Пикник на обочине несправедливости
Вашему вниманию статья из газеты «Одинцовская НЕДЕЛЯ», посвящённая проблеме карьеров в Никольском поселении Одинцовского района.
Жители протестуют. Районные власти просят вмешательства правоохранительных органов
О проблеме карьеров и свалок в Никольском поселении «НЕДЕЛЯ» писала не раз. Впервые — еще лет 12 назад. Тогда нашу редакционную машину на обратном пути от карьера догоняли и блокировали на дороге. Журналисту, который готовил тогда материал, пришлось буквально в носок прятать отснятую пленку. От бритых молодчиков, не пожелавших представиться, звучали прямые угрозы и ссылки на супервысокую «крышу», но явно представляющих интересы разработчиков карьеров.
Но тему продолжаем. В зоне внимания находятся и схемы, при которых долгие годы на частных землях акционерных обществ разрабатывались карьеры, а котлованы превращались в свалки. Буквально недавно рассказывали о ситуации в Никольском поселении. Здесь под маркой создания рыбонагульных прудов, организованных на землях сельхозназначения, ранее принадлежавших закрытому акционерному обществу «Шарапово», компания «ТЭКА-СЕРВИС» добывает песок. Но до сих пор ни один пруд так и не появился.
Сама «ТЭКА-СЕРВИС» оправдывает свою деятельность, в том числе, тем, что изымаемый из карьеров Никольского поселения песок идет на строительство объектов государственной важности, в частности ЦКАДа. Это, безусловно, очень важно и значимо. Но в первую очередь — для самой «ТЭКА-СЕРВИС». В получении таких крупных заказов и объемов заинтересована любая компания и в Подмосковье, и в близлежащих регионах. Это отнюдь не благотворительность, а бизнес, приносящий огромную прибыль.
Кроме того, местные жители протестуют и взывают о помощи, бьют тревогу, что в выработанные карьеры под видом грунта свозятся опасные для экологии отходы. Карьер начинает работу в четыре утра, заканчивает в 12 ночи. Добыча песка ведется на землях сельхозназначения и вместо него в котлованы закапывается мусор и отходы.
Грохот грузовиков прекращается только на несколько часов, а дороги в поселении разбиваются многотонными машинами. Местные экологи заявляют, что разработка карьеров нарушает водоносные слои, и из деревенских колодцев уходит вода. Но при этом рельеф местности таков, что дождевые и талые воды, которые собираются в котлованах, периодически грязевым потоком льются на деревню Никифоровское, расположенную под карьером.
В июне этого года в Новом городке состоялся народный сход против карьеров и свалок у берегов Москвы-реки. Власти поддержали жителей и отметили, что не намерены закрывать глаза на эту угрозу.
Глава Одинцовского района Андрей Иванов четко обозначил отношение к возникшей проблеме: «Мы однозначно поддерживаем позицию наших жителей. Я официально обращаюсь в правоохранительные органы и в министерство экологии Подмосковья с просьбой обратить самое пристальное внимание на деятельность фирмы, которая ведет на территории Никольского добычу песка и, предположительно, создает нелегальные мусорные полигоны. Это проблема волнует всех нас».
Стоит еще раз подчеркнуть, что и местные власти, и жители не могут напрямую повлиять на деятельность данных предпринимателей. Земли, на которых расположены карьеры, не муниципальные, а частные. И даже выписать штраф, не говоря уже о том, чтобы запретить это безобразие, закон не позволяет. Снова мы возвращаемся к вопросу, который буквально два номера назад поднимала Общественная палата Одинцовского района. Централизация власти при многих объективных плюсах лишила возможности местное сообщество в случае необходимости призвать к ответственности таких предпринимателей, как «ТЕКА-СЕРВИС». Руки связаны, и остается только стучаться во все возможные двери вышестоящих инстанций.
Не митингуем, а шашлыкуем
Местные жители продолжают протестовать против разработки карьеров и их последующего превращения в свалки. Три дня, с субботы и до понедельника неравнодушные граждане поселения проводили круглосуточный пикник у шлагбаума, за которым начинается карьер близ деревни Никифоровское. Они взяли с собой не плакаты, а шашлыки, мангалы, ракетки для бадминтона. Почти сразу же после начала пикника на место прибыли полицейские и пожарные, которые несли вахту поблизости. Приехал и глава Никольского поселения Юрий СУПРУНОВ.
Пикник у карьера в деревне Никифоровское
Пикник оказался очень популярен. К шлагбауму съехалось много местных жителей. Привозили дрова, сосиски, маринованное мясо, разнообразный спортинвентарь. И даже — гармонь! Отдыхали душевно, всем так понравилось, что остались на ночь. А потом и еще на одну. Приезжали, уезжали, вновь возвращались. И в понедельник продолжили. Все это время карьер не работал.
Наконец, «на шашлык» приехали представители «ТЭКА-СЕРВИС» и стали задавать вопросы отдыхающим об их отношении к карьеру. Те, видя, что их ответы пытаются записывать на видео, говорили, что любят пожарить мясо на природе и поиграть в волейбол, поэтому здесь и собрались. А что касается карьеров и всяких там рыбонагульных прудов — они их не одобряют, если их строят незаконно.
Удовлетворившись снятым видео, сотрудники «ТЭКА-СЕРВИС» отправились в полицию, где обвинили местных жителей в организации несанкционированного массового публичного мероприятия — собрания. Полицейские вели себя очень корректно, но им пришлось взять у людей объяснения, что никакого собрания до приезда руководства «ТЭКА-СЕРВИС» не было, а были только шашлык и волейбол.
Тогда «ТЭКА-СЕРВИС» зашла с другой стороны, объявив подъездные пути к карьеру дорогой и потребовав удалить пикник с «проезжей части». В доказательство подогнали свои грузовики, начавшие останавливаться на настоящей дороге, на Луцинском шоссе. Это уже действительно было серьезной угрозой безопасности движения, приехали инспекторы ГИБДД. Начальник Кубинского отдела полиции попросил отдыхающих на время отодвинуть мангал, чтобы грузовики могли въехать внутрь карьера.
Его просьбу выполнили, дорогу освободили. Полиция, как мы уже сказали, была корректна и против продолжения пикника рядом с плитами подъездных путей не возражала. Вот только возить песок из карьера и принимать в него мусор на глазах полиции и активистов «ТЭКА-СЕРВИС» не могла трое суток. Но заявила прессе — мол, ущерб составил 15 миллионов, и эти убытки фирма постарается взыскать с местных жителей в суде.
Те оживились — ведь это прекрасная идея, возможен ответный иск, они же тоже понесли немалый материальный ущерб. Люди стали вспоминать, во сколько их дома оценивались лишь несколько лет назад, и сравнивать с сегодняшними ценами, упавшими ниже себестоимости. Кто купит дом рядом с мусорным полигоном? Если предъявить за это иск в суд, да к нему присоединятся жители других деревень, сел, дачных поселков, рядом с которыми «ТЭКА-СЕРВИС» засыпала мусором уже несколько таких «рыбонагульных прудов», то фирму можно серьезно наказать.
И вот что еще подтвердилось в ходе трехдневного пикника: как и заявляли жители, на карьер в Никифоровском втихую свозится мусор. Приехавшие водители, столкнувшиеся с тем, что в карьер заехать невозможно, начали опорожнять самосвалы, где придется. Оставили тем самым материальное свидетельство того, что «рыбонагульные пруды» в Никифоровском — такая же точно ложь, как и в Пронском, и в Никольском. Заполнять их собираются не водой и рыбой, а мусором. Водяной фильтрат, пройдя через эти опасные помойки, окажется в реке Москве, и остановить его будет невозможно. А это уже экологическая катастрофа для Одинцовского района и Москвы, чьи водозаборы пополняются из реки.
Кстати, даже на официальном сайте «ТЭКА-СЕРВИС» значится: «Продажа песка, щебня, утилизация строительных отходов в Московской области». Рыбонагульные пруды не упоминаются.
Местные жители с пикника пока разъехались. Говорят, отдохнули очень хорошо, всем понравилось. Думают продолжать.
Перегруженные песком грузовики «убивают» наши дороги
Кстати, на подъезде к Никифоровскому, неподалеку от Никольской больницы, нашему корреспонденту довелось наблюдать работу специалистов Российского транспортного надзора со специальными весами, способными определять нагрузку на ось большегрузных транспортных средств. Сотрудники удивились интересу СМИ:
Для вас это, может, и в диковинку, вы на легковой машине, а вообще это наша работа. Мы каждый день в таких рейдах, и водители грузовиков об этом хорошо знают. Сюда приехали в связи с многочисленными жалобами местных жителей, что по дорогам движутся перегруженные песком и строительным мусором грузовики, приводящие в негодность местные автотрассы. Сведения подтвердились, мы за короткое время зафиксировали три таких грузовика, и, видите, эвакуатор цепляет четвертый.
Его водитель отказался заезжать на весы, сославшись на руководство, которое якобы запрещает ему взвешивание. Понятно, что водитель знает о перегрузе. Но мы все равно взвесим, закатим грузовик на весы эвакуатором. С неадекватной реакцией приходится встречаться часто. Иногда к нам приезжают «на разборки» по двадцать человек, сулят взятки, демонстрируют, что вооружены пистолетами. Только бы не допустить взвешивания. Поэтому сегодня с нами сотрудники Одинцовской ГИБДД. Большое им спасибо за помощь.
Действительно, перед вооруженными табельным оружием полицейскими «стволами» уже не помашешь. Поэтому взвешивание происходит относительно спокойно. Нарушителям на колеса цепляются блокираторы. Дело в том, что, помимо штрафа, транспортникам придется еще и устранить нарушение. То есть частично разгрузить автомобиль до разрешенного правилами веса. Если этого сделано не будет, перегруженное авто могут отправить на штрафстоянку, а это опять-таки немалые расходы.
Штрафы за перегруз на ось, кстати, говоря, очень серьезные. Законодатели сочли, что ущерб, наносимый дорогам тяжелым транспортом, велик, а дорожный ремонт — очень дорогое удовольствие. Поэтому и оградили трассы от порчи поистине драконовскими мерами.
Новая редакция ст. 12.21.1 КоАП РФ гласит, что превышение допустимой массы транспортного средства и допустимой нагрузки на ось транспортного средства влечет наложение административного штрафа на допустивших погрузку индивидуальных предпринимателей в размере от 80 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 рублей.
Расхождения реального веса и указанного в сопроводительных документах теперь наказываются следующим образом: водитель получает штраф размером в 5000 рублей, ответственный за оформление сопроводительных документов для автомобиля — от 10000 до 15000 рублей, а транспортная компания, которая, собственно, и отправила транспорт в рейс, заплатит от 250 000 до 400 000 рублей.
А еще пяти тысяч рублей можно лишиться при проезде на дорожный знак, на котором указано ограничение нагрузки на ось.
Все проверенные транспортным надзором грузовики в районе карьеров, разрабатываемых фирмой «ТЭКА-СЕРВИС», либо везли песок из них, либо мусор на захоронение. То есть жалобы местных жителей на ущерб дорогам подтвердились. Отметим, что транспортный надзор применял при взвешивании нормативы, предназначенные для федеральных автотрасс.
А работал на дороге местного значения, для которых предельные нагрузки на ось устанавливаются местными властями. И нагрузки эти меньше, потому что по качеству такие дороги более слабые. Но даже с этими поблажками оказалось, что весовой контроль многие из грузовиков пройти не могут. «Сарафанное радио» в водительской среде работает четко, и на дороге до Кубинки мы видели грузовики, брошенные водителями. В надежде переждать рейд транспортного надзора.
Текст подготовлен Александром ЛЫЧАГИНЫМ при участии Общественной палаты Одинцовского района. Фото автора и интернет-сообщества «Незаконные карьеры и свалки на берегу р. Москва».
18.116.89.8
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Плиты 6×2 у нас дорога такая, два ряда, прошу не мешать ложечкой…
Народ в России-рабский и равнодушный.
Разгоняется только в пивной.