История одной деревни

25 февраля 2004, 16:52

В нашем районе существует две деревни с названием Дютьково.
Первая находится недалеко от Звенигорода, и благодаря усилиям энтузиастов-краеведов, она получила довольно широкую известность, связанную с именами писателей, художников и музыкантов, живших здесь в конце ХIХ начале ХХ веков.
О второй деревне Дютьково на сегодняшний день известно гораздо меньше. Она является юго-западной окраиной Одинцовского района и находится в 8 км от Кубинки в Наро-Осановском сельском округе. Чтобы попасть туда, нужно добраться до 68 км Минского шоссе, далее свернуть по указателю «Рыбхоз» и ехать еще пять километров.
Судьба этого Дютьково достойна большего внимания современников и потомков, так как в ней, как в зеркале, отразилась многострадальная российская история ушедшего века.
130 лет назад здесь существовало крупное село - 256 дворов, более трех тысяч человек. Сейчас трудно представить, что «неперспективная» в наши дни деревня Дютьково была крупнее соседствующих с ней деревень, таких, как Чупряково, Асаково, Репище, Софьино, Семенычи. Поэтому и называлось Дютьково не деревней, а селом. Мимо Дютькова проходила большая дорога из Звенигорода в Верею, которую называли Екатерининским трактом. До наших дней сохранилось предание о необыкновенных «потемкинских» липах, растущих когда-то вдоль этого тракта.
Народ в этих местах жил настолько состоятельный, что в 1870 году на собранные жителями окрестных деревень средства было начато строительство каменного храма, одного из самых больших храмов Одинцовского района.
Проект храма был заказан у известного архитектора Г. Грудзино. При этом существовавшая в Дютьково на этом же месте деревянная церковь не закрывалась на время строительных работ. Ее разобрали после того, как был возведен центральный алтарь нового каменного храма, а на месте алтаря старой деревянной церкви был сооружен один из новых боковых пределов.
Велось строительство быстро и за 8 лет было полностью завершено. В 1879 году жители села Дютьково вместе с жителями Акулова, Репища, Софьина, Чупрякова и Семенычей праздновали знаменательное событие – освящение этого нового каменного храма, возведенного в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
И тем больнее и печальнее оглядываться сейчас назад и видеть то, что неведомо было нашим хозяйственным, трудолюбивым и верующим в Бога предкам в праздничное лето 1879 года. На долю большинства из них выпали тяжелейшие испытания, которые принес с собой ХХ век. Первая мировая война многих сделала калеками, вдовами и сиротами; революция принесла голод и разруху; волной насилия прокатилась по деревне коллективизация. В результате – обнищание, болезни, голод, насильственное переселение, и все больше новых могил на деревенском погосте...
Дютьковский храм, один из немногих в Подмосковье, оставался открытым почти до самой войны. Настоятель храма священник Сергий умер в 1940 году.
Осенью 1941 года в Дютьково нагрянула вторая мировая война и выжгла дотла все дома оставшихся местных жителей. Именно в этих местах проходил так называемый рубеж Славы. Здесь против немецких танков впервые были применены огневые рубежи и фугасные огнеметы. Вся земля здесь полита кровью, усыпана снарядами и человеческими останками.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы сильно пострадал во время войны. В ноябре –декабре 1941 года в нем располагался наблюдательный пункт, о чем свидетельствует мемориальная надпись. Вся западная стена храма изрешечена пулями и осколками, в ней зияют сквозные пробоины от немецких снарядов. Но выстоял храм, Пресвятая Богородица не оставила наш народ – тогда, поздней осенью 1941 года на подступах к Москве ценой невероятных усилий, жертв и геройства враг был остановлен.
По окончании войны жизнь с трудом стала налаживаться, восстанавливалось постепенно разрушенное хозяйство. На месте села Дютьково уже ничего не оставалось, кроме опустошенного и израненного храма. Не осталось в живых никого из тех, кто его строил, уехали отсюда их потомки. Новые люди, пришедшие в эти места, не чувствовали никакой связи с церковью.
Послевоенные годы нанесли храму гораздо больший ущерб, чем война с немцами. Атеистическая и антирелигиозная пропаганда в стране значительно усилилась.
Именно в это время с помощью тракторной техники активисты-богоборцы сдернули с крыши крест и купол, попытались взорвать стены, а потерпев неудачу, завершили это варварство вручную – кувалдой. Старожилы еще помнят, как некий человек в течение двух месяцев колотил этой кувалдой по каменным стенам колокольни. Его «стараниями» звонница была разрушена полностью. Некоторое время еще предприимчивые кладоискатели доламывали каменные напольные плиты, пытаясь найти подземные лабиринты с сокровищами. Последним актом вандализма явилось поругание могил, которые находились на прилегающей к храму территории. С незапамятных времен здесь хоронили настоятелей церкви, благотворителей, уважаемых жителей.
Когда неподалеку от храма началось строительство конюшни, чьи-то руки не побоялись приспособить каменные надгробные плиты под ее фундамент. Кстати сказать, конюшня многократно горела, и сейчас от нее не осталось ничего путного.
С тех пор поруганный храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Дютьково стоял скорбным памятником человеческому умопомрачению, мало кто селился в этих местах, дорогу сюда решили не асфальтировать, магазин закрылся, деревня была признана неперспективной и, казалось, что места эти совершенно забыты Богом. Только на кладбище продолжали хоронить усопших, но негде было отслужить панихиду по покойникам, и некуда поставить поминальную свечу...
...Может быть, прошло именно столько времени, сколько нужно, для того, чтобы наши современники ощутили зияющую пустоту в душах и почувствовали настоятельную потребность повернуться к Церкви. Может быть, тысячелетняя история русского христианства, окрашенная в последнее столетие кровью миллионов православных, должна была возродиться именно в нашем ХХI веке. Может быть, какие-то сугубо личные причины привели к тому, что группа людей объединилась идеей восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы в Дютьково.
С 1999 года в деревне была зарегистрирована религиозная община, начался сбор пожертвований, а с 2001 года в храм был назначен настоятель священник Александр Григорьянц.
Весной 2001 года надо было сильно напрягать воображение, чтобы увидеть в тех развалинах и кучах мусора вокруг очертания великолепного храма, воздвигнутого здесь русскими людьми 120 лет назад. Степень разрушения была столь велика, что казалось проще построить заново, чем составить план восстановления. Однако тщательная экспертиза установила, что сохранившийся фундамент, остатки стен, фрагменты крыши и колокольни позволяют вести восстановительные работы.
Восстановление храма и возрождение духовной жизни начались одновременно. На воскресных молебнах, которые проходили все лето 2002 года под открытым небом около развалин храма, собирались местные жители и дачники, пожилые и молодые, одинокие и семьи с малыми детьми, - и это несмотря на удаленность Дютькова от основных дорог и отсутствие общественного транспорта.
Для того, чтобы начать регулярные богослужения, необходимо было в первую очередь восстановить алтарную часть храма - расчистить мусор, заложить отверстия в стенах, выложить кирпичный свод крыши, установить отопительное оборудование. Этот, казалось бы, неподъемный из-за отсутствия финансовых средств, объем работ был сделан. С весны 2003 года в небольшой восстановленной части храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Дютьково возобновились регулярные богослужения. Внутри этой части еще предстоит провести отделочные работы, но уже горят свечи в подсвечниках, звучат чистые детские голоса церковного хора и идет молитва за нашу богохранимую российскую страну и за всех православных христиан.
Исторические события, которые пережила наша страна в минувшем столетии, отразились самым непосредственным образом на том облике, который имеет дютьковский храм на сегодняшний день: так же, как и по всей стране, здесь наряду со следами недавнего варварского прошлого соседствуют результаты сегодняшнего созидания. И это созидание от недели к неделе становится все заметнее. Оно выражается не только в том, что у храма восстановлена крыша, вставлены окна и двери, расчищен вход. Оно выражается в том, что каждое воскресное утро в Дютьково тянутся прихожане — кто пешком, кто, объединившись с соседями на машинах. Летом их больше. Но и осенью они приходят в храм. И будут приходить зимой.
Еще предстоит сделать очень много, для того, чтобы Рождественско-Богородичный храм засиял во всем своем великолепии: надо поставить купол, восстановить трапезную часть, поднять заново колокольню, провести внутренние отделочные работы, огородить и благоустроить территорию, построить здание при храме, в котором расположится воскресная школа. И, возможно, здесь же разместится небольшой исторический музей, экспонатами которого станут документы, фотографии, мемуары и иные свидетельства той бурной эпохи, которая называется ХХ век в России.
Если вы располагаете какой-либо информацией или фотографиями, касающимися истории деревни Дютьково и расположенного в ней храма, просим вас переслать их по почте, или сообщить устно настоятелю, отцу Александру тел 8-916-600-70-86. Адрес храма: Московская обл., Одинцовский район, с/о Наро-Осановский, д. Дютьково.
В связи с интенсивными восстановительными работами в храме Рождества Пресвятой Богородицы с благодарностью примут помощь в виде денежных средств, строительных материалов и церковной утвари.
За всех благодетелей в храме идет молитва. Помощь возможна также в виде безналичного перевода.
Расчетный счет Храма Рождества Пресвятой Богородицы
40703810703700141730 в Одинцовском ф-ле Банка «Возрождение» (ОАО), код ОКПО 09211230, ОКОНХ 96120, БИК 044525181, к/счет 30101810900000000181
Храм Рождества Пресвятой Богородицы ИНН 5032082781
Богослужения проходят по субботам с 17 часов и по воскресеньям с 8 часов, а также в будние дни по большим праздникам.
Екатерина Григорьянц.

Не бывает страны без названия,
Ты одна своей верой простой
Заслужила особое звание,
Потому и зовешься Святой.
Русь Святая, моя ты единственная,
Русь загадочная, Русь таинственная,
И врагу не понять тебя, славная,
Потому, что ты Русь Православная.
Русь престольная, Русь хлебосольная
И рожденная плакать без слез,
Эх ты радость моя колокольная,
Край поэзии белых берез.
Красным солнышком в ризу одетая
Верой светлою будешь сиять,
Материнской молитвой согретая
Ты стояла и будешь стоять.
Становлюсь пред тобой на колени я,
Верю в силу твою и молюсь.
Да воскреснут твои поколения
И прославят тебя, моя Русь.
Михаил Кунаков,
с. Знаменское.

18.226.251.38

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 904
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи