Госдума приняла закон о просветительской деятельности. Пушкина не голосовала, хотя была на заседании
16 марта Государственная дума в третьем чтении приняла скандальный закон о просветительской деятельности, вызвавший масштабную критику научного сообщества и самих просветителей. Депутат от Одинцовского избирательного округа Оксана ПУШКИНА не голосовала, хотя присутствовала на заседании.
Поправки в закон «Об образовании» вводят ограничения на занятия просветительской деятельностью. К просветительской относится деятельность «вне рамок образовательных программ». Законопроект разработала группа сенаторов и депутатов во главе с председателем Совета федерации по защите госсуверенитета Андреем КЛИМОВЫМ и руководителем комитета Госдумы по безопасности Василием ПИСКАРЕВЫМ. Он устанавливает, что порядок и формы осуществления просветительской деятельности, а также нормативы по контролю за ней, будет устанавливать правительство России.
В пояснительной записке авторы отметили, что действующий сейчас закон «создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».
Текст закона гласит: «Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».
«Попытка уничтожить хорошо работающее»
Против закона выступило большое количество деятелей культуры и науки, петиция на Change.org, инициированная ведущим научным сотрудником ГАИШ МГУ Сергеем ПОПОВЫМ, набрала более 238 тыс. подписей. В феврале петербургские деятели культуры написали открытое письмо президенту Путину, председателю Госдумы Володину и премьер-министру Мишустину с просьбой отклонить законопроект. Они указали, что поправки вводят ограничения для просветительской деятельности и создают предпосылки к цензуре.
После принятия закона деятели культуры и науки продолжили высказываться против. Так, лектор в проектах «Прямая речь» и «Арзамас» Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ сообщил BFM.ru, что по его мнению, этот законопроект — один из самых вредных за последние годы:
Формулировки размытые. Что такое искажённые объяснения исторических событий или религиозных традиций — пойди объясни. С какой стати нужно согласовывать с чиновниками те институции, которые могут или не могут проводить просветительскую деятельность? В общем, вопросы, вопросы, вопросы, а смысла никакого нет, потому что мы понимаем, что просветительская деятельность вольная. Не будет она в библиотеках, школах, музеях — будет она на свободных открытых площадках. Хуже будет только музеям, школам, университетам. Это бесконечная попытка уничтожить хорошо работающее.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, популяризатор науки Александр ПАНЧИН:
Такого типа законопроекты, которые касаются науки, популяризации науки, должны хоть как-то обсуждаться с теми, кто непосредственно занимается наукой и популяризацией науки. А этого сделано не было. Как именно это будет регламентироваться, в законопроекте не прописано. Может быть, никак — это хороший сценарий. Это будет один из таких законов, достаточно типичный для России, которые принимаются, всех запугивают, а потом не работают. Но потенциально этот законопроект может быть источником цензуры просветительских проектов.
Критики законопроекта обращают внимание, что он «носит чисто ограничительный характер» и создаёт предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования», а это ставит просветительскую деятельность под угрозу исчезновения.
Депутат Пушкина не голосовала
На заседании Госдумы за законопроект проголосовали 308 депутатов, против — 95, один воздержался. Из данных системы оценки результатов голосования следует, что против почти в полном составе проголосовали депутаты фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Результаты голосования
Из 308 голосов «за» сразу 307 принадлежит единороссам. Но здесь стоит обратить внимание, что 28 представителей «партии власти» по неизвестным причинам не голосовали.
В их числе депутат от Одинцовского избирательного округа Оксана Пушкина, которая была на заседании — и голосовала по предыдущему и следующему вопросам повестки, что отражено в системе оценки результатов голосования.
Депутат Госдумы Оксана Пушкина
Счётная палата выступила против закона
17 марта стало известно, что Счётная палата России дала отрицательный отзыв на законопроект в 2020 году. В отчёте палаты указано, что «предлагаемое законопроектом понятие просветительской деятельности, по сути, дублирует ранее введенное понятие воспитания». В ведомстве считают, что закон ударит по организациям гражданского общества — социальным компаниям, дискуссионным площадкам и клубам по интересам.
Запрет на использование просвещения для разжигания социальной, расовой и национальной розни в Счётной палате назвали избыточным, потому что для этого уже давно существует уголовная статья 282 — возбуждение ненависти или вражды.
Кроме того, на выполнение закона понадобятся дополнительные деньги из бюджета. Однако в материалах к законопроекту нет оценки возможного увеличения бюджетных расходов, а также не указаны источники и порядок финансирования.
Принятый Госдумой законопроект должны будут рассмотреть в Совете федерации. Если сенаторы его одобрят, то он отправится на подпись президенту. Ранее комитет Совфеда по международным делам уже проголосовал за — при одном голосе против. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года, если его подпишет президент Путин.
18.188.63.71
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: