ВЕРТИКАЛЬНЫЕ МИРЫ ОТИС

29 июня 2005, 17:53

В двадцать пятом веке, наконец, разыскали, воскресили и стали чествовать того, кто изобрел колесо. А он ходил печальный с одного молочного банкета на другой и каждый раз, захмелев от парного, бил себя в грудь: «Братцы, что вы меня хвалите, я-то что. Колесо, ведь оно как луна, как солнце, опять же круги по воде идут, если камень бросишь… Немного ума надо, чтоб до колеса допереть... А вот кто ось придумал – это да!»
Леонид Енгибаров, «Парень, который придумал колесо».

В середине XIX века в один ряд с чудаковатыми гениями изобретательства всех времен и народов встал новый человек — Элайша Грейвс Отис. И не просто встал, но и вознесся над ними на своем собственном изобретении.
Еще не было в помине ни динамита, ни телефона, ни консервов. Такой знакомый всем милый пустяк, как штопор, был запатентован в Нью-Йорке лишь пять лет спустя.
1854 год. Только что в Нью-Йорке учреждено товарищество «Зингер и Ко». Великая старая «партия слона» – республиканская – отметила свое благополучное рождение. Еще только собирались дальние грозовые тучи гражданской войны северян с рабовладельческим Югом. Погожей весной 1854 года распахнул свои двери для посетителей специально построенный к Всемирной выставке в Нью-Йорке Хрустальный дворец. Среди множества диковин не могло не выделиться изобретение, впоследствии принципиально изменившее архитектурный и индустриальный облик всех городов и весей. В один прекрасный весенний денек 1854 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке почтеннейшая публика увидела почти что цирковой «смертельный номер».

Посмотрите –
вот он без страховки идет…
На открытую платформу лифта, заполненную тяжелыми ящиками и бочками, взошел высокий бородатый мужчина в цилиндре. Механизм поднял платформу на уровень четвертого этажа, после чего ассистент разрубил веревки, на которых она держалась. Толпа ахнула, но лифт не упал, а только чуть просел. Мужчина, сняв цилиндр, галантно раскланялся, воскликнув: «Все безопасно, господа!» Это и был изобретатель – Элайша Грейвс Отис. Маркетинговый прием, достойный Гарри Гудини и Дэвида Копперфильда, возымел успех. Об изобретении Отиса заговорили, и уже в том же году были проданы семь подъемников.

Муза дальних странствий
Отис родился 3 августа 1811 года в семье фермера-переселенца из Англии в городе Галифакс, штата Вермонт. Интерес к технике всегда отличал его, чего нельзя было предположить в потомственном земледельце. С 1829 года Отис пускается в странствия – 20 лет он не раз переезжал из одного города в другой, брался за любое дело – был строительным рабочим, работал на лесопилке, строил кареты, служил механиком на мебельной фабрике по изготовлению матрацев. Тут-то его и осенила пленительная муза, еще в древние времена нареченная Архимедом звучным именем Эврика. Капризная, своенравная муза, родная сестра Фортуны – уйдя из отчего дома навстречу судьбе, Отис нашел ее двадцать лет спустя.
Случилось это в 1852 году в городе Йонкерс. Придуманный им способ аварийного торможения падающего лифта оказался прост, как все гениальное. Позднее механизм торможения падающих лифтов многократно совершенствовался, но общий принцип десятки лет оставался прежним.
Уже в 1853 году Отис начал продавать свои подъемные устройства, которые он назвал безопасными лифтами. В течение осени было продано три механизма по $300 каждый, и с этого момента началась история «компании паровых подъемников Отиса». Через два года доход фирмы составил уже $13 500 – наисерьезнейшая сумма по тем временам. Все проданные за этот период устройства были грузовыми. В 1857 году в суперсовременном по тем временам пятиэтажном розничном магазине фарфора и стеклянной посуды И.В. Хогаута на Бродвее Отис установил первый в мире пассажирский лифт. Провидческий заказ преуспевающего коммерсанта Хогаута оправдался, что называется, на все сто процентов. Лифт поднимал и опускал одновременно до пяти пассажиров со скоростью 20 см в секунду. Покупателей, желающих поглазеть и покататься на лифте Отиса, прибавилось, в гору пошли и продажи посуды.
К сожалению, Отису не суждено было стать очевидцем тех глобальных перемен, которые произвело его изобретение. В апреле 1861 года Элайша Отис скоропостижно скончался. Началось его последнее волшебное таинственное путешествие по волнам памяти потомков, которое длится вот уже без малого полтора века. Волшебница-муза дальних странствий, нашептавшая в строящемся фабричном доме в Йонкерсе на ухо Отису то, о чем известно лишь им двоим, сдержала свое слово.

Вступая в новые 150 лет
В 2003 году основанная Отисом компания отметила свой полуторавековой юбилей, а также 110 лет со дня поставки в императорский Зимний дворец и Кремль первых лифтов ОТИС.
Сегодня компания является крупнейшей в мире по производству и обслуживанию лифтов и эскалаторов. Ее оборудование установлено в 11 из 20 самых высоких зданий планеты. В ОТИС трудятся около 60 000 человек, из них три тысячи – в России.
Электромеханики компании проводят техническое обслуживание более полутора миллиона лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек во всем мире. В России оборудование ОТИС можно найти не только во многих престижных гостиницах, торговых и деловых центрах, но и в обычных жилых зданиях. Кроме того, ОТИС – единственная международная лифтовая компания, у которой в России три завода и которая активно работает на рынке жилищно-коммунального хозяйства России. На полном или частичном техобслуживании компании находится каждый седьмой лифт страны. Из них 70% относятся к муниципальному сектору.
«За сухими статистическими цифрами, – говорит Алексей Быков, один из руководителей ОТИС в России, – работа сплоченной команды, сумевшей собрать в сегодняшней России самый большой порт-фель заказов как по производству и монтажу нового оборудования, так и по техническому обслуживанию, модернизации и замене существующих лифтов и эскалаторов». Только в столице ОТИС обслуживает 35 тысяч лифтов, две трети которых – муниципальные.

18.222.22.145

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
164
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи