Зачем поляки рисовали граффити на стенах церкви в Больших Вязёмах?
Так уж вышло, что живу я сейчас в Польше, а конкретно в Варшаве. У меня здесь учёба, интересы и всё прочее. Родина осталась далеко, в моем паспорте стоит отметка о рождении — подмосковное село Большие Вязёмы Одинцовского района.
Обычно люди, уезжающие за границу на продолжительный срок, испытывают чувство тоски по Родине. Вот и меня ностальгия не обошла стороной.
Приехав на зимние каникуы в районный центр — город Одинцово, где живет моя семья, где я провела все школьные годы, решила проведать и свою малую родину — Большие Вязёмы.
Прошлась по улочкам, которые помнят меня совсем маленькой, заглянула в старое общежитие, куда родители привезли меня из роддома — там всё так изменилось… Посидела на детской площадке, покрытой снегом, вспомнила, как играли здесь мы — малыши, как лепили зимой снеговиков…
Мы с родителями часто ходили гулять на речку, на берегу которой стоят церковь и усадьба князей Голицыных, в которой теперь музей. Уже позже я узнала их полные названия: церковь Преображения Господня и Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.
А не зайти ли?
В музее не было посетителей, поэтому я могла спокойно разглядывать все экспонаты. Картины, старинная мебель, домашняя утварь, детские игрушки. И вдруг… Мой взгляд остановился на представленных слепках со стены церкви, где совершенно отчётливо были видны нацарапанные когда-то слова… по-польски!
На снимке: музейный стенд, где размещен слепок со стены и польская шпага времен российской Смуты
Представляете моё удивление? Конечно же, мне захотелось немедленно разгадать удивительную тайну — откуда же взялись польские надписи в Больших Вязёмах?
К счастью, на месте оказалась Любовь Васильевна Жукова — старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела, которая охотно предоставила мне работы исследователей на тему польских граффити, интересно и в подробностях рассказала и показала на макете, в каких частях церкви обнаружены надписи. И вот, что я тогда узнала.
Вязёмы с давних времен стояли на очень важном пути — Смоленском тракте. До 80-х годов XVI века Вязёмский ям (конная станция) в учреждённой с 1514 года великим князем Московским Василием III ямской гоньбе по Смоленской дороге имел особенное значение, как последняя станция перед Москвой. Благодаря этому Вязёмы в определенном политическом значении встали в ряд с такими городами, как Можайск, Вязьма, Дорогобуж и даже Смоленск. Неудивительно, что в Вязёмах не раз бывали иностранные гости с Запада. А с конца XVI века начинается особая история Вязём, связанная с личностью Бориса Годунова. Вязёмский ям отступает на второй план, уступая первенство усадьбе правителя государства.
Именно по велению Бориса Годунова в Вязёмах основана и освящена в 1600 году церковь Живоначальной Троицы (так она называлась до 1702 года) — этот, кроме всего прочего, удивительный памятник Смутного времени. После смерти Бориса Годунова в апреле 1605 года Вязёмы теряют значение царской загородной усадьбы. В феврале 1606 года новый государь, названный Дмитрием I и претендовавший на роль законного наследника Грозного, прибывает в Вязёмы с цветом русского боярства и аристократии, членами созданного им на польский манер Государственного совета, сменившего Боярскую думу, а также в окруженнии телохранителей-иноземцев: польской конницы и немецкой гвардии, что бы повеселиться на масленицу весёлой русской забавой — взятием снежной крепости. Это и было началом новой главы в истории Вязём. Впервые иноземцы, взявшие штурмом зимнюю крепость, почувствовали себя не почтительными гостями, а полноправными хозяевами Годуновской усадьбы. Именно с этого времени на стенах церкви появляются первые автографы.
Исследование польских автографов-граффити в Годуновской церкви начал в 1997 году Александр Константинович Крылов — профессор Государственного Академического института живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств (Санкт-Петербург). В своих научных статьях А. К. Крылов представил собственные прочтение и интерпретацию обнаруженных надписей, а также попытался соединить в общей исторической канве конкретные даты и имена, при этом оговаривая, что невозможно точно утверждать, эти ли исторические персонажи или их родственники, однофамильцы расписались на стенах Троицкой церкви. Действительно, идентифицировать авторов было бы нелегко даже в случае находок архивных документов с автографами тех же лиц, так как разница в написании букв пером по бумаге и выцарапывании их на штукатурке весьма значительна. Однако в любом случае предположения А. К. Крылова могут подвигнуть специалистов к новым изысканиям.
Итак, первые датированные автографы, оставленные некими Яном Муклевским и Якубом Вольским, относятся к 1608 году, когда новый Самозванец, Лжедмитрий II , шёл на Москву через Калугу, Можайск, Звенигород, мимо Вязём.
Самые многочисленные датированные автографы Вязёмской церкви относятся к периоду, когда гетман литовский Ходкевич проходит Смоленской дорогой из Речи Посполитой к столице России в июне 1611 г., в июне 1612 г., а в августе 1612 г. — уже обратно, с остатками своего войска. Иоанес Зекзелис (май 1611 г.), Ян Маркевич (июнь 1611 г.), Пшеслав Круковски (август 1612 г.), Ян Мирановски (октябрь 1612 г.), Паулус Воня (ноябрь 1612 г.) — вот имена немногих из числа тех, кто курсировал Смоленской дорогой, находя недолгое пристанище в Вязёмах. Интересно, что хотя свои автографы они оставляли на колоннах и стенах церкви, но всё же в местах, не покрытых иконописными фресками — ниже росписи или в стороне от неё.
С изгнанием поляков из Москвы, а затем и с избранием в 1613 г.на царство Михаила Романова, заканчивается Смутное время, но отношения с западным соседом всё ещё остаются напряжёнными.
Хроники похода королевича Владислава за московской короной 1617-1618 годов сообщают имя некоего пана Соколовского, который неудачно осадил под Клином в конце октября 1617 г.отряд Пожарского. Возможно, автограф «Pawel Sokolowsky» оставлен им.
1618 годом датированы автографы панов (скорее всего братьев) Давида и Станислава Волк, а также та надпись, части которой находятся среди экспонатов в музее — «ROKU 1618 W DZIEN WSZYSTKICH SWIETYCH SCZESNY POLONSKY». Выцарапанные в День всех святых, 1 ноября, накануне Дня поминовения усопших, празднуемых католиками, эти граффити выделяются особенно крупными буквами и очень хорошо видны в любое время дня.
К началу лета 1634 года война с Польшей окончательно угасла. С последующими событиями связаны поздние вязёмские автографы: «Trojanowsky 1637» , «Jakimowicz 1637». В июле 1637 г.в связи с предстоящим бракосочетанием короля Владислава и сестры австрийского императора Цецилии Ренаты, в Москву приехали послы Ян Обнорски и князь Самойла Соколински с просьбой прислать на свадьбу русских послов «для оказания чести» и в знак закрепления добрососедских отношений. Весьма вероятно, что Трояновски и Якимович находились в составе сопровождения этого посольства.
В нескольких километрах от церкви находится купленная бабушкой А. С. Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал усадьба Захарово, в которой поэт провел свои детские годы. Нет сомнений, что Саша, приезжая с родными в церковь, польские автографы видел. Наверняка — спросил, что означают эти надписи. А взрослые, видимо, объяснили. Не отсюда ли такой интерес поэта к истории, не здесь ли, на стенах церкви в Больших Вяземах, стоит искать истоки «Бориса Годунова»?
Польским автографам почти четыре сотни лет. Почему за четыре века многие поколения православных священников, служивших в этой церкви, не убрали их, не распорядились заштукатурить? Видимо, неспроста. Скорее всего, это дань глубочайшего уважения к древним стенам, свидетелям тяжелых лет истории России, очевидцам бурных событий, кровавых битв, великих дел. Церквей в России много, а вот такая — одна.
Вот сколько нового и интересного узнала я, побывав на своей малой родине! Даже представить себе не могла, что в этом небольшом селе что-то, кроме, может быть, товаров в магазине, напомнит мне о Польше. Да и не просто напомнит, а заставит задуматься над нашим прошлым, над древней и такой непростой историей взаимоотношений наших стран, то воевавших, то приглашавших друзей на свадьбы царственных особ; заставит ещё раз перелистать учебники истории — русские и польские — для более объективного взгляда.
Ирина Масленникова (Beata), Большие Вязёмы — Одинцово — Варшава
На снимке — автор статьи
18.117.12.181
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
коверкает вашу речь польский язык...
(и!) " . Будто ляхи нас так уважают,что будут писать наши окончания фамилий
правильно ? " Мочи козлов! " (с)
Уважают или где? Или это наши прохвессора так их написали в своих научных
писулях, которые ты цитируешь?
delo zdes' ne w uwazhenii ili w otsutstwii onogo, a, skoree, w neznanii, no, mozet, i
prosto w uproshenii - russkim priwychnee "ij".
to Yellow: da,eti slowa moi... dejstwitelno, jesli zadumatsa, ja uze po-polski
wyrazajus'...Nu, Katiul, pozhywi 3 goda w Polshe..."s polakami zhyt' - po-polski wyt'".
to Cenzor: polaki inogda ne mogut wygoworit' kakih-to russkih familij i imion, no na
pisme - wsio chotko, bukauka u bukauku.
Ob uwazhenii - otdelnaja tema i, dumaju, ona sowsem ne swiazana s napisanijem
familij. W lubom sluchae, ja tak poniala, chto tebia zaelo, chto ja napisala ih familii
prawilno, a tem samym projawila uwazhenije, a ljahi, mol, kozly - oni -to uz tochno nas
ne uwazajut i 100 pudow pishut neprawilno nashy familii,(( hot' ob etom nichego
konkretno ne izwestno(NB))).Wot wam priekrasnyj primer negatiwnyh predubezdenij i
stereotipow, kotoryh tak mnogo mezdu slabo obrazowannymi polakami i russkimi.
Ja lichno hochu zaniatsa etoj problemoj (stereotipy polakow i russkih, metody
razreshenija konfliktow i td), imenno poetomu uchus' sejchas na kulturowedenii i
parallelno na socialnoj psihologii.
проституткам не изменится. Кто это вообще такие? Государства даже не было
своего до конца Первой Мировой войны. А то , что было в средние века, то
развалилось. В общем лях, он и в Африке лях. "Убей гада." (с)
budet glumitsa, chtob tem samym hot' na chutok powysit' etu samoocenku. Chto
podelat' - zakony psihologii....
удалению с любого уважающего себя форума или сайта, как разжигающее
национальную рознь. Я пока в раздумьях - с твоим комментарием, совершенно
четко вскрывающим сущность высказанного заявления, цензоровские писания
можно оставить. Но мы еще подумаем, и, возможно, уничтожим
"chelowek (ili daze celyj narod) s zanizennoj samoocenkoj wsegda najdiot hudshego "
А теперь ответьте ,общечеловеки, какие чувства вызвают у вас сообщения с
Балкан, когда недобитые , вонючие алЬбнацИ сжигают сербские церкви?
Ну как? не возникает желания поговорить о мире и дружбе? То-то.
Чем люди отличаются от стада бабуинов? Только тем, что всячески стараются
это скрыть. Когда обезьяна ест мясо, она не стесняется в своих действиях.Когда
человек разделывет курицу. он, чтобы отделить себя от "животного" добавляет
всякие соусы,кутчупы и другие искксственные продукты жизнедеятельности.
Людям свойственна иерархичность. И для каждого "стада бабуинов" будут плохие
и хорошие, те с кем надо дружить, и кого надо "мочить в сортире."
По поводу како-то разжигания какой-то там розни. Вопрос: Вы обрадуетесь, если
Ваша дочь(сын) выйдет замуж за негра, или китайца? Наверняка приятней за
европеоида? Подумайте на досуге, общечеловеки,блин.
сторону... Также непонятны твои призывы мочить "ляхов", они тебе чем не угодили? Вроде не на
чьи территории не претендуют?
Кто призывает призывает их мочить? Я говорю только , что они первые враги
России, на западной границе. Не так? И вообще они проститутки политические.
А на счет территории : они итак достаточно оттяпали у Германии, куда им
еще ,жирно будет.
1. =Кто призывает призывает их мочить?= Читай свои посты выше.
2. =Я говорю только , что они первые враги России, на западной границе. Не так?= Не так. Если
уж искать врагов, то начинать надо с прибалтики. Но на каком основании определять враг или
нет? Поясни?
нецензурное высказывание по отношению к одному из участников диспута.
woobsie - to chelowek ot zweria otlichaetsa razumom (dushoj,intellektom,kak hotite...)
недобитые , вонючие алЬбнацИ - polit.nekorrektnost! otkuda takaja nelubow' k
albancem (da i k polakam toze)?? ty kogda-nibud' wstretil lichno hot' odnogo
predstawitelia etih nacij??? powtoriaju : LICHNO. Ili tolko po TV?
a kogo ty woobsie lubish,krome sebia,esessenno??
замуж за негра, или китайца? - a cho srazu takije krajnosti. Sprosi luchshe pro
zamuz za albanca ili polaka!
Косово? политнекорректность...
Я уже писал, что обсуждение перешло в принципиальные позиции,
На все мои слова вы найдете доводы, а я их с легкостью опровергну.
И вообще, всю эту кашу-обсуждение заварили Вы, Beata. Я только
поинтересовался про фамилии. А вообще если Вы с чем-то не согласны, то
можем обсудить это по асе, т.к. здесь это делать утомительно . и нудно. Вот.
P.S А ляхи все равно козлы.