Заметки обывателя. Религия — дело частное?
Буквально через два месяца (28 июля) мы будем отмечать новый государственный праздник — День Крещения Руси. Любой государственный праздник заключает в себе определенную идеологическую нагрузку. Иначе, какой смысл их устанавливать. Идеология новой памятной даты проста: православие — колыбель российской государственности и цивилизации. Вроде бы все правильно. К тому же мы не первые. На Украине год назад установили аналогичный праздник. Да и представители других конфессий высказали свой «одобрямс».
«Я думаю, что для наших братьев-христиан это радостное событие. Мы поддерживаем эти инициативы», — сказал заместитель главы Совета муфтиев России (СМР) Дамир ГИЗАТУЛЛИН.
«Я думаю, что такая дата должна быть», — заявил представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама. Правда, за этим дипломатическим одобрением кроется какая-то недосказанность.
Повторяю, что праздник сам по себе нормальный, но в контексте деятельности РПЦ в последнее время, он вызывает много вопросов.
Я — человек верующий (не самый «правильный» православный, но православный). При этом отдаю себе отчет, что при определенных условиях (родился в другой стране, например) мог быть и мусульманином, и тем же буддистом. Поэтому для меня разные религии — это тропинки, ведущие к одной вершине — Богу. Понимаю, это спорно. Но есть для меня и аксиоматичные вещи.
Вера, равно, как и безверие (атеизм), не подлежат обсуждению, так как это абсолютно личное дело каждого. Вера и церковь, как социальный институт, явления разного порядка. Иногда просто несовместимые. Поколебать мою веру представители церкви не могут. Поэтому является большой ошибкой связывать «верю — не верю» с деятельностью в данном случае РПЦ. С этим согласны практически все священнослужители, с которыми мне приходилось беседовать на эту тему. Религия — дело частное. Так рассуждаю я. Другие думают иначе — как можно верить в Бога, если попы — стяжатели, думающие исключительно о личной выгоде. Происходит перенос содержания веры на ее носителей. Можно, как угодно относиться к такому обывательскому взгляду, но не считаться с ним нельзя.
РПЦ же делает все возможное, чтобы такие взгляды получали дальнейшее распространение. Ее высшие иерархи намеренно или нет делают веру публичным фактором (чего только стоят телетрансляции из храмов), вследствие чего создается впечатление (или действительно так), что православие навязывается обществу. А государство — проводник такого навязывания: спорный праздник «День народного единства» с ярко выраженной православной подоплекой; введение в школах преподавания основ мировых религий (инициатор — РПЦ); массовая и не очень продуманная передача музейных ценностей в собственность РПЦ и т. д. и т. п. Теперь в этот ряд встал и государственный праздник День крещения Руси. Верующему человеку такой праздник не нужен, а у сомневающегося, неверующего или представителя другой конфессии может попросту вызвать отторжение.
Может быть, все вышеперечисленное и не вызвало бы нареканий, если бы репутация РПЦ была бы безупречна. Главный грех — стяжательство. Действия представителей РПЦ рассматривают через призму деятельности чиновников, для которых этот грех норма жизни. Я понимаю, что священнослужители точно такие же люди, у которых те же слабости, что и других грешников. Просто с них за эти грехи ТАМ строже спросится. Это ТАМ.
А как быть здесь? Как объяснить, что патриарх входит в число вип-персон, ради которого перекрывают движение? Как понять, что в престижном Одинцовском районе вырубается лес для строительства православного комплекса с аскетическим названием «Скит». Перевести лесные земли в переселенческие (только такой статус позволяет вести строительство) в этом районе практически невозможно. Можно поиронизировать, что Богу все подвластно, но не будем. Я бы понял необходимость строительство подобного «Скита» где-нибудь на окраинных территориях России, чтобы нести православие в массы. Миссионерская деятельность там особенно актуальна. Люди больше, чем в столице нуждаются в утешении. Остается только надеяться, что религия — дело частное, и с собственностью ее связывает только общее прилагательное — «частное».
Когда уже написал этот материал, пришла новость, на которую не смог не отреагировать.
На проходящем в Москве Всемирном русском народном соборе патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал о том, каким он видит российского учителя:
«Педагогика — это область аскетики… это работа связана с подвигом, с самоистощением. Люди отдают себя, свою энергию, если потребуется, и свою жизнь… личная жизнь педагогов и профессоров не является только их личной жизнью», «должны давать обет… хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака… быть примером»,
«человек равнодушный, холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом».
Первая реакция — кто подпадает из знаменитых педагогов под характеристику патриарха. Навскидку: Януш КОРЧАК, из наших с большой натяжкой — Антон МАКАРЕНКО, Василий СУХОМЛИНСКИЙ. Может быть, кто-то назовет еще учительские имена. Я не знаю.
Эти слова не об учителе, а скорее о святых людях. Святых людей много не бывает. Они — ориентир, глыба, к которой простым смертным не подступиться. Стремиться следует, но надо оставаться реалистом.
Кому адресованы эти слова? Прежде всего, российскому учителю. Кто сегодня российский учитель? Женщина. Значит, десятки тысяч учительниц в возрасте от 20 до 70 лет должны стать, как минимум, матерями Терезами. Сказать, что это из области фантастики, значит, ничего не сказать.
Зачем он это сказал? Думаю, что из самых лучших побуждений. Красиво звучит. За этим красивым звучанием нескрываемая цель — сравняться по степени влияния с государством. Тоже из благих побуждений. Даже не сомневаюсь.
Реально ли принятие такого учительского нравственного обета? Юрист Михаил БАРЩЕВСКИЙ назвал выступление патриарха Кирилла «благим пожеланием». Я бы не спешил с такими заявлениями. Кирилл — человек очень целеустремленный, и мы уже не раз убеждались, как его «благие пожелания» обретали силу закона.
И, наконец, нужен ли нам такой нравственный обет? По-любому не нужен. Если этот «обет» будут требовать неукоснительно к исполнению (малореально, но, кто его знает), это де-факто ведет к запрету на профессию. Если же примут для очередной «галочки»… так у нас уже был кодекс строителей коммунизма! Что мы построили, думаю, рассказывать не стоит.
13.58.61.197
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
«потеплее»
А сейчас, обратите внимание, выскочат двое из ларца. Которые начнут вам рассказывать, что церковь тут ну совершенно ни при чём, ну даже близко не стояла. А если кому что не нравится — то жаловаца надо властям.
А вдруг неправославные обидятся?
А с такой миграционной политикой…День Ислама скоро актуальнее будет.
Моё мнение, проблемы на Руси начались «с правой щеки».
Я уже «исповедовался» — каюсь, что я «не чистый» атеист , а проПОПгандист, в блоге «Праздник геноцида русов» /по статье Д. Байда/, может что-то
понимаю своеобразно, но кто с этим не согласен (?):
«р-я — это средство для обмана, разобщения и закабаления огромного числа людей. Средство, наносящее исключительно большой вред человечеству, путём отвлечения его от главного пути — Пути эволюционного развития. Средство, в равной степени калечащее всех, кто с ним соприкасается: и пастырей, и паству. Сегодня мы хорошо знаем и понимаем, что никакая религия не имеет никакого отношения ни к высшим, ни к духовным сферам. Ц-вь сегодня — это просто бизнес, причём, бизнес довольно грязный, замешанный на крови и страданиях сотен миллионов людей, в течение многих веков. «Священный» бизнес, полностью выстроенный на совершенно бессовестном обмане, приносит сегодня, впрочем, как и во все времена, неслыханные барыши своим хозяевам….»!!!
Власть срастилась с бизнесом. Ц-вь у нас была отделена от государства, теперь всё очевиднее, что она претендует на вторую (или третью?), в общем очередную Власть.