Купить ответы невозможно
Один из самых радикальных проектов в области образования за последние десятилетия, который затрагивает всю систему от школы до вуза - внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ). И хотя эксперимент по ЕГЭ длится уже 6 лет, специалисты в области образования до сих пор расходятся во мнении - нужен ЕГЭ или нет. Ректор Российского университета дружбы народов, а с 1999 по 2005 г. министр образования, Владимир ФИЛИППОВ, один из инициаторов внедрения ЕГЭ в систему образования, рассказал «НЕДЕЛЕ», почему единый госэкзамен до сих пор сдают не все школьники.
- Владимир Михайлович, естественно, первый вопрос о том, какие задачи должен был решить и решает ЕГЭ?
- Две задачи, а точнее, две проблемы должен был решить ЕГЭ. Первая проблема. Экономическая ситуация сегодня такова, что дети из малообеспеченных семей, семей бюджетников (врачи, учителя) в регионах не имеют возможности поехать в Москву или Санкт-Петербург для попытки поступить в высшее учебное заведение. Да и зачем ехать? Во всех московских вузах, включая МГУ, есть платные курсы, репетиторы, свои школы, целевой прием. И что остается абитуриентам с периферии? И чтобы разрушить эту систему, которая практически существует только в России, когда абитуриенту нужно куда-то ехать для сдачи экзаменов, начался эксперимент по ЕГЭ.
Есть и другая проблема, которую решает ЕГЭ. Сейчас мы заставляем детей сдавать две серии экзаменов: сначала выпускные в школе, потом вступительные в вуз. Зачем две серии экзаменов? Никакой объективной оценки знаний мы не имеем, так как при поступлении в институт школьный аттестат не признается. Система, построенная по принципу «сами учим - сами принимаем экзамены», порочна в корне. Должно быть так: школа бы учила, а экзамены принимала бы система, не зависимая ни от школы, ни от вуза. Такой системой может быть ЕГЭ. Резюмируя, хочу сказать следующее: ЕГЭ, с одной стороны, дает объективную картину знаний, а с другой облегчает поступление в вузы детям из регионов. ЕГЭ не исключает и другие формы отбора абитуриентов: олимпиады, творческие конкурсы по специальностям.
- В чем преимущество ЕГЭ перед традиционными экзаменами?
- Как я уже говорил, ЕГЭ решает главную задачу - объективность оценки знаний. Суть ЕГЭ - сдать экзамен комиссии, не зависимой не только от школы, но и от вуза. В масштабах страны другую форму экзамена придумать сложно.
- Но правомерно ли использование ЕГЭ по всем учебным дисциплинам. Например, нужно ли тестирование по литературе?
- ЕГЭ никогда не сводился только к тесту. Любой экзамен состоит из трех частей. И часть «С» никакого отношения к тестированию не имеет. Только часть «А» может относиться к тестам. По литературе надо написать эссе на определенную тему. Безусловно, при составлениивопросов возможны ошибки, ляпы, но от этого не застрахована любая система экзаменов.
- Бытует мнение, что ЕГЭ обезличивает. При традиционной форме экзамена есть возможность посмотреть в глаза абитуриенту.
- Я уверен, что больше хотят посмотреть не в глаза, а в карман родителей с помощью репетиторов, подготовительных курсов, с помощью «блатерства».
- Несмотря на то, что ЕГЭ проводится уже не один год, желающих сдавать его не очень велико.
- Скажите студентам, что экзамены можно сдавать добровольно. Сколько придет? Никто не придет. А здесь ситуация еще хуже. Директора школ, учителя не хотят, чтобы выпускники сдавали экзамены независимой комиссии, так как боятся испортить показатели. Они не заинтересованы в ЕГЭ. Заинтересован кто? Ребенок. Сдать экзамены один раз и отправить результаты в 30-40 вузов страны. Поэтому нужно сделать все, чтобы лучше было ученику. В первую очередь мы «подставляем» московских детей, и очень сильно «подставляем». Дети в регионах, сдав ЕГЭ, могут послать результаты в десятки вузов, а московский школьник такой возможности лишен. В лучшем случае он может сдать документы в 2-3 института. В Москве сдача ЕГЭ носит добровольный характер.
- В Интернете я нашел объявления неких фирм, которые предлагают ответы на вопросы ЕГЭ-2006. Такое возможно?
- Гарантированное стопроцентное мошенничество. Ответы на ЕГЭ в масштабах страны получить невозможно. Если бы была утечка, был бы грандиозный скандал. Купить ответы невозможно. Я думаю, что через некоторое время будут публиковаться все 100% вопросов и ответов, а кому какая комбинация достанется, не знает никто.
- Как вы относитесь к вопросу отмены льгот для медалистов?
- Медаль надо сохранить. Но никакого влияния при поступлении она не будет иметь. ЕГЭ - это тот механизм, который позволяет ликвидировать льготы.
- Владимир Михайлович, а через сколько лет ЕГЭ станет действительно единым и обязательным для всех экзаменом?
- Вначале планировалось сделать его обязательным к 2006 году, но в министерство пришла новая команда, и по понятным причинам появилась новая дата - 2008 год. Я слышал, что есть попытки передвинуть сроки, но пока остается 2008 год. У нас не было такого, чтобыэксперимент длился 6 лет, поэтому надо определяться и принимать политическое решение.
Беседовал Георгий ЯНС
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
18.188.91.223
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: