В одной эскадрилье служили друзья…
Каждый год в этот день невольно вспоминаются слова из песни «Огромное небо», которую лётчики неофициально называют гимном авиации: «Беда подступила, как слёзы к глазам»… Десять лет назад, 12 декабря 1995 года, при заходе на посадку для дозаправки топливом на аэродроме Камрань (республика Вьетнам), из-за неудовлетворительной организации полётов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя из авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Погибли четыре лётчика: гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов, Николай Кордюков.
После выполнения показательных полётов на острове Ланкави (Малайзия) пять истребителей Су-27 вслед за лидером, транспортным самолётом Ил-76, заняли полётный порядок «клин самолётов» и взяли курс на авиабазу Камрань. Два Су-27 стояли слева от Ил-76 и три — справа. Полёт по маршруту проходил как обычно. Почти трёхчасовой перелёт уже подходил к концу, когда лётчик группы Владимир Ковальский сделал из кабины своего истребителя несколько фотоснимков рядом летящих самолётов. Тогда никто не мог предположить, что они станут действительно последними снимками трёх истребителей Су-27, находящихся справа от ведущего.
Через 20 минут после этого командир транспортного самолёта дал команду на снижение. Для «пробивания» очень плотных облаков лётчики Су-27 почти вплотную подошли к Ил-76, чтобы не потерять его из виду. Над аэродромом группу увидели с земли и дали команду на роспуск. Но командир самолёта-лидера приказал всем уходить на второй круг и выполнил повторный заход на посадку в неустановленном месте. Самое страшное было то, что группа опять попала в облака. Выход на посадочный курс производили в сплошном «молоке».
Правый лётчик Ил-76 Сергей Сухарь заметил, что стрелка радиовысотомера движется в сторону уменьшения высоты, так как впереди был склон горы. Он мгновенно рванул штурвал на себя. Два крайних правых истребителя, пилотируемые Николаем Гречановым и Николаем Кордюковым в этот момент столкнулись с верхушкой первой горы. А через несколько секунд с другой горой столкнулась «спарка», в которой находились Борис Григорьев и Александр Сыровой.
Николай Гречанов Николай Корюдков
Борис Григорьев Александр Сыровой
Радиотехнические средства на аэродроме Камрань были в неважном состоянии. У системы захода на посадку кончилась гарантия. Запасных частей катастрофически не хватало. Российские военные поддерживали работоспособность аэродрома на голом энтузиазме, поэтому осенью 2001 года авиабазу закрыли.
29 декабря 1995 года в Кубинке состоялись похороны погибших лётчиков. Их имена высечены на памятной плите у Вечного огня в Одинцове. Они летали строем и строем ушли из жизни. Ушли, до конца выполнив свой долг, не бросив ведущего и не оставив своего места в строю.
Александр Зайцев, гвардии майор запаса, лётчик пилотажной группы «Русские витязи» в 1990-1995 годах.
Фото Владимира Ковальского и из архива «Русских витязей»
· полдень 29 декабря 1995 года. Траурная церемония прощания с четырьмя «Русскими витязями» в гарнизоне Кубинка.
· Этот снимок самолетного строя сделал летчик из группы «Русские витязи» Владимир Ковальский за 20 минут до трагедии.
· Так выглядел строй группы на схеме в последние секунды перед катастрофой. Ил-76 и самолеты слева идут чуть выше гребня хребта. три самолета справа движутся в облачности прямо в гору.
Сообщение РИА "Новости", 12 декабря 2005 года:
"Военно-воздушные силы РФ проведут в понедельник на Никольском кладбище рядом с авиагарнизоном Кубинки День памяти погибших 10 лет назад летчиков пилотажной группы "Русские витязи", сообщил РИА Новости начальник пресс-службы ВВС Александр Дробышевский.
Мероприятие начнется в 11.00 мск с выноса боевого знамени и построения у памятника погибшим. Затем пройдут траурный митинг и возложение цветков. Кроме того, над кладбищем пролетят самолеты.
Летчики Борис Григорьев, Александр Сыровой, Николай Гречанов, Виктор Кордюков погибли 12 декабря 1995 года в 6.27 мск при заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань. На трех самолетах Су-27 они возвращались с международного авиасалона, где участвовали в показательных полетах.
Причиной трагедии стало столкновение самолетов с горами в условиях сильной облачности".
18.225.195.153
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
СКОРБИМ И ПОМНИМ!!!!