Ещё раз о «Предстоянии»
Та волна ора, гиканья и улюлюканья, которая поднялась в связи с «Предстоянием», — явление гнусное и, в то же время, закономерное.
Ныне Михалков — единственный в России активно снимающий и постоянно проявляющий себя режиссер-классик. Когда-то он был «молодым» даже по сравнению с поколением его старшего брата Андрона Кончаловского. Теперь — могиканин, который защищает большой стиль. Такова его судьба, жить и творить здесь и сейчас, в данный момент нашей общей истории.
Вопрос с «Предстоянием» Михалкова — это вопрос, имеет ли Россия право на большое кино. То кино, которое советские режиссеры привыкли снимать на государственные деньги, — творцы, приученные к широким мазкам, эпическому размаху, масштабному бюджету. О кассе всегда беспокоился кто-то другой, их дело было — работать.
В ситуации, когда каждый спасается, как может, Михалков для себя смоделировал «советскую» модель кинопроизводства. И пафос есть, и государственничество, и, в то же время, авторский взгляд. Но касса не взята, и это-то сыграло роковую роль. На фильм не идут. Что и становится главным поводом пнуть режиссера, который, по крайней мере, предыдущими своими работами такого отношения не заслуживает.
Допустим, мастер снял не лучший свой фильм, но чему здесь радоваться? См., например, интервью «Коммерсанту». Обратите внимание на тон интервьюера, очень талантливого парня, — но до чего язва, а?
Я картину смотрел. Меня она, так или иначе, впечатлила. Может, не столько «самой собой», сколько напоминанием о настоящей войне. Фильм запускает механизм народной памяти.
Да, картина двойственная. И сценарий шит белыми нитками, и пошловато это обращение медсестры Нади к мине, за которую она схватилась и дрейфует вместе с ней в открытом море: «Милая мина…», и натырено из «Титаника» и «Райана», и у тех же советских режиссеров многое взято.
Красивости местами неуместны, актеры (Михалков всегда славился актерским кино) — иногда переигрывают, педаляж эмоций налицо. С другой стороны, есть эпизоды крепкие, запоминающиеся, трагедийные…
Пишут об исторических несообразностях. Но возьмите «Адмирала» — там же ж вообще миф на мифе сидит и мифом погоняет. А не пинают так массово, сладострастно.
Так в чем же дело? Главным поводом для полива становится вовсе не «содержание», а то, что «Предстояние» провалилось в прокате. Ругают за то, что люди не идут на фильм, который изначально дорого стоит. Но ведь это драма амбициозного художника. Имеет ли режиссер право на свое кино? Классик, оскароносец и лауреат каннских фестивалей, по всем статьям, крупный кинематографист? И ответ: нет. Ведь снято-то на «народные деньги»…
То, с чем столкнулся Михалков (и ему очень тяжело под этим прессингом, хотя он дерется) — это изначальная коллизия кино как искусства, которое непременно должно окупиться. Это ещё обостряется неустоявшимся, диким капитализмом, когда государственные люди между собой делят пирог бюджета. Михалков решил не отсиживаться, а действовать. Воплощать замысел, причем, амбициозный, «мощный». Делать эпос прямо сейчас.
Не бывает настоящего искусства, которое заведомо беспроигрышно, которое, как USB-шнур в фильме «Аватар», привязывается к косичкам зрителя, пошли токи, и тот сразу умиляется. Или это не искусство. Или «Яйца судьбы» (не к ночи будь помянуты) имеют право на существование, а «Предстояние» — нет. Но, в таком случае, это — самоуничтожающая позиция для нации (хотя я не принадлежу к сторонникам пряничного монархизма и т. п.)
Михалков свой личный творческий акт оплачивает невиданными средствами. Он боевит. И родственников своих снимает в картине. Но вспомните, как бескомпромиссен, даже агрессивен был Тарковский в воплощении своих замыслов. И тоже, кстати, родственников своих снимал, и делал кино про родных и близких — на государственные деньги (я имею в виду «Зеркало»). На «авторского» «Андрея Рублева» был истрачен огромный бюджет. Ныне Тарковский — безусловный классик и даже гений, и «кассу» за эти десятилетия собрал гигантскую.
С Толстого бы не спросили, какое право он имеет писать «Войну и мир». Он сам ощущал чувство вины в связи с возможностью досуга, способностью свободно заниматься литературным трудом.
С Михалкова — спрашивают, причем с визгом каким-то. В этой ситуации я — за возможность кино. За Михалкова.
Очевидно же, что патриотическое (и по настоящему большое) кино не может рассчитывать на большую кассу. Рядовой Райн скорее все же боевик. Никита же, захотел и рыбку съест (бюджетную) и залы поиметь. Те же грабли, что и у Бондарчука с Обит. островом, хотя последний не брал деньги из гос. бюджета. Картинка, которая силой своей убедительности может воздействовать на эмоциональное восприятие фильма — это конечно хорошо. Но тут важно какую задачу преследовал художник. «Они сражались за Родину» совершенно потрясающий по видовым сценам фильм, которые отлично дополняют содержание и без моря сверх натуралистичных киношных эффектов.
Муза же Михалкова рядом с гением Тарковского даже рядом не лежала.
Он у нас в кино примерно как Алла Борисовна на эстраде. Решающее слово не за талантом
P.S. Уже в следующем году ожидается выход третьего фильма. Готовьтесь…
Вот только не все такие копрофилы, как Михалков. А ты, дружище, что — «я сам из тех»?
Пока я это чудо не посмотрел, буду дожидаться пиратской копии. Потому что тратить на ЭТО деньги — явно излишне, с меня и так уже, как с налогоплательщика, денег взяли и Михалкову отдали.
Судя по описанию сюжета — это апофеоз глупости, наглядное свидетельство бездарности.
А еще забавно наблюдать, как нынешних режиссёров поголовно потянуло в поповщину разной степени размаха и маразма. Тут тебе и потешнейший «Адмирал», и подлейший «Поп», и «Остров» и это вот.
Видимо, попы догадались (а некоторые всегда знали, т. к. в советских вузах учились и Ильича изучали), что из всех искусств для нас важнейшим является таки кино. С нетерпением ждём телевизионного сериала из жизни священников.
я, конечно, извиняюсь.
ЗЫ я, кстати, страшно признателен за этот положительный блог на общем фоне улюлюкания, потому что волна ненависти к Михалкову, захлестнувшая наше общество, запросто может лишить человека объективности суждений, по отношению к этому «замечательному» режиссеру и человеку. А объективность все же важна гораздо больше, чем единство и полнота рядов единомышленников.
При этом главным аргументом выступает: «вот, в СССР были фильмы режиссеров Иванова, Петрова и…». При этом забывая, что помимо них была ещё сотня Пупкиных, Хрюпкиных и Михрюткиных, фильмы которых просто легли на полки.
Красивости местами неуместны, актеры (Михалков всегда славился актерским кино) — иногда переигрывают, педаляж эмоций налицо.
Хорошее, в общем, кино. Большое.
Автор задает вопрос: имеет ли право Россия на большое кино? Почему к большому кино он отнес очередную поделку низкого пошиба?
И вдобавок потеря чувства реальности — Хрюпкины и Михрюткины грустно вздыхали, и всё, а этот — позорный фильм повёз в Канны. Это обнаглевший, бессовестный, хамовитый Михрюткин, прорвавшийся к власти, чувствующий собственную полную безнаказанность. Он полагает, он уверен, что ему и ещё денег дадут.
А чего такого Великого снял этот мастер в ковычках? Может — Офицеры, А зори здесь тихие? Они сражались за Родину? Джельтмен удачи? Операция ы? Освобождение? Белое солнце пустыни? Начальник Чукотки? И Великое множество других больших фильмов.