РЕШЕНИЕ СУДА
11 мая 2003, 15:27
Именем Российской Федерации
05 декабря 2002 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Шиян Л.Н. народных заседателей единолично с согласия cторон при секретаре Грозовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Московской области о признании недействительными решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г. № 4/12 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов Одинцовского района от 01.03.02 г. № 3/11 "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и приложений 1, 2 постановления Главы Одинцовского района ("Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" и обязании Совета депутатов и Главы Одинцовского района принять меры по отмене указанных решения и постановления
Ус т а н о в и л:
И.о. прокурора Московской области обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г. № 4/12 "О внесении и дополнений в решение Совета депутатов Одинцовского района от 01.03.02 г. № 3/11 "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" и приложений 1, 2 Постановления Главы Одинцовского района "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги", мотивируя свои требования тем, что изданием указанных локальных нормативных актов допущено нарушение конституционных требований о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (п.2 ст. 19). Прокурор полагает, что должны быть установлены единые ставки оплаты технического обслуживания жилого фонда и ставки оплаты коммунальных услуг для собственников жилых помещений независимо от способа их приобретения в собственность. Прокурор просил суд обязать Совет депутатов Одинцовского района и Главу Одинцовского района принять меры по отмене указанных решения и постановления и опубликовать принятые в этой связи решения в органах печати. В судебном заседании представитель прокуратуры Московской области поддержал заявленные требования.
Представители администрации Одинцовского района и Совета депутатов Одинцовского района Московской области с требованиями прокуратуры не согласились и пояснили, что по их мнению органы местного самоуправления могут принимать решения по утверждению в муниципальном образовании тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размерах, обеспечивающих их полное возмещение, либо в размере, возмещающем долю указанных затрат с последующей компенсацией из средств местного бюджета организациям, оказывающим населению жилищно-коммунальные услуги. Принимая оспариваемые решения, органы местного самоуправления, руководствовались финансовыми возможностями местного бюджета и учитывали интересы льготных категорий граждан.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 01.03.02 г. № 3/11 "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" п. 1.1. утвержден предельный уровень платежей населения, проживающего в муниципальных квартирах по договору найма, за пре доставленные жилищно-коммунальные услуги (за исключением услуг по вывозу твердых бытовых отходов) в размере 50 процентов фактических затрат отчетного года на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг; п. 1.2 утвержден предельный уровень платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 90 процентов фактических затрат отчетного года на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом роста цен на энергоносители для собственников приобретенного или приватизированного жилья, на жилой площади которых зарегистрированы проживающие (за исключением услуг по вывозу твердых бытовых отходов).
Решением Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г. № 4/12 были внесены изменения и дополнения в указанное выше решение Совета депутатов Одинцовского района от 01.03.02 г. № 3/11, в соответствии с п. 1.1 предельный уровень платежей населения, проживающего в муниципальных квартирах по договору социального найма и в приватизированных квартирах, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, за исключением услуг по вывозу твердых бытовых отходов, в размере 50 процентов фактических затрат отчетного года на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом роста цен на энергоносители. П. 1.2. установлено, что предельный уровень платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, за исключением услуг по вывозу твердых бытовых отходов, в размере 90 процентов фактических затрат отчетного года на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом роста цен на энергоносители, для граждан, ставших собственниками жилой площади в результате покупки, мены, получения наследства, дарения ранее приватизированных квартир, а также для собственников приобретенного жилья, при условии регистрации на указанной жилой площади (л.д. 10-11).
Во исполнение принятых Советом депутатов решений постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 21.03.02 г. № 594 утверждены ставки оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с 1 апреля 2002 г. (л.д. 12-13). В частности, приложением 1 предусмотрены ставки оплаты населением для граждан, проживающих в муниципальных квартирах по договору социального найма и в приватизированных квартирах в размере 50 процентов, для граждан, ставших собственниками жилой площади в результате покупки, мены, получения наследства, дарения ранее приватизированных квартир, а также для собственников приобретенного жилья, при условии регистрации на указанной жилой площади в размере 90 процентов. Приложением № 2 предусмотрены нормативы потребления (обеспечения), тарифы и ставки на коммунальные услуги, оказываемые населению, для граждан в муниципальных квартирах по договору социального найма и приватизированных квартирах в размере 50 процентов, для граждан, ставших собственниками жилой площади в результате покупки, мены, получения наследства, дарения ранее приватизированных квартир, а также для собственников приобретенного жилья, при условии регистрации на указанной жилой площади в размере 90 процентов.
В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности. В ст. 19 названного закона определены основания приобретения гражданами в частную собственность жилых помещений, в частности, к ним отнесены:
1) приватизация в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилых фондов, в том числе находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (в ведомственном жилом фонде);
2) жилищное строительство, в том числе жилищное строительство товариществами индивидуальных застройщиков;
3) участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах;
4) купля-продажа жилья, в том числе через биржи, аукционы;
5) приобретение в порядке наследования и по другим законным основаниям.
Таким образом, принятые 18.03.02 г. решением Совета депутатов № 4/12 изменения в решение Совета депутатов Одинцовского района от 01.03.02 г. № 3/11 находятся в противоречии с приведенным выше нормативным актом, устанавливающим равные правовые последствия в виде возникновения права собственности на жилое помещение как для лиц, получивших жилье в порядке приватизации, так и для лиц, ставших собственниками по иным законным основаниям. В этой связи суд находит правомерным утверждение прокурора о нарушении конституционных прав граждан, гарантированных ст. 19 Конституции РФ, о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо ... от имущественного положения, поскольку различием подхода к величине ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг создаются преимущества для определенной категории граждан, а именно: получивших квартиру в собственность в порядке приватизации.
Суд принимает во внимание и расценивает, как обоснованные, доводы представителей ответчиков в части наличия у органов местного самоуправления права самостоятельно решать вопросы, связанные с утверждением нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и ставок (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, что определено Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 г. за № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и приложением № 4 Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2000 г. № 171/39 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в пределах их компетенции. Ст. б Закона "О местном самоуправлении в Московской области", принятого решением Московской областной Думы 05.06.96 г. № 14/92 находятся в компетенции и отнесены к вопросам местного значения владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, что не противоречит ст. 6 Федерального Закона от 28.08.1995 г. № 154- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля I996 г., 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г. и 21 марта 2002 года).
В связи с вышеизложенным суд не находит оснований для признания недействительным в целом, как было заявлено прокурором, решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г. № 4/12 и приложений 1, 2 постановления Главы Одинцовского района "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги", поскольку принятое указанными локальными нормативными актами решение об утверждении предельного уровня платежей населения, проживающего в муниципальных квартирах по договору социального найма в размере 50 процентов фактических затрат на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом роста цен на энергоносители, соответствует полномочиям органов местного самоуправления и находится в пределах их компетенции в части владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в составе которого находится часть жилищного фонда района. В этой связи прокурору надлежит отказать в удовлетворении его заявления в указанной части.
Суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора и в части обязания Совета депутатов Одинцовского района и Главы Одинцовского района принять меры по отмене указанных решения и постановления и опубликования принятых в этой связи решений в органах печати, поскольку оценка оспариваемого прокурором решения Совета депутатов судом дана и решение суда является обязательным для исполнения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 191- I97ГПК РСФСР, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г. № 4/12 "О внесении изменении и дополнений в решение Совета депутатов Одинцовского района от 01.03.02 г. № 3/11 "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" в части 1.1 о том, что предельный уровень платежей населения, проживающего в приватизированных квартирах, в размере 50 процентов фактических затрат отчетного года на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом роста цен на энергоносители.
Признать недействительным приложения 1, 2 постановления Главы Одинцовского района Московской области "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" в части нормативов потребления (обеспечения) тарифов и ставок на коммунальные услуги, оказываемые населению, ставок оплаты населением технического обслуживания жилого фонда в зависимости от его качества, капитального ремонта жилого фонда и обслуживания лифтового хозяйства, отмеченные значком *).
В удовлетворении требований и.о. прокурора Московской области об обязании Совета депутатов Одинцовского района и Главы Одинцовского района принять меры по отмене указанных решения и постановления и опубликования принятых в этой связи решений в органах печати, а также о признании в целом недействительным решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 18.03.02 г № 4/12 и приложений 1, 2 постановления Главы Одинцовского района "Об утверждении уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий:
Л.Н.ШИЯН
18.222.78.65
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
108
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: