Крещение за решеткой
Корреспондент «НЕДЕЛИ» взглянул на рождественские праздники с другой стороны, глазами малолетних преступников, которые содержатся в Можайской воспитательной колонии. Увиденное навело на мысли, что плохое — это отсутствие хорошего.
Редко встретишь в музее группы школьников, которым во время проведения экскурсий не делали бы замечаний за поведение. Один громко разговаривает, другой устал ходить, третий хочет в туалет. Но экскурсоводу из Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина повезло: учащиеся, 11 января приехавшие в Большие Вяземы, за всю экскурсию не проронили ни слова и везде послушно следовали за сотрудником музея. Так и хочется воскликнуть: «Какие дисциплинированные дети. В каком же детском заведении их так замечательно воспитали»? Упреждая вопросы, сразу хочу заметить, что учреждение носит название Можайской воспитательной колонии, в которой содержатся подростки, совершившие преступления, в возрасте от 14 до 21 года. Как сказал директор музея Александр Рязанов, такие экскурсии для воспитанников колонии организуются не первый раз и носят исключительно благотворительный характер.
Глядя на этих ребят, отличающихся от своих ровесников только «единообразием» причесок и одежды (на куртке каждого пришит кусочек белой материи с фамилией, именем и номером отряда) и внешне внимательно слушающих эмоциональный рассказ экскурсовода, трудно представить, что среди них есть и воры, и убийцы. Но охрана, которая внимательно следит за каждым передвижением своих подопечных, не дает усомниться в том, что перед нами преступники.
Андрей Чупиков, начальник отдела по воспитательной работе, рассказал «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛЕ», что максимальный срок, который получают подростки за преступления, составляет 10 лет. В колонии есть школа, училище, и даже можно получить высшее образование. (В прошлом году из 23 выпускников 11-го класса 16 поступили в вузы). Каждый отряд соответствует определенному школьному классу, имеется и детская самодеятельная организация со своим председателем и секретарем.
Есть среди малолетних преступников и рецидивисты, для которых колония становится роднымдомом. Я, конечно, понимаю, что было бы верхом наивности полагать, что их повторное возвращение в колонию связано с тягой к образованию. И все же, все же. Для многих подростков жизнь в колонии гораздо комфортнее, чем в собственной семье, если, конечно, пьющих и асоциальных родителей можно назвать семьей.
Эти подростки могут быть цинично расчетливы и жестоки и в то же время по-детски наивны и беспомощны, попадая в непривычные условия. Войдя в помещение, многие из них даже не имели представления, что музейные тапочки надеваются на обувь, и стали дружно снимать свои ботинки. А сколько удивления и восторга вызвала экспозиция «Рождественская елка в господском доме». После более чем часовой экскурсии, сотрудник музея Светлана Юревич показала замечательное кукольное представление, посвященное рождественским праздникам. И хотя в ее спектакле было много элементов игры, воспитанники колонии были очень сдержанны в проявлении эмоций. Оживление вызвали лишь строки из частушек, которые пели во время колядок — «стакан хруп, дай мне рупь», и объяснение происхождения выражения «концы в воду». Надо заметить, что для этих ребят очень актуальная идиома.
Особенно эмоциональная сдержанность ребят была заметна, когда по окончании представления они читали стихи Пушкина: без всякого выражения, даже как-то отрешенно, было видно, что для некоторых из них чтение стихов — тяжкая повинность. И, что любопытно, подростки неохотно шли на контакт. Мне с большим трудом удалось разговорить одного из них, который, словно «звезда эстрады или кино», поначалу твердо заявил мне: «Интервью не даю». Он явно лукавил, поговорить хотелось.
Игорь Попов, 18 лет, осталось сидеть 9 месяцев по статье «тяжкие телесные повреждения». В детстве потерял правую руку, но, как сказала его учительница, он одной рукой управляется лучше, чем некоторые двумя.
— В каком классе ты учишься?
— Я учусь в шестом классе.
— Какие учебные предметы тебе нравятся?
— Мне нравится математика. Плохо то, что я как бы учу таблицу умножения. Помню, а на следующий день забываю.
— Ты сегодня читал стихотворение Пушкина. А какие книги ты еще читаешь?
— Я читаю газеты.
— А книги?
— Книги (пауза). За хорошую учебу во второй четверти мне подарили книгу. «Узбек» называется. Автора не помню. Правда, я ее еще не читал.
Надо заметить, что экскурсии для воспитанников Можайской колонии не самая большая редкость: они побывали на Бородинском поле, на Поклонной горе. Для многих из них мир без алкоголя и наркотиков — откровение: на «воле» они такого не видели. И можно было бы умилиться тому, как много дает колония для развития воспитанников, как с большим вниманием работают с ними и воспитатели, и учителя, если бы не одно «но»: по отбытии срока подросток возвращается в ту же среду, из которой он в свое время попал в колонию.
Георгий ЯНС
«Одинцовская НЕДЕЛЯ» специально для «Одинцово-ИНФО»
18.191.200.114
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: