"Царь" и мы

1 159
Пятница, 8 января 2010, 18:47

Посмотрел «Царя». Кажется, так просто, серьезно, сильно никто, кроме Лунгина, сейчас не только не снимает, но даже не стремится снимать. Та напряженность духовной борьбы, то ощущение весомости слова (и ответственности за сказанное), от которых художники и зрители уже почти отвыкли.

 

 

«Царь» – полноценная трагедия уровня Шекспира, Пушкина, Достоевского. Фильм – о вере и безумии, о расщепленной личности. О земных обстоятельствах, которые складываются так, что какой шаг ни сделай – ты обречен на гибель. О Божьем промысле. О русской проблеме власти и народа*. О милости и всеобщей вине…

 

Мастерство Петра Мамонова, исполнителя роли Ивана Грозного — запредельное. Этот человек — с его тщедушной мощью — переворачивает, рушит традиционное понимание актерства. Без всяких приемов и приемчиков — своей органикой, ущербной мимикой, чуть не физиологией — он совершенно иррационально воздействует на тебя. Ты чувствуешь, что мурашки по спине бегут, волосы дыбом становятся. И это при том, что Царь в фильме устраивает беспрерывный кровавый, жестокий спектакль.

 

 

 

Для Олега Янковского роль митрополита Филиппа, очевидно, стала совершенно новым, неожиданным рубежом. Его последняя роль… — и, пожалуй, самая главная. Удивительно по человечности, боли, внутренней силе. А как сыграли И. Охлобыстин, Ю. Кузнецов, А. Макаров!

 

Митрополит Филипп (Олег Янковский)

 

…Иная степень нравственного накала – вот что дают ощутить создатели фильма. «Царь» является попыткой своего рода национального экзорцизма. «А где народ?» — говорит Иоанн в самом конце. Царь — один. Каждый зритель — представитель народа того самого — тоже в этот момент остается наедине со своей душой.

В этом величие фильма — обращение к каждому, и в то же время, ко всем**.

 

Царь Иоанн Грозный (Петр Мамонов)

 

История, в которой безумец, самодержец-параноик, маньяк, чьим идефиксом является народное покаяние, творит произвол, а ему противостоит святой — дает какую-то полузабытую, «средневековую» возможность заглянуть внутрь себя. Попытаться понять, кто я, кто мы, куда мы идем. Тяжелый фильм — вселяет надежду.

 

Пусть это тень от тени: надежда на возможность в самом деле покаяться, измениться, воскреснуть, несмотря ни на что. Но она есть…

 

______

* Сравните с тем, как сильно, и все-таки гораздо проще эта проблема заявлена в хорошем западном фильме «Королева»

** Это возращает искусству его высокое, религиозное предназначение и одновременно функцию власти.

dimmik
лично#
Гость: Гость 08.01.10, 22:49
А фильм «Остров» того же режиссера?
Matthaus
лично#
Того же. Сильная вещь.
liberal69
лично#
Про ощущение не согласен, но это личный вкус каждого, а в остальном-очень близко. Именно ошарашенность и осуждение! Ведь кто такой был Филипп Колычев? Единомышленник Ивана Грозного, его протеже. Именно Иван настоял на его переводе из Соловецкого монастыря в Москву. Тогда царь проводил великие реформы и нуждался в поддержке церкви. И вот с царем что-то происходит. Власть его раздавила. Наступает время опричнины/собственно, именно этот короткий период и показан в фильме/. Филипп действительно не может объяснить эту странную метаморфозу, изменение самой сути своего союзника. И перед ним встал очень сложный выбор: продолжать поддерживать царя в его безумствах и тем самым обеспечить себе комфортное существование/да элементарную жизнь/ или предать его, но сохранить верность своей вере, ибо царь попрал все мыслимые и немыслимые основы православия. И он свой выбор делает. У нас на глазах. Янковский в очередной раз подтвердил свою репутацию психологического актера, который может мыслить, сомневаться, переживать в кадре.
Мамонов, действительно, играет самого себя. Об этом и в рецензии сказано: он органичен. Есть такие актеры, которые не принадлежат ни к одной школе. Они просто такие, какие есть. И поэтому они натуральны, как дети или животные. Кстати, сыграть медленное нарастание безумия в кадре-это суперкласс! Тем более, что в фильме много крупных планов и мы видим глаза и Мамонова, и Янковского. Это блестящая дуэль двух мастеров. А что касается натуралистической картинки с обилием крови и того подобного…Это как раз то, что отличает Лунгина от режиссёров авторского кино. Всё-таки он остаётся в рамках массового искусства, а следовательно, ему нужен прокат, успех и тому подобное. Хотя и картинка не такая уж плохая для нашего времени.
SAL
#
Гость: Гость 08.01.10, 22:49  Фильм оставил гадливое ощущение. Янковский (при всей моей любви к нему) на протяжении всего фильма играет одно состояние — ошарашенность от увиденного и осуждение. Мамонов играет самого себя. Музыки нет, есть какая-то разлитая муть. Обилием резни и кровищи наш «рейтинг» уже не удивишь — привыкли. Игра актёров — одномерная, как-будто никогда не было Станиславского.
+1
При всем этом автор замечает, что Мамонов «воздействует физиологией совершенно иррационально». Ну да, физиология, реки крови и прочие натуралистические картины воздействуют на зрителя сильнее всего, но к правде художественного образа и к мастерству актера они не имеют никакого отношения.
fedor_ermoshin: На Западе Тарковский считается единственным в своем роде
Тарковский не «считается». Он единственный. А Запад не критерий. Продолжать Тарковского — это нонсенс. Этот человек умел видеть и доносить свое видение. Оно было только его. «Продолжать Тарковского» — это копировать его режиссерские и операторские приемы?
fedor_ermoshin: Бергман, к примеру, при всей его выдающести, никогда не мог себе позволить такой высокобюджетный авторский фильм, как «Андрей Рублев».
Друг мой, «Андрей Рублев» снимался в Советском Союзе на деньги Советского Союза. Вполне понятно, почему Бергман не мог себе позволить «такой высокобюджетный фильм».
И с каких пор искусство Тарковского меряется ярлыком «высокобюджетности?»
Александр, вы мне очень симпатичны, но читая ваши рассуждения об искусстве не могу молчать. Фильм произвел на вас впечатление, но хорошим его не назовешь. Впрочем, это не вина, а беда того поколения, к которому вы принадлежите. Оно не умеет отличать подделку от настоящего. Шквал чудовищных западных фильмов, на которых выросло поколение 90-х сделал свое дело.
Гость: Он же не создал школы.
Если вы иронизируете, то -да. Если серьезно, то школу создают ученики при мастере. У Тарковского такой задачи — создать школу не было. Он торопился передать то, что он видит, и как видит. Наше счастье, что успел. Мог бы больше.
SAL
#
liberal69: Мамонов, действительно, играет самого себя. Об этом и в рецензии сказано: он органичен.
Знаете, когда об актере говорят «органичен?» Это, когда он играет другого, кардинально отличающегося от него человека, живо и естественно, так, как если бы он им был. Вообще-то, для актера играть самого себя — это провал. Это непрофессионализм и дурновкусие. Увы, современный зритель уже привык к этому, т. к. ничего другого не видит и искренне восхищается: «Какой органичный актер! Как здорово он играет самого себя!» Мастерство актера — создавать образ, а не себя на экране тиражировать.
Гость
#
SAL: Если вы иронизируете, то -да. Если серьезно, то школу создают ученики при мастере. У Тарковского такой задачи — создать школу не было.
почему иронизировал. я имел ввиду именно то, что Вы и сказали. Хорошо, что хоть по поводу Тарковского наши мнения целиком совпадают (и по поводу потерянного поколения пожалуй тоже)
SAL: «Какой органичный актер! Как здорово он играет самого себя!» Мастерство актера — создавать образ, а не себя на экране тиражировать.
Знаете, когда несколько ранее мы вели умиротворенную дискуссию о прелестях курения, у меня сложилось о Вас довольно скверное мнение, однако сейчас Вы опять высказали мысль с которой я не могу не согласиться. Добавлю лишь, что такой тип актрера — это типичный Голливуд. Там нет профессионалов в нашем понимании. Насколько я знаю, единственный из известных настоящий драматический актер это Кевин Спэйси. Все остальные просто «органичные актеры».
SAL
#
[q=Гость] Знаете, когда несколько ранее мы вели умиротворенную дискуссию о прелестях курения
А, так это с вами мы вели дискуссию о курении?
[q=Гость] у меня сложилось о Вас довольно скверное мнение
Ценю вашу откровенность. Она мне очень импонирует и вызывает уважение. Несмотря на весь мой антогонизм к вашей позиции относительно курения, у меня о вас такого мнения не сложилось. Вполне возможно, что у нас вообще много общего. Впрочем, сейчас не об этом.
Насчет Голливуда: там тоже учат актеров по нашей русской системе Станиславского. Дело в том, что русская актерская школа стала базовой для Европы и Запада. Разумеется, что на нее наложились определенные национальные традиции, особенности трактовки и т. д. И теперь, самое смешное, запад учит нас играть в той школе, которая была создана у них нашими актерами-эмигрантами, учениками Станиславского.
Представление о системе они имеют и знают ее не хуже нас, однако, у них другие требования к искусству, поэтому и манера игры актеров «изображаю сам себя». Им просто некогда тратить время на создание образа — надо срочно делать кассовые и «высокобюджетные» фильмы. Их режиссеры никогда не станут возиться с актером столько, сколько наши, в свое время. У них план горит.
А наши актеры и режиссеры имели глупость слизывать западные образцы, приняв их недоделанную работу над образом за «органичность». Увы, сейчас наше кино тоже коммерческое и другого выхода, как штамповать «кассовые» фильмы у режиссеров просто нет.
Объективности ради в защиту современного западного актера стоит сказать, что работают они ответственно, в условиях жесткой конкуренции не позволяют себе капризничать и пренебрегать интересами дела, крайне трудоспособны, тратятся в полную силу. Но стандарт обязывает их придерживаться определенных рамок, поэтому они такие одинаковые. Будь у них другие условия существования, мне кажется, они были бы довольно интересны.
Но, на данный момент времени, они достаточно безликие, и наши туда же норовят, поэтому, дорогой Гость, наше с вами горячее желание увидеть что-то настоящее вполне оправданно.
Гость
#
SAL: наше с вами горячее желание увидеть что-то настоящее вполне оправданно.
да уж. я бы взглянул.
dimmik
лично#
Гость: 
SAL: наше с вами горячее желание увидеть что-то настоящее вполне оправданно.
да уж. я бы взглянул.
Ну вы зануды
Гость
#
SAL: Им просто некогда тратить время на создание образа — надо срочно делать кассовые и «высокобюджетные» фильмы.
да. это все так. на глазах упал так же и уровень беллетристики. заметно даже как снижается качество текста ближе к концу книги, когда автор, по всей видимости, пытается успеть закончить произведение к договорному сроку комкая и мысли и изложение.
Гость
#
SAL: Александр, вы мне очень симпатичны, но читая ваши рассуждения об искусстве не могу молчать.
Автора рецензии зовут Федор.
Matthaus
лично#
SAL: Знаете, когда об актере говорят «органичен?» Это, когда он играет другого, кардинально отличающегося от него человека, живо и естественно, так, как если бы он им был. Вообще-то, для актера играть самого себя — это провал. Это непрофессионализм и дурновкусие. Увы, современный зритель уже привык к этому, т. к. ничего другого не видит и искренне восхищается: «Какой органичный актер! Как здорово он играет самого себя!» Мастерство актера — создавать образ, а не себя на экране тиражировать.
Сразу вспомнил Серёжу Безрукова. Вот уж «талант» — всё время играет самого себя, будь то Саша Белый, Пушкин или Есенин. Редкостная посредственность, которая с поразительным упорством везде пиарит свою персону.
liberal69
лично#
Не думаю, что Мамонов играет самого себя. Здесь в основе что-то другое, может быть даже и не актёрское. Да и вообще природа актёрского дарования бывает разной. Кто-то, как Смоктуновский, Евстигнеев, Олег Борисов обладает способностями космического уровня и может играть буквально всё, каждый раз как будто перерождаясь/третий уровень, раз уж здесь заговорили о системе Станиславского/. Но таких актеров мало. И всегда их было мало. Большинство-действительно, осваивают одно амплуа. Они всегда одинаковы, играют по принципу»Я в предлагаемых обстоятельствах». Ну и что, если он создаёт убедительные образы? Огромное количество наших мастеров играли всю жизнь, по сути дела, самих себя. Николай Крючков, Михаил Жаров, Пётр Алейников, Нонна Мордюкова и многие нынешние. Немного иного плана, но тоже однотипны были Алексей Баталов, Вячеслав Тихонов, Георгий Тараторкин, Олег Даль. А Высоцкого-актёра как оценить? Он же виден во всех своих ролях. И если уж говорить об актёрах»команды Тарковского», то были ли они универсальны? Вряд ли. У них был очень своеобразный внутренний мир и его они передавали, но за пределами этого мира их представить сложно. Именно поэтому, скажем, Солоницын или Кайдановский в других ролях выглядят не столь убедительно, как у Тарковского. В общем, это старый и несколько наивный спор: что важнее-опера, или оперетта? И какой режиссёр сильнее-Тарковский, Сергей Бондарчук или Эльдар Рязанов? Это несравнимые вещи.
Гость
#
liberal69: Кто-то, как Смоктуновский, Евстигнеев, Олег Борисов обладает способностями космического уровня и может играть буквально всё, каждый раз как будто перерождаясь/третий уровень, раз уж здесь заговорили о системе Станиславского/. Но таких актеров мало. И всегда их было мало. Большинство-действительно, осваивают одно амплуа. Они всегда одинаковы, играют по принципу»Я в предлагаемых обстоятельствах».
но почему Вы так легко сбрасываете со счета театральное актерское образование?

Мамонов в роли монаха ничем, по сути, не отличается от того хиппи, что лобал рок-н-рольные представления в Ленинграде в конце 80-х. И это понятно. Он никогда ничему не учился в академическом смысле.

А как с Банионисом? Насколько различных по типажу персонажей он смог великолепно сыграть (мертвый сезон и солярис).

А чем был бы Шукшин как актер не отучись он во ВГИКЕ? Хоть и играл то все больше людей из народа, но насколько же разные эти роли — и солдат, и крестьянин, и раскаявшийся вор. И каждому веришь!

Очень сомнителен Ваш тезис об актерах Тарковского.

Кайдановского однажды видел в троллейбусе около Университета. На Сталкера совсем не похож (шутка). По мне, его Сталкер перебивает любые другие его роли. Може поэтому так кажется, что везде он одинаков, т. е. как бы в тени?

А Солоницын? Это ж боже мой! Кого он только не сыграл! И, хоть режте меня, но каждая его роль это отдельная поэма и везде он совершенно разный. И внутри картин Тарковского и за их пределами.

Насчет Гринько пожалуй промолчу. Он только профессор
dimmik
лично#
А объясните мне темному. А чем плох вариант, когда актер играет сам себя? Если это попадание в роль и эта роль его, то какая может быть разница, что он в следующей роли не сможет сыграть короля Артура. Если на роль инвалида приглашен безногий, то мне лично пофигу, что он не перевоплощается, а играет самого себя. Прежде всего играет роль факт достоверности, а не универсальности того или иного актера.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи