Другое мнение: общественники выступили против присоединения Одинцовского округа к Москве
Неделей ранее общественное движение «Одинцовская инициатива» призвало провести референдум о присоединении Одинцовского городского округа к Москве. Против этой инициативы выступили координаторы проекта «Звенигородский вектор». Они заявили, что присоединение к столице вряд ли решит проблемы сильно урбанизированных территорий, тогда как сельские, деревенские и уникальные природные территории окажутся под угрозой застройки. Публикуем текст, присланный координатором Максимом Богомоловым.
Последние 5 лет своей жизни я посвятил сохранению природы Одинцовского района Московской области. Начиналось всё с Масловской лесной дачи. Тогда я был (и остаюсь) членом Дружины охраны природы биофака МГУ (ДОП МГУ). В Масловской даче, где я в далёком 2011 году проходил полевую биологическую практику, хотели вырубить 150 гектаров особо охраняемого леса с краснокнижными видами, чтобы построить там элитную недвижимость. Пока не дали, смогли отстоять. Не расслабляемся.
ООПТ «Масловская лесная дача», верховое болото с водным «зеркалом»
Дальше я узнал про другие особо охраняемые природные территории (ООПТ): Долина реки Сторожки, Мозжинский овраг, Звенигородское городище и т. д. Наконец для меня стало открытием, что есть целая долина Верхней Москвы-реки, которую с 70-х годов прошлого века планировали включить в зелёный пояс Москвы. Увы, эта затея так и не нашла окончательного воплощения.
Хотя объединённая коллегия Москвы и Московской области приняла решение о создании одноимённой ООПТ в 1999 году, какого-либо определённого статуса она до сих пор не получила. В 2014-2017 годах даже была попытка сделать там нацпарк от Москвы до Можайского района, который носил название «Московия». Не вышло, но идея создать некую особую территорию на этом направлении жила и живёт до сих пор.
Один из вариантов границ несбывшегося национального парка «Московия». Проценты показывают, какая часть соответствующего муниципального образования могла войти в ООПТ. В основном это малоосвоенные территории или города, поселения, сёла с богатой историей.
Познакомившись с Московским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МОО ВООПИиК), я сделал новое открытие для себя. Оказывается, тут не только Рублёвка и Москва-река. Тут ещё и усадьбы, древние сёла, деревни, храмы, посёлки учёных и деятелей культуры, стоянки людей каменного века и селища финно-угров, славян и русских, настоящие военно-полевые укрепления 1941 года и поля сражений советских солдат с фашистами. И над всем этим висит Дамоклов меч застройки.
«Были защищены от застройки сотни гектаров в Одинцовском округе»
В 2020 году я очень плотно занялся изучением Правил землепользования и застройки Одинцовского округа. Обнаружил там ещё больше проблем, чем мог полагать. Тысячи пересечений лесного фонда с землями населённых пунктов общей площадью до 4-5 тысяч га. Сотни участков под мало- и многоэтажное строительство на ООПТ и в зонах охраны объектов культурного наследия (ОКН), которые должны быть созданы, но так и не созданы. Неверные границы ООПТ, неверные границы лесного фонда, отсутствие сведений о ЗСО.
Всё это я собрал, систематизировал и десятки страниц замечаний направил в соответствующие органы. После этого, благодаря активности совсем немногочисленных активистов, таких как Мария Уранова, Вера Тимохина, Ирина Шабаш, Евгений Соседов и ряда других, а также депутата Натальи Кононовой, была создана рабочая группа по разработке документов территориального планирования Одинцовского городского округа (ОГО).
Впоследствии благодаря этой рабочей группе жители через активистов, вошедших в неё, и сами активисты (меньше 15 человек) внесли множество конструктивных предложений и замечаний в генеральный план и правила землепользования и застройки округа. Появились зоны влияния ОКН, появились 100-метровые строгие зоны ЗСО, в которых не допускается строительство, для обширных территорий вместо сплошной застройки были указаны рекреационной зоны без какого-либо строительства.
Таким образом, уже на уровне основной градостроительной документации были защищены от застройки сотни или тысячи га. К сожалению, на подробный анализ этих изменений времени уже не было — мы двигались дальше.
Около 40 га леса показаны как попадающие под лесную амнистию без какого-либо основания: данный лесной участок уже при разработке ПЗЗ был поставлен на учёт как земли лесного фонда. Одно из многочисленных нарушений, выявленных при изучении ПЗЗ Одинцовского округа и устранённых впоследствии
Проект «Звенигородский вектор»
В 2020 году мы с МОО ВООПИиК и ДОП МГУ подали проект туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Звенигородский вектор» на конкурс Priroda.Life, организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Тогда на конкурсе мы получили статус пилотной территории, заручились поддержкой АСИ и губернатора Московской области Андрея Воробьёва.
Проект «Звенигородский вектор» охватывает обширную территорию от Москвы до Тучково между Новорижским и Минским шоссе. В него вошло около 90 тысяч гектар земель четырёх городских округов Московской области: больше половины Одинцовского и части Красногорска, Истры, Рузы. Почти все эти территории — сохранившиеся до наших дней природно-исторические ландшафты. Около половины Одинцовского округа заняты лесами и ещё не меньше 10 тысяч гектар — это поля, луга, реки, озёра.
Среди этих ландшафтов разбросаны тут и там древние сёла и деревни: Дунино, Аксиньино, Маслово, Дмитровское, Иславское, Успенское, Луцино, Уборы и другие. Между ними — цепочка колоколен старинных церквей на берегах Москвы-реки, которые в прежние времена служили своего рода маяками для путников: от одной церкви всегда было видно две соседние.
23 особо охраняемые природные территории накрывают площадь более 12 тысяч гектар. Это заказники Звенигородской биостанции МГУ и агробиостанции МПГУ «Павловская Слобода», заказник Долины реки Сторожки, памятники природы, природные резерваты. Здесь уникальные болота с реликтовыми и хищными растениями служат в то же время местом прокормления хищных птиц — осоедов, питающихся общественными насекомыми. В лесах в сырой тени скрываются гребенчатые тритоны. На цветах — редкие бабочки. Над полями кружат коршуны и пустельги. Лоси, лисицы, зайцы, куницы, белки, кроты, бурозубки. Купальницы, калужницы, лютики, ромашки, кипреи. Черника, голубика, брусника, клюква. Вековые дубы, ели и сосны. Тысячи видов животных, растений, грибов.
Дальше был сложный процесс проектирования и презентования концепции вместе с проектным бюро «Простор» и АСИ. В итоге появилось распоряжение о создании рабочей группы по реализации проекта ТРК «Звенигородский вектор» на уровне Правительства Московской области. Проект был поддержан также администрацией Одинцовского городского округа. С помощью рабочей группы «Звенигодского вектора» мы смогли добиться начала реорганизации ООПТ «Масловская лесная дача» с сохранением всех исходных территорий природного резервата. Расчищена древняя Митрополичья дорога от упавших деревьев (благодарим Комитет лесного хозяйства Московской области за содействие), получена поддержка Комитета по туризму для создания и установки указателей на Митрополичьей дороге. Начались работы по утверждению точных границ ЗСО Москвы-реки.
И это я ещё не рассказал о том, что нам удалось сделать в рамках проекта «Рубеж обороны Москвы 1941 г. под Звенигородом». Берутся под охрану военные объекты времён обороны Москвы, регулярно проводятся экскурсии для всех желающих, фестивали и выставки, устанавливаются навигационные знаки, изданы книги, ведутся исследовательские работы.
Сегодня проект «Звенигородский вектор» находится в самом начале своего развития. Хотя поддержка администрации округа и правительства Московской области ощущается нерегулярно, сделано многое силами немногих людей, а впереди ещё больше дел, чтобы быть спокойными за замечательный край долины Москвы-реки.
«Присоединение сильно урбанизированных территорий к Москве скорее всего не решит их проблемы»
На этом хотелось бы и закончить, но есть ещё кое-что. Сегодня, когда множество жителей Одинцовского округа горячо поддерживают идею присоединения к Москве, те активисты, которые много лет боролись именно с урбанизацией, превращением Одинцовских и Звенигородских земель в мегаполис, испытывает глубокое беспокойство. Многие из жителей сильно урбанизированных территорий, таких как Одинцово, Трёхгорка, Баковка, Перхушково, Вязёмы испытывают трудности с поиском школы, детских садов, поликлиник именно вследствие ускоренной и ничем неоправданной урбанизации.
Решит ли их проблемы присоединение к Москве? Скорее всего, нет. Главные центры занятости останутся там же, в пределах МКАД. А плотность населения будет расти только быстрее, потому что всё больше людей будет хотеть обжить новые московские территории, со всеми их заманчивыми благами. Значит, к растущей плотности застройки добавится расширение и строительство дорог.
В то время как жители Москвы уже сейчас постоянно жалуются на нарушение их прав на тишину по ночам, на стройки, на вечное перекладывание плитки, на благоприятную окружающую среду, на людей с низкой социальной ответственностью во дворах и другие проблемы.
«Абсурдность присоединения к Москве сельских территорий очевидна»
Но даже если присоединение к Москве решит что-то для этих городских территорий, больше 80% территории Одинцовского городского округа — это сёла и деревни, бывшие сельские поселения, которые насильно объединили. Жители Аксиньина, Маслова, Звенигорода, Николиной Горы и других сельских и деревенских территорий высказываются резко против объединения с мегаполисом. Но услышат ли их голоса, если состоится референдум?
Один из аргументов «ЗА» в том, что чрезмерная застройка в Одинцово и других города округа. Но ещё раз повторюсь: в ОГО около половины (45%) территории — это только леса, без учёта почти бескрайних полей и лугов на берегах Москвы-реки.
Тогда как в Москве всего 12% занято лесами, а те леса, которые присоединены в 2012 году, имеют статус особо охраняемых зелёных территорий. Такого понятия в законодательстве нет, следовательно, леса Новой Москвы до сих пор ничем не защищены. Они даже не признаны городскими лесами. С другой стороны, почти все земли лесного фонда в ОГО внесены в кадастр и больше никакая лесная амнистия им не грозит. Нужно работать, чтобы были все, но это уже какая-то защита.
Леса заказника «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима», Одинцовский округ. На территории заказника располагается биостанция, куда возят не только студентов, но и школьников. Площадь заказника, целиком лесного, 1116 га — чуть меньше 1% Одинцовского округа
Мы не знаем доподлинно, как возникла эта инициатива. Но вынесли её на всеобщее обозрение всего два человека — Георгий Городецкий и Михаил Белозуб. При этом она была представлена как инициатива «одинцовских активистов», хотя до этого она не обсуждалась в активистских чатах.
Ни один из активистов, кроме Городецкого и Белозуба, которые вложили годы жизни в защиту природного и культурного наследия Одинцовского округа не знал о ней. Народный депутат Наталья Кононова высказалась резко против. Ещё один одинцовский депутат Станислав Водонаев предельно скептично отнёсся к ней. Мария Уранова, Вера Тимохина, Ирина Шабаш, Евгений Соседов и многие другие активисты, которые лучше многих знают проблемы Одинцовского округа, высказались крайне негативно об этой инициативе.
К сожалению, как бы кто ни относился к намерениям инициаторов, им удалось разделить жителей округа. Ведь действительно, кому-то нужны поле и река, а кому-то школа и поликлиника. Это не вина жителей, что у каждого свои интересы. Но крайне досадно, что среди активистов нашлись два человека, которые решили использовать это против самих жителей и больше не слышат никаких аргументов. В чатах активистов появляются десятки новых людей, которых старые участники не знают, а вместе с ними и настоящие чат-боты берутся ни пойми откуда.
В опросах массово голосуют люди, которые хотя и живут в округе, не слышали ни о храме в селе Уборы, ни о заказниках и памятниках природы, ни о боях за Москву в районе Палиц, Аксиньина, Звенигорода. Уверен, если бы знали о том, что мы потерять, присоединившись к Москве, были бы не столь категоричны.
Абсурдность присоединения к Москве сельских территорий очевидна. Поэтому мы, координаторы проекта «Звенигородский вектор», выступаем за то, чтобы все сельские, деревенские, незастроенные природные территории Одинцовского округа оставались в Московской области.
18.227.48.237
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Тогда как реальные выгоды от приобретения статуса москвича для всех категорий населения бесспорны.
Кто-нибудь смотрел, как там?
Зарегят всякую шнягу и начинают фонтанировать всякими «единством и борьбой противоположностей» ©
«…любовь в резинке — движение есть, прогресса нет…» © ДМБ
Адише адовый, прям какой то
Когда стал Городской округ, то стали заманивать богатеньких оттуда, а сейчас приходится «локти кусать».
Единственный путь к обогащению сейчас это выплата репараций в размере всего имущества государств участников Плана Маршала, НАТО и G7 за неисполнение Соглашения по итогам Второй Мировой войны.
Вся Восточная Европа это поддержит, чтобы самим не оказаться в положении Должника, и присоединится, начиная с ГДР и Польши.
Ура! Ура! Ура! И Слава России!!!