Кто последний за «счастливым билетом»?
«Школьный ад» — под таким заголовком вчера на нашем сайте вышла статья. В продолжение темы, читайте далее.
Цифры и факты, приведенные в статье, посвященные перегруженности школ, прямо скажем, впечатляют. Двухсменное обучение точно не способствует физическому здоровью школьников, создает дополнительные проблемы родителям. К тому же двухсменность выводит на периферию нашего внимания то самое главное, ради чего школы существуют. Образование. Если быть совсем точным — качество образования. Школа сегодня — не самого высокого качества конвейер, где задача не обучить, а разместить школьников. Чтобы всем хватило места. Много чего можно на эту тему сказать, но нет ответа на вопрос: «Можно ли снять проблему чудовищной перегрузки школ»?
Ответ содержится в постановлении правительства Московской области от августа 2012 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ.»
Как раз, на дворе 2015 год. Что же предлагает целевая программа именно в этом направлении?
«Для удовлетворения этой потребности (новые учебные места) и обеспечения гарантий доступности дошкольного и общего образования будет осуществляться строительство (реконструкция) зданий образовательных учреждений дошкольного и общего образования».
Но мы и без этого постановления знаем, что необходимы новые здания. Только вот в чем закавыка. Через 11 месяцев 2015 год закончится, но ситуация с перегрузкой школ не изменится. Есть основания полагать, что может и ухудшиться. По крайней мере, в Одинцовском районе.
Во-первых, школы и детские сады являются социальным обременением для застройщика. Если допустить, что все застройщики добросовестно выполняют свои социальные обязательства (из области фантастики), то нужно всегда помнить, что рядом с новой школой обязательно появятся новые дома со своими детьми школьного возраста. Как правило, школьные здания строятся с расчетом и с учетом новых жителей. Природа не терпит пустоты: в одном месте убывает, в другом прибывает и льется через край.
Во-вторых, когда-нибудь земля закончится, и физически негде будет строить. Если только вырубить леса и осушить оставшиеся водоемы. Ну, и это тоже закончится.
В-третьих, муниципалитет по самым разным причинам не в состоянии самостоятельно заниматься строительством социальной инфраструктуры. Вывод: масштабное строительство школ - дело абсолютно нереальное.
Есть ли выбор?
Кто виноват, знаем. Что делать, отвечает все та же «долгосрочная целевая программа».
«… Реализация механизмов равного доступа негосударственных образовательных организаций дошкольного и общего образования к бюджетному финансированию…, моделей государственно-частного партнерства, поддержки среднего и малого предпринимательства должна стимулировать рост объема образовательных услуг, оказываемых негосударственным сектором».
Я не знаю, как обстоят сегодня дела с частными школами в районе, но это предложение хотя бы реально на бумаге. Если не ошибаюсь, один ученик в год стоит 38 тыс руб. Поэтому бюджетное финансирование частных школ в сочетании с низкими ставками арендной платы, дают возможность снижения родительской платы. Какое-то количество детей негосударственные школы смогут оттянуть на себя.
Нравится или не нравится, современная муниципальная школа - для детей бедных, жадных и недальновидных родителей. Если двухсменное обучение вредно для ребенка (а оно вредно по определению), российское законодательство предусматривает вариативность получения образования (заочно-домашнее образование, дистанционное образование, все та же частная школа).
Поэтому учиться ребенку в перегруженной школе или заниматься в нормальных условиях, зависит от выбора родительских приоритетов. Выбор невелик. Или интересы собственного чада, или надежда на государство. Про интересы ребенка ничего не скажу — «чужая душа — потемки». А про государство скажу. Не надейтесь. Не поможет.
А вот в советское время...
И на «десерт», чтобы не было так печально, несколько слов про советские школы. В Москве обучение в две смены было обычным явлением, а в районах массового жилищного строительства появлялась и третья смена.
Из собственного опыта автора: школа-новостройка, где я начинал директорствовать, рассчитана на 1176 человек. Училось же 2400 детей. Но мне повезло. У коллеги-соседа в школе-«самолетике» вместо 800 училось 2600 человек. У меня первые классы заканчивались литерой «л», а у него «м». 1М — звучит.
Писали, ходили по инстанциям, ответ один: «Нет денег, нет в плане». Но был в СССР «счастливый билет», который можно вытянуть раз в пять лет. Назывался он съезд КПСС. Имела место незыблемая традиция накануне съезда давать наказы от граждан и писать жалостливые письма. «Мои» родители в количестве 700 человек написали жалостливое письмо по поводу того, что сил нет учиться в три смены. Письмо нашло адресата. Съезд состоялся в марте, а уже в сентябре рядом с нашей школой стояло новенькое здание.
Сегодня «счастливый билет» можно вытянуть раз в год на «прямой линии» с президентом.
Как там у классиков: «Пилите Шура, пилите».
3.133.107.11
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
, Юрий Бенедиктович. У остальных родителей дети учатся в частных школах Англии.Мне кажется в СССР три смены было при классах до 25человек.(начальные вообще не больше 20 должно быть)
А теперь классы готовы делать по 40 человек, лишь бы в отчетах выглядело все красиво и что учатся в одну смену.
Ещё живы те, кто учился в СССР. Можно и спросить.
Я учился на юге от Москвы, у нас в классе было 35-38 чел.
Жена на севере от Москвы у неё в классе было по 40-45 чел.
Во вторую смену и я и она учились в разных классах.
У меня до 8 класса было 43 человека. А во вторую смену учиться мне очень нравилось.