Люди помнят добро
Иван Васильевич ЮВЧЕНКО на протяжении ряда лет возглавлял Московский военный институт радиоэлектроники космических войск, что под Кубинкой. Это не так уж далеко от Лесного городка. Институт практически неотделим от закрытого военного городка, в котором проживают семьи офицеров, гражданские специалисты, преподаватели физики, математики, экономики, немало ветеранов воинской службы. Как и в любом другом военном городке, командир здесь — это всё, он царь и бог.
Посёлок исстари назывался «Прожекторная» — это в честь стоявших здесь когда-то подразделений прожектористов, своими мощными осветительными приборами наводивших на цель зенитную артиллерию Великой Отечественной. До прожектористов здесь стояла лихая кавалерия Семёна БУДЁННОГО. Ну, а сейчас здесь учат «зенитчиков XXI века». Космические войска способны отразить угрозу с неба — их задача обнаружить пуск ракет противника и перехватить летящие боеголовки ответными пусками противоракет.
Мой собеседник — генерал-майор Сергей Алексеевич АНДРЕЕВ, в прошлом — командир 2-й дивизии разведки космического пространства, начальник 12-го учебного центра ПВО, ветеран воинской службы. Как же относятся люди к генерал-майору Ювченко, чем он им запомнился?
Боевой путь
— Ивана Васильевича я знаю 20 лет, — вспоминает генерал-майор С. А. Андреев, — по нашей совместной ратной службе и труду в войсках ракетно-космической обороны страны. После окончания военно-инженерного училища Иван Васильевич начинал службу в Мурманске, за Полярным кругом. Направление чрезвычайно важное в плане защиты страны от нападения вероятного противника — именно по нашему, ракетному профилю, с точки зрения отражения ракетно-ядерного удара. Служба на Севере — нелёгкое испытание, но Иван Васильевич выдержал его с честью. Потому и был направлен на учёбу в Академию войск ПВО в Калинине — нынешняя Тверь.
После окончания Академии служил на командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении. После чего был переведен на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре в Хабаровский край, где прошёл путь до командира части. Надо сказать, что в наших войсках быть командиром части — это факт значительно более весомый, чем где бы то ни было. Мало того, что приходится заниматься чисто боевыми задачами — согласованием действий подразделений, постановкой боевого дежурства, освоением новой военной техники, и так далее. На плечах командира ещё и военный городок, в котором проживает не одна тысяча человек: офицеров, членов их семей, гражданских специалистов. На нём и школа, детский сад, котельная, гостиница, амбулатория. Вся социальная инфраструктура, весь комплекс жизнеобеспечения — за всё отвечает командир, и у него нет ни малейшей возможности переложить свою ответственность на кого-либо ещё, на какие-нибудь нерасторопные гражданские службы, спрос только с него. Командир части даже приём населения ведёт, как обычный гражданский глава города. Насколько мне известно, память о себе на Дальнем Востоке Иван Васильевич оставил очень хорошую, его уважали, и было за что.
Генерал-майор Сергей Андреев
Ректор в погонах
Потом Ивана Васильевича перевели в Кубинку. Фактически на моё место, поскольку мне тоже довелось возглавлять 12-й учебный центр войск ПВО страны, с поста начальника и ушёл в запас. Основной задачей Ивана Васильевича было создание на данной базе военного вуза. Учебный центр, который до этого готовил специалистов младшего командного состава для войск ракетно-космической обороны, при Иване Васильевиче вначале стал филиалом Пушкинского высшего военного училища радиоэлектроники космических войск, затем — Московским военным училищем радиоэлектроники, филиалом Академии РВСН имени Петра ВЕЛИКОГО, наконец, стал институтом радиоэлектроники Космических войск.
Работы было много: организовать отбор, подготовку, размещение курсантов, наладить бытовые условия, питание, учебный процесс. И вот сегодня мы видим 15 учебных кафедр, два факультета, оснащённые необходимой материальной базой, которые ведут подготовку специалистов для нужд обороны, специалистов экстра-класса. Учиться в этом вузе очень трудно, но и престижно. И создать его было нелегко, это сложнейшая задача — добиться всех необходимых согласований, разрешений, лицензий, которые для военных вузов обязательны точно так же, как и для гражданских. Не всякий ректор способен на такое, а у Ивана Васильевича получилось с блеском, все коридоры власти, вплоть до Министерства обороны и правительства, он прошёл, со всеми нашёл общий язык и понимание.
Люди добро помнят
Каждый настоящий, неравнодушный командир стремится к тому, чтобы что-то оставить после себя — что-то построить, сделать, усовершенствовать, чтобы осталась память. У меня есть немало оснований для своей, так сказать, личной гордости, но сегодня речь не обо мне, а об Иване Васильевиче. О таком преемнике, как он, можно только мечтать.
Вот, возьмем, к примеру, котельную, строительство которой я начал. При мне она была заложена в генплан посёлка, а Иван Васильевич уже завершил строительство. А ведь это сложнейшее дело, если кто разбирается в вопросе. Множество сложных механизмов нужно собрать воедино — котлы, бойлеры, насосы, трубопроводы, автоматику. Получить все согласования и разрешения, утрясти все вопросы с техникой безопасности — и вот она, работает котельная, труба курится паром. Целый, по сути, завод, дающий тепло нашему городку, да ещё и соседям из воздушного десанта. Построена котельная с запасом — город тысяч на десять населения может отапливать. И очень вовремя котельную ввели в строй, люди свободно вздохнули, ведь раньше-то у нас угольная котельная была. Труд истопников — каторжный, а как лопатой не маши, температура в квартирах 16 градусов, жители мёрзли. А тут — благодать!
Генерал-майор Андреев у поселковой котельной: «Я начал, а Иван Васильевич ввёл её в строй!»
При Иване Васильевиче началась новая волна строительства жилья. В нелёгкие для страны времена, когда бездомные офицеры не могли добиться от государства выделения квартир, когда один за другим приходили в упадок военные городки, у нас встали пятиэтажки, выросли девяти-, десятиэтажные дома. Семьи офицеров, технического персонала, которые долго ютились в трёх здешних гостиницах, получили благоустроенное жилье, проблема была решена полностью, даже свободные квартиры были.
Как, думаете, после этого люди относятся к Ивану Васильевичу? Выйдите на улицу, у любого здесь спросите — только добрые слова, только благодарность и почитание за его талант, за его организаторское умение.
«Он всё может!»
Одновременно с такими масштабнейшими задачами, как организация военного вуза и жилищное строительство, шло социальное обустройство городка. Я эту работу Ивана Васильевича Ювченко наблюдал 13 лет, поскольку и после выхода в запас продолжаю здесь жить, возглавляю ветеранскую организацию, и в курсе всего, что происходит. Отмечу его умение руководить, применяя навыки настоящего, как сейчас принято говорить, менеджера. Так называемые «сетевые графики» известны довольно давно, но у Ивана Васильевича навык работы с ними отработан до автоматизма. Всё расписано — кому, когда, какими силами, какими материалами, какое обеспечение необходимо для определённого объекта. И работает этот метод блестяще, потому что Иван Васильевич чётко следит за выполнением — попробуй, не сделай! Все подрядчики, субподрядчики, все строители у него под контролем, и работают, как положено. Не надо кричать, не надо стучать кулаками по столу — если люди видят, что ты компетентен и требователен, ничего не проглядишь и не упустишь, они не подведут, сделают так, как положено.
У нас рядом с посёлком проходит железная дорога. Так называемая Акуловская ветка, не слишком оживлённая, но жителям необходимая, электрички ходят несколько раз в сутки до Москвы — кому-то нужно в столицу, кому-то до Одинцово доехать. Раньше поезда шли мимо. А Иван Васильевич добился, чтобы сделали платформу. Как ему это удалось, в каких кабинетах пришлось побывать — не знаю. Но и остановка теперь есть, и дорожка к ней, и павильоны с лавочками. Мы тогда решили, что для Ивана Васильевича нет невозможных задач.
Спорт строит человека
Стадион в посёлке был, но Иван Васильевич его довёл, что называется, «до ума». Стадион теперь не пустует, а служит и военнослужащим, и гражданским, потому что оснащён, как полагается, всеми спортивными снарядами. А ещё появились три спортивные площадки, и тоже весьма популярные. Плавательный бассейн для детей — летний «лягушатник», открытый, там малышня плещется. Три водоёма было почищено, мостики построены, и их окрестности стали фактически зоной отдыха для жителей посёлка. Был оборудован оздоровительный комплекс: из старого здания, которое уже не применялось по своему назначению, путём реконструкции получилось очень популярное у жителей заведение, где есть бассейн — метров 20-25, парная, тренажёрный зал. И служит до сих пор исправно, расписаны дни — какой женский, какой мужской. За плату, но недорого, люди очень довольны.
«В домах квартиры хорошие, удобной планировки. Спросите у любого жителя о Ювченко — добром его вспомнят»
Куда же без «социалки»?
Иван Васильевич организовал ремонт амбулатории — была установлена новая медицинская аппаратура, оборудование, укомплектовали штат. Почту «поднял», отремонтировал, дооборудовал. Организовал местное кабельное телевидение — хорошая вещь, кстати, для воспитательной работы. Теперь по понедельникам узнаем все новости о жизни нашего городка. Культурная жизнь при Иване Васильевиче заметно оживилась. Дом офицеров для жителей посёлка — популярное место отдыха, а концерты такие, что за два часа ладоши отхлопаешь, в зале яблоку негде упасть, и это не приглашённые артисты: выступают и жители посёлка, и курсанты. Конечно, не сам начальник военного вуза это всё организует, но Иван Васильевич обладает даром подыскать таких людей, которые на своём месте будут своим делом «гореть», и это творческое горение он умеет в людях поддерживать.
Магазины на территории городка были построены, дорожная сеть, уличное освещение, автомобильные знаки на территории — всё это тоже получило развитие и много, много ещё чего, не перечтёшь того необходимого, что Иван Васильевич сделал.
Субботник по зову души
Где-то выгонят солдат или курсантов на субботник — порядок наводить. А у нас сами жители посёлка выходили, многие из которых вообще гражданские люди, которым не прикажешь. И, не поверите, работали с охотой. Малышня бежит с родителями, помогать. А просто Иван Васильевич предложил. Сказал, посмотрите, вот наши дома, наша земля. Мы сами где-то намусорили, кто же за нас должен убрать? И люди его поняли, пошли за ним, потому что есть человеку вера и уважение. И толку больше — раз сам убирал, то сам уже мусорить не будешь, а если дети убирают — то и в них тот же процесс происходит, бумажку от мороженого уже в урну несут, а не бросают. Иван Васильевич предложил организаторам выяснить, у кого из участников субботника дни рождения, и подарки им приготовить. Прилюдно, под аплодисменты, поздравили. В общем, и не субботник уже, а праздник поселковый. Проходят у нас соревнования: у кого лучший подъезд, лучший балкон, лучший цветник. С подведением итогов, оценками, призами. Редко где такое можно увидеть. Только там, где дружный народ: в военных городках, да ещё, наверное, на селе.
«Нам его не хватает. Но мы понимаем — человеку нужно расти»
Родина тоже Ивана Васильевича оценила по достоинству. Он имеет много наград, стал доктором технических наук, профессором. Умел Иван Васильевич находить контакт с местными гражданскими властями — на всех уровнях, от главы администрации посёлка до главы района и областного начальства. Знал их полномочия, хорошо разбирался, к кому с каким вопросом следует обращаться. По его инициативе главная улица поселка носит имя Героя Социалистического труда, первого командующего противоракетной космической обороны генерала Юрия Вотинцева. Такое уважение к нашим признанным авторитетам оценили ветераны, а у нас тут большая ветеранская организация — 512 человек. Это участники Великой Отечественной, ветераны боевых действий, ветераны труда. И все с благодарностью вспоминают Ивана Васильевича.
Не хватает нам его, хотелось бы оставить его на месте, очень уж хорошо у него всё получалось. Но понимаем — человеку надо расти. Вот он стал вице-главой, и я по ветеранской линии от людей слышал о нём только положительные отзывы. И на уровне района он вникает в проблемы людей, помогает, действует. Пользы он людям принесёт ещё много. На любом другом участке, какой бы ни выпал ему, он, безусловно, справится. Какую бы задачу перед ним ни поставили, он обязательно выполнит ее, доведёт дело до конца. Такой человек.
3.138.36.168
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
До Прожекторной от Одинцово 35 километров. Зайдите в посёлок, подойдите к первому попавшемуся человеку, задайте про Ювченко вопрос. Верю. В Одинцово разных видов ветеранских организаций — штук 20, если не больше. В некоторых заседают откровенно ненормальные люди, суетные, тщеславные, с омерзительными характерами, чисто пауки в банке. Они и свою собственную организацию-то создали из собственного тщеславия, чтобы председателем там побыть, а не из истинных нужд ветеранов. Туда вообще не надо ходить, в такие гадюшники, а если пришёл случайно — то не грех встать и уйти.
Мой дед ветеран ВОВ. и так получилось, что Иван Васильевич вручал как-то моему деду на 9 мая медаль. А я то и не знал, кто вручал, а потом в газете фото увидел и был приятно удивлен.
Жаль только, что не смог на наш выпуск в 2005 приехать, мы его больше ждали, чем кого либо. Ведь это он нас набирал…
так и хочется добавить:
Плывут пароходы -- привет…!
Пролетают летчики -- привет…!
Пробегут паровозы -- привет…!
А пройдут пионеры -- салют…!
С какой стороны должны задуть «свежие ветры»? Нас, так скоро, из «мышей» выбирать заставят. Бред какой-то. Нахрена нужны выборы, если выбирать неиского — все по щелям сидят, бизнес стерегут. Ну-ну.
— Эй, люди добрые, — крикнул он, — если вы не скажете королю, что все эти хлеба принадлежат маркизу де Карабасу, так и знайте: всех вас изрубят в куски, словно начинку для пирога!
Через минуту к жнецам подъехал король и захотел узнать, чьи поля они жнут.
— Поля маркиза де Карабаса, — ответили жнецы. И король опять порадовался за господина маркиза. А кот всё бежал вперёд и всем, кто попадался ему навстречу, приказывал говорить одно и то же: «Это дом маркиза де Карабаса», «это мельница маркиза де Карабаса», «это сад маркиза де Карабаса». Король не мог надивиться богатству молодого маркиза.