Кому это нано
Экономически развитые страны сегодня вкладывают в развитие нанотехнологий миллиарды долларов. По оценкам экспертов компании Lux Research, к 2014 году 17 процентов всех товаров, произведенных в мире, будут в той или иной степени продукцией нанотехнологий. О том, сможет ли Россия догнать мировых нанолидеров, "Российская газета" побеседовала с управляющим директором по инвестиционной деятельности, членом правления Российской корпорации нанотехнологий Дионисом Гординым.
Дионис Сергеевич, так сложилось, что сегодня в России флагманом развития инноваций стали нанотехнологии, им прочат роль мотора научно-технического прогресса XXI столетия. Почему нанотехнологиям уделяется такое внимание?
Речь идет о некоем универсальном методе, который может лежать в основе очень широкого класса совершенно различных технологий. Наноиндустрия - это промышленное использование нанотехнологий, то есть получение продукции с новыми свойствами, которые обусловлены целенаправленной и контролируемой модификацией пространственной структуры в масштабе нескольких нанометров.
Новый метод позволяет получать совершенно уникальные, невиданные до сих пор свойства. Можно привести массу примеров: от адресной доставки лекарств в медицине до появления очень широкого класса материалов с уникальными свойствами. Например, существует большое количество композитных материалов, используемых в авиастроении, автомобильной промышленности, строительстве и т.д.
Корпорация ставит своей целью вхождение России в число лидеров в области развития нанотехнологий. Как Россия собирается догонять мировых лидеров?
Во-первых, выделяются более чем серьезные средства как на исследования, так и на коммерциализацию нанотехнологий. По первому направлению средства идут через министерство образования и науки, государственные академии наук. Координатором усилий государства по второму направлению выступает "Российская корпорация нанотехнологий" (РОСНАНО), и на это выделено 130 миллиардов рублей.
Во-вторых, у нас есть потенциал - научные коллективы, они остались, они выжили. На сегодня в корпорацию уже поступило около 700 заявок из более 90 российских городов: это Москва, Санкт-Петербург, Королев, Новосибирск, Самара, Челябинск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Казань, Томск, Троицк и др. Наблюдательный совет корпорации утвердил к финансированию 4 проекта, по одному из них уже пошли деньги.
Еженедельно к нам поступает около 10 заявок, и такая активность не может не вселять оптимизм. Если посмотреть статистику обращений, то у нас представлены практически все отрасли: энергетика, химическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, электроника. Есть проекты в сфере медицины и здравоохранения.
Какие конкретно задачи ставит перед собой РОСНАНО?
Одна из наших главных задач - снижение барьеров и рисков и создание такого объема стимулов для российского бизнеса, при котором ему было бы выгодно и комфортно идти в инновации в общем и в нанотехнологии в частности. За год своего существования мы проанализировали все эти риски, все барьеры, которые стоят на этом пути.
Основным инструментом корпорации является софинансирование проектов с частным капиталом на самых рисковых стадиях именно для того, чтобы снизить риски для бизнеса до приемлемых размеров. Наши принципы таковы: госкорпорация не является игроком на этом рынке, не может конкурировать, не может подменять бизнес. Мы никогда не войдем в проект, который частный капитал может сделать без нас. Кроме того, нам, как госкорпорации, запрещено иметь мажоритарный пакет в бизнесе, у нас всегда миноритарный пакет. Далее: каждый раз, когда частный капитал осознает, что дальше может развивать проект без помощи РОСНАНО, мы должны выйти из проекта, при этом не отнимая у частного капитала премию за риск, на которую он и рассчитывает, входя в рискованный инновационный проект.
Другой важнейшей льготой является выдача займов на длительный период. Нам разрешено входить в проекты сроком до 10 лет. Это принципиальный момент для инновационной деятельности. Вы сегодня придете с готовым продуктом, но это все равно означает, что раньше чем через 8 лет он на рынок не попадет ни при каких условиях.
Исторически у нашего бизнеса нет этой инновационной культуры, редко в каких компаниях существуют исследовательские подразделения, и поэтому многие предприятия даже не знают, что где-то есть интересные разработки, в том числе в сфере их деятельности.
Еще одна задача - организация разработки и создания информационных баз данных. В Советском Союзе в свое время функционировал Государственный комитет по науке и технике. При нем была масса институтов, в которые стекалась вся информация о новейших достижениях, ее анализировали и отправляли по адресатам. Система работала, информация была востребована. За последние 15 лет эта система развалилась. Мы поставили перед собой задачу - создать единое информационное пространство, используя которое можно такую информацию получать, собирать, анализировать, предоставляя доступ к такой информации разработчикам, производителям.
Еще один барьер - недостаток квалифицированных специалистов. Необходимо сформулировать заранее требования к количеству и качеству подготовки кадров для наноиндустрии. Министерство образования, вузы ждут, что мы им скажем: кого, чего и сколько.
Сегодня многие говорят о том, что законодательная среда у нас скорее антиинновационная, нежели инновационная. Что планируется делать в этом направлении?
Совершенно верно, это еще один существующий барьер. Российское законодательство должно обеспечивать деятельность всех участников инновационного процесса. Мы предлагаем такие изменения законодательства, которые помогут запустить эффективную систему коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии, а также развить рынок интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий. У РОСНАНО есть преимущество: мы, не являясь органом государственной власти, участвуем в разработке и обсуждении законопроектов, направляем предложения и замечания в ведомства, правительство РФ и Госдуму, но при этом корпорация не связана в этом вопросе регламентами и длительными бюрократическими процедурами.
Проблем много. Например, сегодня не представляется возможным образовать бизнес-инкубатор или внедренческое предприятие малой формы при научном учреждении. Научные и вузовские учреждения не могут получать дивиденды от деятельности таких предприятий и поэтому не заинтересованы в их развитии. Мы намерены участвовать в формировании налоговых и таможенных методов стимулирования организаций, занимающихся внедрением инновационных разработок. Среди них - освобождение от избыточного налогообложения научных и образовательных работ в сфере нанотехнологий.
Источники:
www.rg.ru
www.membrana.ru
www.nano-tech.ru
3.146.37.222
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
чтобы все выделяемые деньги Чубайс унанял, как унанировал РАО ЕЭС