Петр КОШКИН — труженик тыла из Одинцово

09 мая 2010, 17:04

Петру КОШКИНУ не пришлось воевать на фронтах Великой Отечественной, но, как труженик тыла, он внес немалый вклад в дело защиты Родины от фашистов. Когда враг подступал к столице, он был в числе тех, кто на ближних подступах к Москве строил оборонительные сооружения, а потом ковал победу в тылу, восстанавливая для фронта поврежденные в боях самолеты.

Петр КошкинКогда началась война, многих ребят призвали в армию, а его, не достигшего призывного возраста, направили на учебу. В августе 1941 года Петр Кошкин успешно окончил школу ФЗО и, получив специальность слесаря, был направлен на московский авиазавод.

— В грозные ноябрьские дни 1941 года, после окончания Одинцовской школы ФЗО, я работал на авиазаводе в Москве, что рядом со станцией метро «Аэропорт». И в один из дней получил разрешение побывать у родных в селе Ликино, что под Звенигородом. Там меня и мобилизовали на строительство оборонительных сооружений в районе села Ершова, — рассказывает Кошкин.

Петра всегда тянуло к технике. Он хорошо разбирался в чертежах и схемах. Работая на строительстве оборонительных сооружений, он в короткий срок освоил минное дело и самостоятельно мог ставить минные заграждения. Но оборонным предприятиям Москвы требовались специалисты по обработке металла: слесари, токари, фрезеровщики, вместо тех, которые уехали с эвакуируемыми на Восток предприятиями. Из только что сформированных частей отобрали таких специалистов и направили на оборонные заводы Москвы. Так Петр вновь оказался на своем заводе. Но люди здесь уже были новые. Завод, выпускавший штурмовики, был эвакуирован, и все рабочие, в частности, имеющие опыт, уехали на Урал.

Формировался новый завод. Рабочих набрали из 15-17 летних ребят прямо со школьной скамьи. Обучение слесарному мастерству одной из групп поручили Петру Кошкину. Прибывшая молодежь училась владеть режущим инструментом, осваивала приемы обработки металла, слесарного мастерства. Военное дело для них превратилось в работу по восстановлению самолетов-штурмовиков ИЛ-2, которые очень ценились на фронте. Кошкина, как человека уже имеющего опыт работы, назначили бригадиром.

— Особенно трудным был период конца 1941 г. — начала 1942 г, — вспоминает ветеран. — Стояли сильные морозы. Мы не досыпали, не доедали. Но всем, кто перевыполнял нормы, давали дополнительные пайки, состоящие из 50 гр. хлеба, 20 гр. сала, 3-4 ложек овощной смеси и стакана чая на сахарине. Здесь же, в цехе, мы и отдыхали. В зимнюю стужу обогревались с помощью самодельных электропечек, изготовленных из отслуживших срок самолетных бензобаков.

До мельчайших деталей запомнил Кошкин эпизод с визитом в цех боевого летчика, посадившего на местном аэродроме свой изрешеченный в бою самолет. Это было в начале 1942 г. В цех летчик пришел прямо с летного поля, весь в крови, но держался бодро. Он подошел к ребятам и спросил: «Кто у вас здесь главный специалист?». Ребята показали на Кошкина. Он посмотрел на него и не поверил. Петру было тогда 17 лет, был он маленького роста, худощавый. Летчика направили к старшему мастеру. О разговоре с ним Кошкин ничего не знал, но, когда летчик со старшим мастером подошли к нему, старший мастер сказал летчику: «Вот он все может». На заводе его Кошкина считали высококвалифицированным специалистом, у него было свое клеймо, а изготовленные им детали не проверяло ОТК. 

— Летчик рассказал мне, что штурмовик ИЛ-2 — прекрасный самолет, но из-за отсутствия у него защиты со стороны хвоста, немецкие истребители имеют возможность незаметно приблизиться к самолету сзади и подбить его. Так погибли многие его товарищи, а ему удалось уцелеть. В боях под Москвой их полк потерял 60 самолетов. Он просил сделать самолету самодельную кабину для стрелка с установкой пулемета для отражения нападения самолетов противника с хвоста штурмовика.

С ребятами, которые ремонтировали самолеты, они взялись за изготовление второй кабины для стрелка. Сняли разбитую кабину летчика, провели незначительные усовершенствования, подсоединили к ней изготовленную в цехе по чертежным наброскам кабину для стрелка. Под сидение для стрелка приспособили металлический стул. Установили пулемет, изготовили и установили сектор стрельбы. С таким усовершенствованием самолет стал недосягаем для противника. В первом же бою на переоборудованном самолете стрелок-радист сбил два немецких истребителя.

Это было большим достижением. Когда об этом узнали в высоких инстанциях, на завод прислали специалистов для изучения и использования доработок, сделанных на заводе. Они были удивлены, как 17-летние ребята могли совершить такое.

Всю жизнь он чему-то учился, осваивал что-то новое. Позже поступил в Муромском училище связи. Одновременно с обучением в нем, получил среднее образование, закончив заочно среднюю школу. Став офицером связи, уже в Горьковском высшем техническом военном училище приобрел специальность военного инженера. Проходя службу в войсках противовоздушной обороны и ракетных войсках стратегического назначения, занимался организацией связи, усовершенствованием и поддержанием средств связи в боевой готовности. И в это же время на заочной форме обучения гражданского ВУЗа получил специальность инженера по радиосвязи и радиовещанию.

Свыше 27 лет прослужил Петр Кошкин в Вооруженных Силах. Он заслуженный рационализатор РСФСР и Почетный радист Советского Союза. Подполковник в отставке Петр Кошкин и сейчас в боевом строю. Он активист ветеранского движения. Ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных Сил.

А пять лет назад у нашего героя в студии канала РТВ телецентра Останкино состоялась радостная встреча. Здесь Петр Кошкин встретился еще с одним летчиком — свидетелем тех событий начала 1942 года. Говоря о боевых подвигах летчиков в годы войны и, упомянув о лучшем самолете-штуромовике ИЛ-2, боевой летчик отметил роль тыла, авиационной промышленности и, в частности, рассказал о подвиге молодых специалистов Московского авиазавода.

С легкой руки ребят к концу 1942 года все штурмовики ИЛ-2 стали выпускаться с двумя кабинами. С тех пор во второй кабине самолета сидел стрелок-радист в звании сержанта, который отражал нападение истребителей противника и управлял в бою радиосвязью.

Так, через 60 с лишним лет, состоялась встреча боевого летчика и бывшего юноши, который в прифронтовом городе переоборудовал для него самолет. 

 

Читайте также:

Босиком через фашистскую границу

3.137.162.21

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 289
Roman
лично#
я понимаю, что сейчас все меньше ветеранов войны становится, вот и из пальца вылизывают всех кто имел отношение к войне… посему вопрос- а что мешало Петру Кошкину в 1943 уйти на фронт??
Matthaus
лично#
Roman: а что мешало Петру Кошкину в 1943 уйти на фронт??
В 1943 году уже наступил перелом в войне, и вопрос был уже лишь в том, когда мы победим фашистов, угрозы капитуляции СССР уже не было.
Не надо забывать, что в тылу люди хлебнули не меньше, чем те, кто были на фронте. У меня дедушка с бабушкой подростками и окопы копали, и на лесозаготовках полураздетые зимой работали, и семена в колхоз на себе носили за 40 километров (от ближайшей станции), не взяв себе ни единого зёрнышка. Бабушка эвакуировала колхозное стадо из под Вязьмы в Рязань, однажды еле уцелела при бомбардировке.
Их деревня несколько раз переходила из рук в руки — то немцы захватят, то партизаны отобьют.
ac19411941
лично#
Я ЕГО хорошо знаю — хороший человек! Патриот!
Гость
#
This is my grandfather. He will be missed. [font=Arial][color=black][b]
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи