Школьные перегрузки
Редакция «Одинцово-ИНФО» подняла острую проблему нехватки школ в Одинцово, за чем последовала резкая реакция. Школьное сообщество и дирекция — раскритиковали статью, родители, наоборот, поддержали публикацию. Нехватка школ в Одинцовском районе, нормативные перегрузки, вторая смена — реальные или надуманные родителями и журналистами проблемы?
В районном управлении образования считают, что школ в достатке, а строительство новых не входит в компетенцию его руководства.
На этот раз редакция «Одинцово-ИНФО» задала вопросы тем, кто в администрации Одинцовского района отвечает за строительство инфраструктурных объектов.
Объективности ради редакция также решила выяснить, как оценивают качество образование в районе настоящие профессионалы. С вопросом о том, насколько острыми являются проблемы нехватки школ, второй смены, нормативных перегрузок в Одинцово, редакция обратилась к заслуженному учителю РФ Гильде БОТТ.
Гильда Александровна возглавляла управление образования администрации Одинцовского района много лет.
Мнение профессионала
— Вторая смена — это данность, с которой придется какое-то время мириться. Никакие СанПиНы ситуацию кардинально не изменят, — считает Гильда Ботт. — Поэтому задача директора школы заключается в том, чтобы в этих непростых условиях создать максимально комфортные условия для получения образования. В целом наши учителя с этой задачей справляются.
Я бы не спешила «вешать всех собак» на руководителей школ. Они в какой-то мере являются заложниками ситуации. В свое время были приняты, на мой взгляд, популистские решения о снижении наполняемости классов. Решения есть, а финансирования нет. Точно так же дело обстояло с информатизацией школ в 1985-86 гг. Азы компьютерной грамотности школьники постигали не с помощью компьютеров, а с помощью учебников. На технику не были выделены денежные средства.
В то же время считаю, что локально и выборочно можно уменьшить вторую смену. Так как я сегодня в системе образования не нахожусь, то могу только предполагать, что возможно сделать.
Во-первых, где есть две смены, посмотреть, как составлено расписание. По своему опыту знаю, что грамотно составленное расписание позволяет уменьшить количество классов, обучающихся во вторую смену. Во-вторых, необходимо посмотреть, насколько рационально используются школьные помещения. В школьных зданиях до сих пор имеются арендаторы. Надо посмотреть, насколько целесообразна аренда для школы.
В самом городе строительство новых школ практически нереально. Только за исключением мест, где ведется массовая жилищная застройка. Выход вижу в строительстве пристроек к школам. Я в свое время активно предлагала строительство пристроек. У нас были проекты пристроек к гимназии №11 и к гимназии №14, но, к сожалению, даже эти проекты до сих пор не реализованы.
По поводу письма Георгия Янса свое мнение предпочту оставить при себе. Не хочу никого обижать: ни автора, ни директоров, но в большей степени поддерживаю автора.
«Не» рациональное использование
Идеи Гильды Александровны ценны и заслуживают внимания. Редакция «Одинцово-ИНФО» выяснила, что в некоторых школах со второй сменой, действительно, есть арендаторы.
К примеру, в гимназии №11 расположен центр изучения иностранных языков. Филиал заведения имеется также в пристройке лицея №6, хотя дополнительные площади к заведениям добавляют именно для ликвидации второй смены. Можно предположить, что у школ и частного иностранного центра есть договоренность принимать детей на льготных условиях. Однако в центре сообщили, что дети из школ, на территории которых находятся филиалы заведения, принимаются на общих основаниях и без предоставления скидок на обучение.
Что касается рационального использования площадей, то многие одинцовцы из 6 микрорайона возмущаются, почему до сих пор пустует и не реконструируется заброшенный в начале 2000 годов детский сад №10 в Одинцово на Можайском шоссе, 96.
Оказывается, здание и земельный участок находятся в частной собственности. Оказавшийся 10 лет назад ненужным муниципалитету, детсад никак не используется и новым владельцем. Родителям, видимо, дают понять, что у них в районе с садами все хорошо — рядом расположен платный центр «Мир образования».
ЖК сдаются без соцобъектов
Какие механизмы использует администрация Одинцовского района, чтобы обязать застройщика возвести объекты социальной инфраструктуры? На каких условиях договора между администрацией и инвесторами идет строительство соцобъектов, и есть ли различия, будут ли идти работы на собственных землях застройщика или муниципальных? В администрации в ответах «Одинцово-ИНФО» на эти важные для жителей вопросы ограничились формальностями без конкретики.
— Строительство тех или иных объектов, в том числе объектов социального назначения, осуществляется на основании разработанного и утвержденного проекта планировки территории с учетом действующих норм градостроительства, — сообщили в Комитете по строительству и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. — В случае заключения инвестиционного контракта с инвестором-застройщиком в тексте контракта прописываются основные технико-экономические показатели (ТЭП) объектов, сроки строительства и ввода в эксплуатацию, имущественные права сторон, а также иные обязательства по участию в социально-экономическом развитии района (в т. ч. финансирование, долевое участие).
ТЭП объекта — это численность населения, площадь объектов, их количество из расчета планируемой численности населения на территории жилищного комплекса.
Несмотря на то, что показатели прописываются в инвестконтрактах и управление образование не подписывает их без необходимых социальных обременений, ЖК продолжают сдавать без соцобъектов. К примеру, по проекту ЖК «Да Винчи» застройщик TEKTA GROUP обязан был построить школу. Новостройку сдали, школу — не построили.
«Обязательства по финансированию строительства школы на 1100 в размере 50% от сметной стоимости были заменены на строительство детского сада на 320 учащихся. Это было вызвано недостаточною площадью земельного участка — 1,35 га — для размещения школы», — пояснили в администрации. Почему при составлении инвестконтракта не учли то, что площади недостаточно? В результате дом-гигант увеличил нагрузку на СОШ №8.
Минобразования сегодня уменьшило возраст поступления в школу до 6,5 лет, что естественным образом увеличивает количество школьников в и так перегруженных первых классах.
Несмотря на нарушения норм СанПиН 2.4.2.2821-10 по количеству детей в первых классах и недопустимости второй смены в гимназиях и лицеях (п.10.4), данные образовательные организации успешно проходят аккредитацию. Вчера, 5 марта, самая загруженная школа города — гимназия №14 — вновь прошла аккредитацию.
Как рассчитываются нормативы?
Градостроительные нормативы по обеспечению жителей учебными заведениями рассчитываются на 1000 жителей в микрорайоне города. При подготовке материала по школьным нормативам «Одинцово-ИНФО» пришлось обратиться к данным управляющих компаний, так как ни в районной, ни в городской администрациях не располагают данными по количеству проживающих по микрорайонам г. п. Одинцово.
Такой же ответ на запрос «Одинцово-ИНФО» поступил и из отдела госстатистики Одинцовского района.
Каким тогда образом производится расчет социальной инфраструктуры по микрорайонам Одинцово и почему власти не ведут такую статистику? Зато теперь становится понятным, почему в городе так несбалансированно расположены школы, поликлиники, детские сады.
Построят ли пристройки к школам до 2016 года?
Планы по строительству пристроек к школам Одинцовского района переходят из одной программы долгосрочного развития управления образования в другую. В соответствии с новой муниципальной программы «Развитие образования в Одинцовском муниципальном районе Московской области на 2015-2018 годы» в 2016 г. году запланированы три пристройки — к школам в Одинцово №3, 5, 8. К сентябрю этого года власти обещают пристройку и к гимназии №14. В плане на 2017 год — строительство новой школы на 1100 мест в шестом микрорайоне.
— Инвестиционными контрактами действительно предусмотрено строительство пристроек к ряду школ в г. Одинцово, — прокомментировали «Одинцово-ИНФО» в администрации Одинцовского района. — В настоящее время застройщиком микрорайонов 7 и 8 осуществляется корректировка проектов планировки и застройки с целью их соответствия расчетным показателям градостроительных норм, утвержденных Правительством Московской области. После утверждения откорректированных проектов планировки территории будут определены сроки и объемы реконструкции учебных заведений».
Конкретных сроков, к сожалению, власти не сообщают, и будут ли пристройки построены в срок, указанный в программе, или опять перейдут в очередной план, неизвестно.
«Костыль для больного»
Пристройки — это не решение проблемы, а лишь смягчение. То, что у проекта школьного «самолетика», которых в Одинцово — большая часть, появятся дополнительно 200-300 мест не решит проблему кардинально в городе, где постоянно идет точечная застройка. Все равно норматив по обеспечению жителей школьными местами выполнен не будет.
Более кардинальное и действительно эффективное решение — строительство новых школ на месте старых. Такой проект уже реализуется в данный момент в Заречье — его поддержал лично первый вице-премьер Игорь ШУВАЛОВ. Сулейман КЕРИМОВ еще на этапе начала строительства заявил, что вложит в проект 100 млн долл.
Новая школа в Заречье
Живущие здесь обеспеченные люди, попросту говоря, «скинулись» на нее для своих детей. Конечно, такие средства вряд ли потянет не только бюджет района, но и инвесторы.
Но ведь сама идея строительства на месте старого здания не нова и успешно реализуется в регионах России. Сносят и строят новые вместительные учебные заведения по обновленным нормативам в Москве (школа №279), Тюмени (гимназия №16), Сочи (школа №38) и других российских городах.
Московская школа №279
По отчетам управления образования со школами в Одинцово все хорошо и в достатке. И, несмотря на развитые технологии строительства и передовые идеи областных градостроителей, власти не решаются на такие проекты в нашем городе. К сожалению одинцовских родителей.
3.142.133.210
Это не защита Громова, а придирка к тексту.