УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ
26 октября 2002, 15:05
2046 пожаров произошло на территории Московской области этим летом и в начале осени. Лесные и торфяные пожары заволокли дымом внушительную часть территории Подмосковья и столицу. Одинцовцы тоже ощутили последствия этой огненной стихии. В некоторые дни дымовая пелена буквально окутывала город и некоторые населенные пункты района.
О том, что пережил подмосковный регион в связи с экстремальной ситуацией, как боролся и выстоял в нелегком испытании, - интервью с губернатором Московской области Борисом ГРОМОВЫМ.
- Борис Всеволодович, сейчас страсти по подмосковному огню понемногу утихают, наступает время трезвых оценок и глубокого анализа всего, что произошло. Высказано много всяких версий, почему так сильно в нынешнем году полыхала Московская область - от аномальных явлений до вредительства злоумышленников. Несколько раз высказывались и вы, но ваши оценки причин задымления столицы касались конкретных ситуаций с огнем на тот момент. Что можете сказать сейчас: кто устроил такую "веселую" жизнь населению огромного региона - ветер, засушливая погода, человеческий фактор, разгильдяйство местных начальников или были задействованы еще какие-то тайные силы?
- Основная причина обострения пожароопасной ситуации в 2002 году - это, безусловно, аномальное засушливое лето. Ровно два столетия ничего подобного не было на территории Центральной России, нечто похожее произошло в 1826 году. В некоторых районах области за четыре месяца, начиная с июня, не выпало ни капли дождя. Если взять самые засушливые в двадцатом столетии годы - 1938-й и 1972-й - осадки тогда все же наблюдались. Кроме погодных условий, свою роль сыграли и природные особенности региона. Лесистость Московской области оценивается на уровне 41 процента. Почти четверть лесного фонда региона относится к первому классу природной пожарной опасности. Помимо того, область богата торфяниками. По оценкам ученых, почти 30 процентов территории области некогда находилось под болотами, высушенными в свое время мелиораторами, заложившими тем самым для потомков мину замедленного действия с гремучей смесью. Эти факторы, погодный и природный, вместе взятые, и послужили той искрой, которая полыхнула минувшим летом и к осени накалила обстановку до предела, когда потребовалось вводить режим чрезвычайной ситуации.
Непотушенные костры, окурки, брошенные в лесу, искры из выхлопных труб автомобилей, выжигание травы возле садовых участков - все это явилось причиной возникновения большинства пожаров. Зачастую они возникали как раз на месте бывших торфяных разработок. Разрастаясь, огонь уходил под землю, в торф. Понадобились спецтехника, специально подготовленные люди и просто большие материальные средства. Кстати, картина, схожая с европейской частью страны, складывалась на Дальнем Востоке и в Забайкалье, где также возникали многочисленные очаги пожаров. Однако там плотность населения достаточно невысокая, дымовые завесы от мест возгорания порой до населенных пунктов и не дотягивали.
- Вы упомянули два засушливых лета в двадцатом столетии. Назовите для сравнения цифры площадей пожаров, количество очагов, людских жертв и пострадавших построек в 1972 и 2002 годах.
- В 1972 году на территории области было зарегистрировано 3088 лесоторфяных пожаров на общей площади 32900 гектаров.
В текущем году с начала пожароопасного сезона в лесах и на торфополях возникло 2046 пожаров на площади 2957,5 гектара. Наиболее неблагоприятная ситуация складывалась в Орехово-Зуевском, Шатурском, Егорьевском, Сергиево-Посадском и других районах.
В 1972 году сгорело 19 деревень. Сейчас произошло больше пожаров в дачных кооперативах и садоводческих товариществах, расположенных вблизи лесных массивов (наверное, и потому, что просто больше стало самих этих дачных кооперативов). Всего на дачах и садовых домиках произошло более 1000 возгораний.
В 72-м в тушении пожаров участвовало более 70 тысяч человек, в том числе только военнослужащих 24 тысячи, сейчас общее количество противостоящих стихии составляло 5699 человек и 1071 единица техники. Тогда число жертв составило более 100 человек, в этом году, слава Богу, у нас только шесть погибших.
Как видим, в 72-м огнем была объята территория почти в десять раз больше, и хотя сил и средств было задействовано также в десять, а то и в пятнадцать раз больше нынешнего, дыма, сейчас мало кто об этом помнит, в Москве наблюдалось не меньше. В 1972 году дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице. Политбюро даже заседало. О том, какие крутые меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на 1-го заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели девять специально отмобилизованных по случаю трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых желаемых направлениях, и исход "битвы" был предрешен. Торфяники буквально упаковали толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах.
Мы сейчас не располагали не то что девятью бригадами - даже одним трубопроводчиком. И трубы ни одной нет. Тридцать лет назад существовала мощная система пожаротушения, в распоряжении властей находились огромные технические, материальные и денежные средства для решения экстренных задач. Я уже не раз говорил, повторюсь опять: за последние 15 лет эта система, особенно на торфяниках, пришла в упадок. Техника устарела и частью вышла из строя, частью была разворована, на приобретение новой нужны огромные средства. Обеспеченность подразделений Государственной противопожарной службы составляет: основной пожарной техникой - 48 процентов, специальными пожарными машинами - 42 процента, дыхательными аппаратами - 47 процентов. Средства радиосвязи морально и физически устарели, что не позволяет оперативно управлять подразделениями. За последние 5 лет степень обновления пожарной автотехники сократилась в четыре раза, не лучше снабжены и лесные службы.
Я уже не говорю о законодательной стороне проблемы. Достаточно запутанной и сложной. Государственная власть в области заканчивается на уровне губернатора. А дальше - местное самоуправление, которому могу давать только рекомендации. В свою очередь главы муниципалитетов не имеют права вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов: ЗАО, ОАО, ГУПов, агропредприятий и т. п. А ведь именно на них лежит обязанность по проведению всех противопожарных мероприятий, они выполняют требования Комиссии по чрезвычайным ситуациям. Многое решают деньги. Перечислишь - выделят транспорт, пошлют людей на борьбу с огнем. Нет - значит, гори все синим пламенем.
- Насколько справедливы заявления некоторых СМИ, что с самой весны в подмосковных лесах не рыли противопожарные рвы и не опахивали деревни, не было введено ограничений на доступ в леса и это стало, якобы, причиной того, что пожары разгорелись на всю область?
- Отчего пожары разгорелись на всю область, мы с вами уже разобрались. Теперь по поводу "рыли - не рыли", "опахивали - не опахивали" весной.
Еще в марте я поставил задачу о подготовке к пожароопасному периоду. Тогда же совместно с КЧС г. Москвы согласовали заявку на поставки нам техники на особый период. По моему указанию впервые за десять последних лет в области весной состоялись специальные учения с применением сил и средств, предназначенных для борьбы с огнем. Из резерва губернатора были выделены средства на закупку спецтехники, в частности, пожарных машин, мотопомп, четырех мотодельтапланов для авиаразведки. В апреле мы провели два заседания совместно с комиссией по чрезвычайным ситуациям. На одно из них, 24 апреля, оно было выездное, мы пригласили глав муниципальных образований, где потребовали усиления работ (опять же в рамках тех прав, которыми они наделены) по выполнению комплекса мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду. Основная масса муниципальных образований выполнила требования КЧС, но, к сожалению, не все. В ходе проверок сотрудниками Главного управления региональной безопасности Московской области было выявлено, что ряд муниципалитетов проигнорировал наши рекомендации, реализовал их не в полном объеме.
Действиями, точнее, бездействиями ряда должностных лиц городов и районов, как известно, заинтересовалась прокуратура. Всего с начала пожароопасного сезона в Московской области по фактам происшедших лесоторфяных пожаров возбуждено 27 уголовных дел.
- Какие еще усилия предпринимало правительство для предотвращения разрастания огненного вала в Подмосковье?
- Я издал постановление "О мерах по предупреждению и ликвидации лесных и торфяных пожаров на территории Московской области в 2002 году". Для его выполнения были подготовлены материалы по экологическим проблемам области. В них отражались вопросы, касающиеся пожароопасной обстановки как в лесных массивах, так и в зонах торфяных выработок, поведения жителей Москвы и области при нахождении на отдыхе в лесах.
Понятно, что одними призывами хорошо себя вести и беречь лес от пожаров самих пожаров не избежать. Для усиления государственного контроля за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах и на торфяниках лесхозы установили на дорогах, ведущих в особо горимые участки, шлагбаумы и запрещающие знаки, создали по согласованию с местными подразделениями ГИБДД у дорог при въездах в лес контрольные посты из работников лесной охраны и общественных инспекторов. В течение пожароопасного периода за нарушение Правил пожарной безопасности привлечено к ответственности 3253 человека. В лесхозах области были организованы маршруты наземного патрулирования. Для предупреждения пожаров в лесном фонде устраивались минерализованные полосы и противопожарные барьеры, осуществлялся уход за существующими полосами.
В апреле с "Авиалесохраной", авиацией РОСТО были согласованы вопросы обмена информацией в случаях обнаружения лесных пожаров и информирования о них органов лесного хозяйства. В соответствии с областной целевой программой "Экология Подмосковья на 2001-2002 годы" на авиационное патрулирование территории области и использование самолетов при тушении пожаров из резервного фонда губернатора выделено более 50 млн. рублей.
Выполненный объем работ должен был, по нашим расчетам, позволить держать ситуацию под контролем, в частности, об этом говорил опыт прошлого года. Однако в текущем году мы столкнулись с чрезвычайной ситуацией, настоящей погодной аномалией, для масштабов которой принятых мер оказалось недостаточно.
- И пик последствий этой аномалии пришелся на сентябрь...
- Да, пик пришелся на начало сентября, когда пожароопасная обстановка достигла своего апогея. Если точнее - на 7 сентября. На 10 часов утра в Подмосковье полыхало 207 очагов, к вечеру их стало 212 общей площадью 612 гектаров. Из-за пожаров на торфяниках полностью сгорели 8 линий электропередач. Обстановка стала по-настоящему критической. В этих условиях нельзя было действовать мерами, кроме тех, которые предусмотрены режимом чрезвычайной ситуации.
На мероприятия по ликвидации пожарищ из бюджета области было выделено более 73 миллионов рублей. Понимая всю опасность сложившейся ситуации, я вынужден был обратиться к премьер-министру страны Михаилу Михайловичу Касьянову за оказанием финансовой помощи на закупку спецтехники и средств пожаротушения для федеральных структур. Правительство страны в сжатые сроки предоставило нам все необходимое.
Общими усилиями удалось достичь желаемого перелома, который наступил с 8 на 9 сентября, когда количество очагов сократилось сразу вдвое. 13 сентября было полностью покончено с лесными пожарами и все усилия удалось перенести на подавление очагов на торфяниках.
- Очаги пожаров локализованы. Дым рассеялся, и люди дышат свободно. Что дальше? Наступит следующее лето, а с ним, возможно, опять случится засуха, и не придется ли всем нам снова морщиться от торфяной гари и как манны небесной ждать глотка свежего воздуха? Специалисты уже сейчас предлагают массу вариантов предотвращения сценария, похожего на тот, что случился в этом году.
- Мы уже сейчас работаем над этой проблемой. По моему поручению разработан проект Закона "Об областной целевой программе "Обеспечение пожарной безопасности на территории Московской области в 2003-2006 годах". Он уже одобрен правительством и внесен в Московскую областную Думу.
Финансирование Программы предусматривается за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников, которые планируется направить на реализацию целого ряда предупредительных мероприятий. Предполагается создание на базе "службы 01" единого диспетчерского центра по реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации и переход системы органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на этот номер. Ключевое значение придается оснащению противопожарной службы МЧС России Московской области. Выполнение Программы позволит поставить в ее подразделения 81 единицу пожарной техники, освоить и расширить производство новых машин специального назначения. Намечается строительство и реконструкция пожарных депо.
- Область понесла внушительные материальные потери. Собираетесь ли вы просить у федеральных властей компенсации за понесенный ущерб?
- 1 октября я издал распоряжение о создании рабочей группы, которая подготовит и обобщит документы, обосновывающие расходование средств на ликвидацию лесных и торфяных пожаров на территории области. В настоящее время эта работа ведется в 23 пострадавших муниципальных образованиях. Материальный ущерб от происшедших лесоторфяных пожаров составил около 550 млн. рублей, а с учетом восстановительных мероприятий - более 1 млрд. рублей. Разумеется, мы надеемся, что федеральный бюджет компенсирует наши потери.
18.220.206.141
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
62
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: