В гостиной "Новых рубежей"

16 марта 2002, 12:47

В каждой строчке только точки... и тире



У нашего земляка из Одинцова В. Е. Казакова, которого мы пригласили сегодня в гостиную "Новых рубежей", необычная и, можно сказать, даже редкая профессия - радист. Владимир Ефимович - мастер спорта, победитель чемпионата России по радиодвоеборью, участник международных соревнований в Швеции и Швейцарии, а также открытого чемпионата по спортивному ориентированию в Шотландии. Можно сказать, что его жизнь состоит из двух половинок: первую он проводит на работе в ЗАО "Дубрава-Сервис", занимая скромную должность инженера-электронщика, которому поручают самый сложный ремонт компьютеров. А вот вторая, заполняющая все свободное время, стала главным увлечением его жизни. С помощью азбуки Морзе он способен за считанные секунды оказаться в любой точке земного шара. Наверное, в эти мгновения каждый бы чувствовал себя хозяином Вселенной! Но не каждому дано столько терпения, спокойствия и, конечно же, таланта, которыми обладает наш земляк.
Владимир Ефимович, все радисты мира различают друг друга в эфире?
- Мы говорим на одном языке, на языке азбуки Морзе. У каждого из нас есть свой позывной, проще говоря, пароль. А узнают по почерку...
- Сразу представляешь себе что-то таинственное, секретное, как во времена Штирлица...
- Откровенно говоря, если бы меня узнавали по почерку в те времена, погорели бы и я, и Штирлиц. Когда радист имеет свой почерк, это плохо. Нужно стремиться к тому, чтобы работать, как автомат, - четко, безошибочно, без всяких искажений. Но у одного это получается быстро, у другого медленно, поэтому любой профессионал обязательно найдет отличие.
- Другими словами, ваши ошибки - находка для шпиона.
- Можно сказать и так. Поэтому в нашем деле желательно быть неузнаваемым. В спортивном радиодвоеборье, кроме этого, важно еще уметь ориентироваться в эфире, на языке профессионалов это называется спортивное ориентирование с помощью карты и компаса. При этом на местности расставляют контрольные пункты, на старте всем выдаются карты с нанесенными на них КП, которые необходимо найти за максимально короткое время. Помните, раньше мы все играли в "Зарницу", ходили на слеты туристов. Ходили по азимуту, одновременно становились не только физически здоровыми, но и получали полезные знания. Поэтому, уверен, и молодежь раньше была физически более крепкой и здоровой. А сейчас в армию по здоровью не проходят. Я считаю, что к тому времени еще не поздно возвратиться. От этого выиграют все, в первую очередь, молодежь. А тем более такой вид спорта, как спортивное ориентирование. Он доступен любому, даже неподготовленному человеку.
- На ваш взгляд, радист - это профессия или больше все-таки спорт? Где вас обучали этой профессии?
- Это и профессия, и радиоспорт. Потому что до сих пор радисты несут боевое дежурство, в том числе и в нашем роде войск, в ракетном. До сих пор передача важной и даже секретной информации не исключает применения этого вида связи - азбуки Морзе. Хотя существует более совершенная, когда информация может передаваться с помощью радио- или проводной связи. Кстати, в ракетные войска я попал не случайно. Специальность телеграфиста-радиста я получил вместе с аттестатом об окончании школы имени А. С. Попова (в наше время такое практиковалось). После школы работал в Центре управления в Краснознаменске, одновременно участвовал в соревнованиях по радиоспорту. Этот вид спорта до недавнего времени являлся одним из прикладных и наиболее популярных видов среди молодежи.
- И все-таки, как в наш век электронной и цифровой связи удается выжить такому, казалось бы, несовершенному, устаревшему и даже забытому виду связи, а значит, и профессии?
- Если говорить откровенно, с развитием современных видов связи профессия радиста постепенно утрачивает свое былое значение. Однако только человеческое ухо единственное обладает такой силиктивностью (избирательностью), на которую не способна ни одна техника. Сейчас, в условиях помех, когда эфир сильно перегружен, иногда никакой цифровой прибор, кроме наших ушей, не способен обработать и принять важный сигнал. Только азбука Морзе. Эта связь работает в любых условиях. Ведь, как известно, существует радиоэлектронная борьба, с одной стороны, нужно передать сигнал, а, с другой, его "давят", накладывают шумовые помехи. Принять сигнал оказывается невозможным. И только человеческое ухо, повторюсь, выделяет из этого хаоса нужную информацию. Я - оптимист и уверен, что у этого вида связи, этой профессии есть и будет место на земле.
-Интересно, что вас привлекает в этом деле?
- Как и в любом деле, здесь важен азарт. Иногда можно часами работать в эфире, чтобы только суметь "поймать" DX-корреспондента, что означает редкого "собеседника". Именно того, которого ты долгое время искал по эфиру. Ради того только, чтобы установить редкую, практически невозможную связь. Такое в жизни часто бывает необходимо. И единственные помощники - мы, радисты. А потом, представляете, когда сидишь в Одинцове, где-нибудь на Можайке и беседуешь с человеком с другого континента!
- В таком случае у вас везде есть друзья.
- Конечно, а узнают они меня, как и всех коллег, по-моему личному позывному. Проще говоря, здесь меня зовут Володей, а в эфире я - RV3DKQ, другого такого позывного больше нет, присвоили мне его в Главном управлении Государственного надзора над связью РФ.
-Интересно, у вас в эфире сугубо мужское братство или есть и женщины?
- Да, иногда встречаются. И вокруг позывного женщины всегда такая "свалка", все хотят с этим позывным установить связь.
- А как вы его отличаете от других?
- Окончание такого позывного, как правило, YL (игрек эль). Юная леди. Кстати сказать, женщины могут работать не хуже мужчин, даже на сложных электронных ключах. И даже если она работает на более простых, вертикальных ключах, качество передачи у них часто бывает лучше, чем у мужчин.
- О чем же с ними говорят в эфире?
- Да о чем угодно, а в конце обязательно наилучшие пожелания, поцелуи.
- В данном случае язык не поворачивается сказать, что засоряете эфир. А как с помощью морзянки признаться в любви?
- Очень просто, можно воспользоваться так называемым кодовым выражением. Поцелуй или "Я тебя люблю" означают две восьмерки - 88. Я знаю молодую пару, которая познакомилась сначала вот так в эфире, а потом воочию - на соревнованиях.
- Значит, романтические встречи происходят не только на небесах, но и вечером в эфире...
-Кстати, время суток для радиолюбителя имеет большое значение. Со Штатами, к примеру, хорошо работать утром, с японцами - поздно вечером. Сами понимаете, язык азбуки Морзе, как язык мира, объединяет всех. Правда, кодовые фразы обычно бывают производными от английских слов. Работать в эфире можно не только с помощью морзянки, но и голосом, через микрофон, в режиме SSB. И здесь уже не обойтись без знания английского языка. Но когда часто выходишь в эфир, никаких, в том числе языковых барьеров, не возникает.
- Вы смогли бы ответить на вопрос: зачем вам все это? Чем же так притягивает ваш эфир?
- Знаете, иногда просто хочется душу отвести. Приходишь уставший домой, а покрутишь ручку радиостанции, и сразу отключаешься от проблем. Сразу узнаешь массу новой информации. В эфире проводятся даже "круглые столы" - когда на одной частоте собирается в буквальном смысле толпа народа. Интересует все, особенно если предстоят какие- то ответственные соревнования. Много технических вопросов. О политике говорить не принято. Ведущий, как правило, очень большой специалист, отвечает на вопросы всех участников. Чтобы не было хаоса в эфире, существует предварительная запись для участников "круглого стола". Сегодня в эфире можно обсуждать любые темы и с корреспондентами любых стран. А раньше в СССР запрещалось работать даже с целыми государствами, например, с Израилем и ЮАР.
- Запретный плод, сами знаете, сладок. Неужели никогда не нарушали правила?
- Никогда. В эфире существовал и существует контроль. Все мы знаем, что эфир прослушивается, в том числе и с помощью общественных контролеров. Иногда контролер может "засечь" тебя совершенно случайно. На первый раз обычно ограничиваются предупреждением, не исправишься - станцию могут закрыть. Так что лучше от греха подальше, чужих секретов в эфире не касаться. Хотя иногда, слушая, как общаются между собой радиолюбители, можно сразу садиться и рисовать принципиальные схемы какого-то узла передатчика или приемника.
-Но для этого слушающему надо обладать, как минимум, определенными знаниями.
- Иногда их приобретаешь, внимательно слушая эфир, будто научную книгу читаешь. Вообще, чем шире круг операторов или корреспондентов, тем интереснее в эфире. Возможны даже случайные встречи со старыми друзьями. Однажды, работая с Антарктидой, со станцией Мирный, я вдруг услышал позывной "Герман". Это имя мне ни о чем сначала не сказало, и только после того, как Герман "произнес": "Привет, ты что меня не узнаешь?", я вспомнил, что в свое время Герман работал в Центральном радиоклубе и хорошо знал мой позывной. Мы долго обменивались новостями до тех пор, пока его не вызвала на связь Бразилия, а меня - острова Кука.
-А как к вашему хобби, назовем это так, относятся в семье?
- Нормально. Моя жена тоже была радистом, правда, сейчас мы в разводе.
-Извините, быть может, ваше такое серьезное всепоглощающее увлечение и стало его причиной? Не до семьи, успеть бы с эфиром пообщаться?
- Мои друзья рассказывают разные истории, в том числе и про жен, пилящих своих мужей за то, что целыми вечерами сидят у радиопередатчика. А каждые суббота и воскресенье тоже заняты: радисты убегают на соревнования. Профессионализм в любом деле требует соответствующей отдачи, но, согласитесь, каждый из нас выбирает свой путь сам.
- А сколько времени нужно, чтобы стать профессионалом-радистом?
- В моем случае я получил звание мастера спорта почти в сорок лет. Хотя еще в армии был кандидатом в мастера по радиоспорту, но, знаете ли, работа, семья... По большому счету сегодня я не могу называть себя профессионалом, потому что занимаюсь любимым занятием только в свободное время. Но поддерживать себя в соответствующей форме необходимо, иначе в соревнованиях по радиодвоеборью лучше не участвовать.
- Я до сих пор считала, что радист - это замерший в неподвижной позе человек, сгорбившийся от постоянного сидения у передатчика.
- В этом есть доля правды. Ведь в эфире встречаются такие деды, лет под восемьдесят.
-А что, современной молодежи этим заниматься не интересно?
- Дело не в этом. В современном радиомногоборье необходимы не только знания техники, азбуки Морзе, приходиться много бегать, а значит, быть физически крепко развитым. К слову сказать, и аппаратуру, с которой мы работаем, часто приходится делать самому: и схемы "сочинять", и паять, для того, чтобы изменить мощность передатчика. Да и азбуку Морзе тоже надо изучать. А зачем забивать голову, если проще включить компьютер и "влезть" в Интернет. Много молодежи занимается сегодня "охотой на лис", в том числе и в Одинцове, под руководством мастеров спорта международного класса Владимира Чистякова и Анатолия Бурдейнова. Ребята из детско-юношеской спортшколы успешно занимаются этим видом спорта, а календарь соревнований по спортивному ориентированию полностью "забит".
- Ну, а представлять Одинцово на соревнованиях по радиодвоеборью, и достаточно успешно, приходится сегодня пока только вам. Как вы думаете, Владимир Ефимович, что необходимо сделать, чтобы у такого необычного и интересного вида спорта и профессии было будущее?
- Я бы сказал так. Загубить любое дело проще, чем начать его возрождать. А речь сегодня идет именно о возрождении и этого вида спорта, и этой профессии. Без соответствующего финансирования и в этом деле трудно сегодня что-то изменить.
- А может, всему виной азбука Морзе? Не всем по плечу и слишком уж заумная?
- Да нет, что тут заумного - точки да тире. Только азбуку Морзе нельзя изучать, считая, сколько этих точек и тире в знаке. Нужно принимать и передавать их по... напеву. К примеру, семерка, это та-та, ти-ти-ти: "Дай, дай закурить!". Или пятерка, это пять точек - ти-ти-ти-ти-ти: "Командир идет!" Я сам иногда не помню, сколько точек и тире в той или другой букве или цифре. А стоит только вспомнить напев, и сразу "зачирикаешь" в эфире...

3.138.69.101

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
129
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи