает всей важности проблемы, то что говорить о массе рядовых граждан.
Каждый наш шаг в социально-реабилитационной сфере должен быть понятен населению. Тем более что мы уже накопили определенный опыт. Бельгийцы ("Tacis"), которые начали с нами сотрудничать, теперь уже учатся у нас, перенимают наработанное. А мы должны идти дальше. Согласно новому закону о местном самоуправлении, поселковая власть в Голицыне сама уже может решать, где и что создавать, в каком направлении двигаться. Если не будет на местах понимания всей важности социальной работы, то не удастся одолеть всю махину ее проблем. В Голицыне как раз чувствуется заинтересованность и готовность заниматься таким богоугодным делом. Здесь просматривается организация целой системы. Начало цепочки будет заложено в поликлинике, где врач, работающий с будущими мамами, должен знать, что каждой из них лучше порекомендовать, какое ожидать потомство. Детские сады будут готовы принимать любых детей и создавать для них нормальные условия развития. Образовательные и медицинские учреждения, социально-реабилитационная служба - все должны работать в тесном контакте.
Мы уже сейчас наблюдаем в Голицыне, как налаживается такое плодотворное сотрудничество. Центр "Семья" располагает отличным оборудованием и предоставляет возможность школе, ее ученикам использовать его.
Необходимо идти от потребностей родителей. А она заключается в том, чтобы ребенок обучился, приобрел специальность и смог зарабатывать себе на жизнь. Если у ребенка есть проблемы с развитием, мы должны поддерживать такую семью, помогать ей. Лучше, чтобы ребенок рос в домашней обстановке, а не в стенах специального учреждения. А мы в свою очередь должны построить работу социально-реабилитационных центров таким образом, чтобы родители захотели приводить сюда своих детей, сами активно участвовали в их деятельности. К примеру, посадили бы фруктовый сад или построили во дворе игровую площадку. Голицынский центр "Семья" мог бы обслуживать и население близлежащих округов (Захаровского, Большевяземского). Может быть, руководителям администраций стоит договориться о выделении транспорта для доставки детей. Мы находимся в начале пути, и путь этот непростой, но нужно пройти его, потому что чужих детей не бывает.

3.15.226.120

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
132
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи