Максим Поташев: "Игра и жизнь не пересекаются"
Герой интеллектуального шоу "Что? Где? Когда?" убежден, что "знатоков" объединяет русский язык и советский менталитет. В этом чемпион мира среди "знатоков" признался "НЕДЕЛЕ".
- Максим, сколько лет Вы уже играете в клубе знатоков?
- 16 лет.
- Срок немалый. В прошлом году игре исполнилось 30 лет. В чем, на Ваш взгляд, секрет такого долголетия программы?
- Трудно ответить. КВН и «Что? Где? Когда?» - единственные игры, которые вышли за пределы телеэкрана. К тому же, придуманные у нас, а не калька с западных программ. Видимо, Ворошилов гениально придумал и нашел что-то такое, что заставляет играть людей до сих пор. Может быть, и потому, что игра соревнование интеллектов в чистом виде, напрямую, без передаточных звеньев. Сейчас много различных игр, но тем не менее, в «Что? Где? Когда?» продолжают приходить школьники, студенты, и пробуют играть. Что-то их в ней притягивает.
- Вот Вы сказали, что игра вышла за пределы телеэкрана. Что Вы имели в виду?
- Надо понимать, что телеигра - лишь верхушка айсберга. В мире существует, по самым минимальным оценкам, 10 тысяч команд из более чем 200 городов разных стран. В России пример популярности игры для меня Мордовия, где чуть ли не в каждой деревне есть наш клуб. Игра для них стала своеобразным национальным видом спорта. На телеэкране присутствуют 20-30 человек. Все остальные активно играют вне телеэфира. Фактически это уже сформировавшийся вид спорта со своей жесткой соревновательной системой, рейтингом, со своим чемпионатом мира, который, по сути, венчает сезон. Игра стала социальным явлением, которое объединяет людей, живущих в разных странах мира, но оставшихся носителями русского языка и советского менталитета. Обычно в чемпионатах мира участвуют 16-17 стран, включая бывшие республики СССР, также США, Германия, Израиль, Финляндия, Болгария.
- Когда смотришь передачу, создается впечатление, что «знатоки» на игре зарабатывают хорошие деньги. Скажите, игра обогатила Вас материально?
- Думаю, что нет. Большое заблуждение считать, что с помощью игры можно существенно поправить материальное положение. Игра довольно затратное увлечение. Я уже говорил, что вне телеэкрана проходит масса турниров в разных городах. Ездить по ним - неизбежная трата денег, так как они проводятся за счет собственных средств. Даже чемпионат России, который в этом месяце пройдет в Саранске, финансируется участниками. Чемпионат же мира без денежных вливаний просто провести невозможно. Поэтому долгие годы он проводился в Баку, где игра пользуется поддержкой на самом высоком уровне. Ее непосредственно курировал Гейдар Алиев, а потом его сын. В прошлом году чемпионат мира по ряду причин прошел в Ярославле. Помощь в проведении турнира оказала мэрия города, коммерческие структуры.
- Какими титулами знатоков Вы обладаете?
- Титулы, которые существуют в игре, собрал все: чемпион России, мира.
- Вы или команда?
- Команда. В отличие от телеигры, где понятие «команда» нестабильное в силу внешних обстоятельств, в спортивном формате команды могут существовать в одном составе долгие годы. Моя команда - это Дмитрий Коноваленко, Владимир Степанов, Вадим Карлинский, Антон Чернин, Максим Руссо.
- Клубу «Что? Где? Когда?» больше 30 лет. Неизбежно происходит смена поколений. Есть ли, на Ваш взгляд, разница между поколениями «знатоков» эпохи СССР и сегодняшним?
- Разница, конечно, есть. Но нужно понимать, что игра задумывалась в советские времена, и она очень явно несет отпечаток советского менталитета. Даже та же молодежь, которая не помнит Советского Союза, все равно за счет того, что играет в клубе, ближе к советскому менталитету по культурному фону, чем их сверстники, которые не участвуют в игре. Это проявляется и в мышлении, системе ценностей, культурном уровне. Для меня такое понимание «советского менталитета» - позитив.
- А есть ли разница, клуб при Владимире Ворошилове и после него?
- Разница, с моей точки зрения, очень большая. Надо только понимать, что изменился не клуб, а сама игра. Меняется контингент участников, делается ставка на омоложение игры. Связано это с ориентированностью телепередачи на определенную целевую аудиторию. Не могу сказать, что в восторге от этих изменений. Но я игрок, который только принимает правила, но не определяет. Игра - детище Владимира Ворошилова. Когда он ушел из жизни, это было для всех ударом, шоком. Очень многое им определялось. Когда его не стало, было непонятно, останется игра или нет. Считаю, правильно, что игра все-таки осталась. Большое мужество проявил Борис Крюк (сегодняшний ведущий игры), взяв ответственность на себя. Взваливая на себя эту ношу, он прекрасно понимал, что его будут сравнивать с Владимиром Ворошиловым. На мой взгляд, в этой ситуации он ведет себя достойно и с честью.
- Сравнивают?
- Конечно, сравнивают. Сравнение неизбежно, но оно некорректно. Пришел другой человек, поэтому и игра в чем-то другая, хотя в чем-то та же. В любом случае сохранение игры - лучший памятник Владимиру Ворошилову.
- За пределами телеэфира Вы общались с Ворошиловым?
- Немного. Ворошилов от знатоков достаточно аккуратно дистанцировался, ни с кем близких отношений не поддерживал. Конечно, периодически доводилось общаться. Был у него на даче, но это скорее эпизод и не более того. Борис Крюк, конечно, демократичнее. Хотя бы потому, что мы почти ровесники.
- Обсуждаете ли вы с Борисом Крюком игру? Что-то предлагаете ему?
- Знатоки в подготовке игры не участвуют, хотя мнениями игроков Борис интересуется. Но это не значит, что он этому мнению следует.
- Как происходит отбор участников на телеигру?
- Когда игра только начиналась, редакторы обходили студенческие общежития и предлагали принять участие в игре. Когда она стала популярной, появилась необходимость проводить отборочные туры, на которых Ворошилов сам просматривал и отбирал игроков. В какой-то исторический момент важную роль в отборе сыграла телепередача «Брейн-ринг», фактически близкий «родственник» клуба, но более демократичный, так как на передачу попадали именно команды, и практически любая команда могла принять участие в телеигре. Те, кто наиболее ярко проявил себя в «Брейнринге», попадали на отборочные туры. Как я уже говорил, параллельно развивалась спортивная игра, повсюду возникали клубы, сложилась соревновательная система. И с какого-то момента редакторы передачи стали приглашать людей, имеющих опыт спортивных соревнований. Также на отборочные туры можно попасть по рекомендации людей типа меня, имеющих авторитет в клубе. Есть отбор еще через МТС, когда люди приходят с улицы. Единственный четкий момент отбора заключается в том, что чемпионы мира всегда точно попадают на игру. Так было в 2003 году, когда моя команда стала чемпионом мира, и мы сыграли в телепередаче.
- На Ваш взгляд, основа игры логика или знания?
- Безусловно, игра должна быть логическая. В игре важна даже не эрудиция, а общий культурный уровень. В этом плане она очень демократична. Практически каждый себя может в ней найти. Основное требование - не наличие высокого интеллекта, а, в первую очередь, способность к командному взаимодействию, умение подстраиваться под интересы команды.
- Какова роль капитана в игре?
- Она значит много больше, чем вратарь в футболе.
- Ваши друзья в основном члены клуба?
- Так сложилось, что в основном да. Хотя есть и друзья со школьных и студенческих времен.
- В большинстве своем игроки люди успешные. Александр Друзь и Борис Бурда работают на телевидении, Виктор Сиднев - мэр города Троицка, Нурали Латыпов - советник Лужкова, Вячеслав Никонов политолог. А есть ли среди знатоков неудачники?
- Если иметь в виду движение по карьерной лестнице, то, конечно, хватает.
- Игра для Вас - только игра? Или нечто большее?
- Всегда старался не допускать, чтобы игра занимала больше места, чем я ей сам отвожу. Игра и жизнь не пересекаются. Обычно для игроков важно то, чем они занимаются по жизни. Хотя есть те, кто связал себя с телевидением. Для них игра дополнительная возможность показать свое лицо.
Беседовал Георгий ЯНС
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
18.227.190.231
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: