100 дней архитектора ЗАВРАЖИНА

30 марта 2015, 12:40

О градостроительных ошибках, о привлекательности для инвесторов и видении будущего Одинцово рассказал главный архитектор Одинцовского района Кирилл ЗАВРАЖИН в интервью «Одинцово-ИНФО».

100 дней архитектора Завражина

Минуло 100 дней с момента, как должность главного архитектора района занял Кирилл Завражин. До этого он возглавлял один из департаментов в крупной московской девелоперской компании, опыт работы у архитектора больше столичный и зарубежный, нежели региональный. 100 дней — срок, в течение которого можно успеть разобраться в условиях нового «поля деятельности» и подготовить почву для преобразований. Редакция «Одинцово-ИНФО» поинтересовалась у архитектора его видением будущего Одинцово, а также попросила назвать ошибки градостроительной политики в почти 60-летней истории развития города и обозначить пути, благодаря которым можно что-то исправить.

Неправильная урбанизация

— Мы имеем дело с неправильной урбанизацией, — считает Кирилл Завражин, — некогда пригород, полусельская зеленая территория, начинает разрастаться застройкой и инфраструктурой. С чем и столкнулся город Одинцово — это отклонение от баланса, который очень тяжело держать. Были краткосрочные цели: надо срочно дать жилье. Все побежали в эту сторону — стали возводить жилье. А потом только увидели, что нужны поликлиники, школы и детские сады. То есть, это та самая точечная застройка. Я бы не сказал, что это серьезные, провальные градостроительные ошибки. Такова была политическая ситуация и стиль руководства был такой: надо было сделать — сделали. Сейчас мы пересматриваем все проекты.

По словам главного архитектора, в процессе урбанизации возникают извечные проблемы: транспортная перегрузка, неравномерная плотность населения и ограниченные рекреационные зоны. Некогда зеленые пригороды превращаются в каменные джунгли, потому что большинство людей едут работать в Москву, а из пригорода делают спальный район.

— Маятниковая миграция из-за отсутствия рабочих мест в Одинцово, отсутствие мест досуга и создают эту проблему. Нет предпосылок спроса — люди не пользуются социокультурными благами, а за качественным досугом едут в центр, — объясняет Завражин, — это нельзя назвать ошибками. Это следствие сложившейся за последние десятилетия политики градостроительства и экономики города Москвы и ее пригородов.

— А сейчас существует градостроительная политика?

— На данном этапе градостроительную политику определяют существующие градостроительные нормы и существующий генплан, который устарел, по моему мнению, а также социально-экономические предпосылки района.

Завражин рассказал, что сейчас готовится новый Генеральный план развития территории (прежний утверждался в 2011 году, — прим. ред.). Будут приняты во внимание планы реконструкции микрорайонов, учтены все договоренности с застройщиками и мнение жителей, будут прописаны «все правила игры». Работу над Генпланом завершат в конце 2016 года.

К слову, проект реконструкции микрорайонов 1-1А, озвученный в ноябре 2014 года, был отправлен на доработку. В прежнем проекте, разработанным МУП «АиГ» по заказу «Трансинжстроя» предлагалось втрое уплотнить население за счет повышения этажности. Но дабы не «убить» центр небоскребами, а оставить «зеленое пространство» комфортным для жилья и эстетически приятным, под руководством Кирилла Завражина предлагается совсем иное решение: снижение количества этажей к центру, никаких многоэтажных паркингов, а только пространство для отдыха.

Публичные слушания по реконструкции 1 и 1а микрорайонов Одинцово — анонс, Микрорайон 1 после реконструкции

Проект реконструкции микрорайона 1, предлагаемый «Трансинжстроем»

 

100 дней архитектора Завражина

Новый возможный вариант реконструкции микрорайона 1

 

Что касается остальных реконструируемых микрорайонов, со слов архитектора, на сегодняшний день утвержден только один проект — план реконструкции микрорайона 6-6А («ЮАССтрой», генеральный директор Сергей БУТУСОВ).

Инвестиционная привлекательность Одинцово

— Мы все понимаем, что район непростой, и иногда появляются непростые застройщики, которые обладают политической и финансовой властью. Другой вопрос, чем для них сегодня привлекателен Одинцовский район. К сожалению, сегодня я понял, что некоторых интересует только стоимость квадратного метра. Особенно так называемых «варягов», которые не отсюда, которые пришли, построили, продали и ушли.

Есть другая категория инвесторов, которые построили и эксплуатируют, собираются инвестировать в следующие проекты здесь, или их компании зарегистрированы у нас в районе и платят налоги в нашу казну. У них совсем другой подход. Потому что эта компания остается на земле, и она будет испытывать те же самые проблемы, что и жители. И они думают уже о новом качественном подходе, а он повышает индекс привлекательности города, который включает в себя 3 составляющих: работа, досуг, проживание. И, наверное, сегодняшняя градостроительная политика как раз строится в направлении к тому, чтобы как можно больше привлечь и удержать вот этих качественных инвесторов.

100 дней архитектора Завражина

— Какие проекты в Одинцово вы считаете неудачными?

— Из неудачного — это то, что не вписывается в окружающую среду и что создало проблемы в городе. Может быть, интереснее поговорить о том, что мне нравится. Я здесь буду говорить обо всем, кроме эстетики. Потому что о вкусах не спорят, их воспитывают. Социально-экономические аспекты зданий и сооружений и то, что было построено с точки зрения образовательного и спортивного нравится: спортивные объекты в центре города, «круглая» школа на Говорова, также несколько торговых центров на Можайском шоссе, неплохо решены новые типовые павильоны на рынке «Одинцовское Подворье».

Очень ценна для города удачно сохранившаяся и функционирующая центральная площадь перед зданием районной администрации, окруженная парковой территорией — интересно, что это зеленое городское пространство открыто и связано с соседними микрорайонами, это ощутимо даже, когда проезжаешь на автомобиле мимо нее. Жители чувствуют себя там очень комфортно и безопасно, особенно с маленькими детьми. Это удачное градостроительное пространство, которое всесезонно, многофункционально и достойно более качественного благоустройства.

Что касается архитектуры, то относительно любое здание возможно реконструировать — можно обтянуть новым фасадом, провести некий ребрендинг, благоустройство создать вокруг — и объект выйдет на совершенно новый качественный уровень.

Очень большой плюс, что в центре появились крупные общественные сооружения. Если б здесь было жилье, мы бы потеряли центр, убили бы его. Здесь были бы парковки, больше проблем с пробками, потерялся бы облик этой части города. Общественная жизнь — совершенно другая среда в городе, она дает разнообразие масштаба, событий и городского ландшафта. Ледовый дворец, Волейбольный центр — это очень хорошо.

Гостиница с международным оператором — это меня поразило! Гостиницы — моя страсть (Под руководством Завражина разработаны проекты «Охта-центра» в Санкт-Петербурге и «Эволюции» в Москва-Сити, а также он работал над проектами гостиниц Hyatt для АТЭС во Владивостоке — прим. ред.) До строительства гостиницы во Внуково все клиенты аэропорта, и пилоты и транзитники, были клиентами Раrk Inn. Гостиница — это посол в международное пространство. Люди прилетают в Германию, Великобританию и рассказывают, что они жили в Одинцово. Никто никогда не слышал об Одинцово! Это такой носитель бренда. И это большая удача, что она есть и эксплуатируется. Причем некоторые иностранцы живут там по 2-3 недели.

Гостиница с международным оператором в городе — это важнейший инфраструктурный объект для инвесторов как показатель нахождения города в международной жизни и экономике. Это означает, что здесь власть думает о развитии, о перспективах. Это «must be».

Как инфраструктурный объект, мне очень нравится Можайское шоссе: на нем очень хорошо обжились торговые и социальные объекты, есть храм, Гребневская церковь, — такое противоречивое сочетание создает богатство города. При том, что сегодня мы недовольны средой, говорим об ужасных фасадах где-то, но тем не менее, это сложившаяся инфраструктура, которую надо качественно развивать. Поэтому Можайское шоссе однозначно будет привлекать инвесторов.

100 дней архитектора Завражина

— Сейчас уже можно приоткрыть секрет, что произойдет с городом и каких перемен ожидать?

— Очень важный фактор — это экономическая ситуация. Знаю, такой ответ читателю не нравится. Но так устроен инвестор. Он всегда считает все свои риски, он вводит все объекты, исходя из определенных экономических предпосылок, договоров о намерениях, а также факторов успешности продаж и реализации проектов.

«Гайд-парка не будет»

— В городе есть четыре транспортных узла: Трехгорка, Баковка, Отрадное и станция Одинцово. Между ними нет пешеходного сообщения. И нет некоей парковой зоны, где было бы приятно проводить время.

— Пешеходная зона очевидно есть со стороны администрации по «рогатке», она естественно сложилась, ее надо качественно благоустраивать, а это требует больших денежных средств.

Естественный зеленый островок в центре города также оказался приятным сюрпризом для Кирилла Завражина. Пока эта зона «дикая», но стоит понимать, что у этого участка много частных собственников, и он — предмет градостроительного внимания. С этой зоной надо «деликатно и мастерски обходиться, потому что какая-то малая ошибка может стоить серьезных последствий». Чего народ не простит.

А вот создать эдакий Гайд-парк в Одинцово, по словам Завражина, не получится. Такие проекты должны хорошо финансироваться. Инвестору взамен нужно что-то предложить, потому что оплачивать дорогостоящие работы по благоустройству парка, не получая ничего взамен, — никто не будет. Это первое.

Второе: «Эксплуатация Гайд-парка стоит, если не ошибаюсь, около 5 млн фунтов в год. Понятно, что рабочая сила там дороже, но цифра должна быть сопоставима. Если однажды мы захотим построить Гайд-парк в Одинцово, мы этого не получим — нужны титанические усилия и огромные вливания. Поэтому мое личное мнение, к сожалению, скептическое относительно того, что мы здесь сможем создать аналог такого известного на весь мир парка. Должна быть какая-то умная политика, чтобы расходная часть любого парка была профинансирована из реальных средств. А сегодня мы знаем, что эта земля уже не муниципальная, есть частные владельцы. Это усложняет ситуацию. Кроме того, их много — посмотреть на карту, участок выглядит, как лоскутное одеяло. Пока удается как-то сдержать застройщиков, до появления четкого видения стратегии развития центральной части города Одинцово».

100 дней архитектора Завражина

Также от архитектора поступило предложение сделать пешеходной зоной улицу Неделина. Автомобилистам нечего пугаться — улица останется доступной для транспорта.

— В Московской области есть программа по созданию пешеходных зон или улиц. Они повлияют на облик города. Приведение в порядок территории — это такая краткосрочная перспектива, которая возможна в пределах этого года. А новый облик — долгосрочная стратегия развития, которая привлекает крупные градостроительные решения. Это очень интересно, и мы к этому готовимся. У нас три пешеходных улицы в разных поселениях района. В Одинцово это улица Неделина, которая была разыграна через международный конкурс и проект которой разрабатывается одними из лучших ландшафтных дизайнеров. Это будущий одинцовский Бродвей.

100 дней архитектора Завражина

О благоустройстве улицы Неделина мы говорили подробно, но, дабы сохранить интригу, «Одинцово-ИНФО» лишь анонсирует дальнейшую публикацию. В следующей части речь пойдет о концептуальном плане развития пешеходной зоны на улице Неделина, мнение главного архитектора Одинцовского района о решении транспортной проблемы и проблемы парковок, а также о том, почему одинцовцу спокойнее жить в малоэтажном здании, нежели в «Да Винчи».

3.15.228.171

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
10 488 (+1)
biunit
лично#
Судя по презенташке с надписью Nedelina street, привлекались внешние разработчики нашего будущего счастья… За чей счёт банкет?
По Интернациональной улице — ловко обошел прорывавшийся вопрос, будет ли застраиваться эта зона. Хотя, скорее всего, будет.
lenivets
лично#
Кто бы перевёл на русский язык: «пешеходная зона, доступная для автомобилистов»?
Я так понял: «для некоторых, блатных автомобилистов»? Как сейчас Советская?
MaksS
лично#
опять некому ответить за превращения города в строительную помойку… Политическая ситуация была такая… Сказали делать — сделали… а мозги на ярмарке тщеславия не раздавали… тупые исполнители… Спроса на услуги нет в городе… все в Москву едут… Дык сделайте хоть что то стоящее… и нехрен в москве делать будет… … не все как бы понятно… но не перестаешь удивляться…
lusyien
лично#
Ну, держись Одинцово!!! Что ещё наворочает пришелец? Неделина стрит-это круто, а про поликлиники и школы молчок…
columbietz
лично#
Завражин ещё и на местном ТВ выступал (или это был канал 360, по которому крайнее время много говорят об Одинцово?): было весьма любопытно послушать
biunit
лично#
Были краткосрочные цели: надо срочно дать жилье. Все побежали в эту сторону — стали возводить жилье.

Подробнее: odintsovo.info/news/?id=46918
Сказка для наивных. Не было таких целей. Была цель быстренько впарить дорогую одинцовскую землю под застройку, наварить бабла. А нужно ли было увеличивать население города таким искусственным путем, никто и не заморачивался.
Кстати, молчок про дороги. Планов-то громадье, а что с забитостью городских дорог?
stasmorze
лично#
Адекватный дядька, в kr properties «причёсывал» здания старых заводов переделанных под апартаменты.
list01
лично#
Больше благоустроенных зеленых зон (не обязательно прям парков), хороших и разных! В т. ч. и на втором заводе
ando
лично#
biunit: Кстати, молчок про дороги. Планов-то громадье, а что с забитостью городских дорог?
С дорогами жопа. Как я понял основная идея не увеличивать количество и ширину дорог, а наоборот уменьшать и сужать чтобы жители отказывались от использования личного автотранспорта. В густонаселенном городе личный транспорт — роскошь. Одинцово перестал быть комфортным зеленым пригородом и мчится к новым рекордам урбанизации обгоняя по плотности Москву почти в два раза. Поэтому про личный транспорт забудьте и ждите, когда построят легкое метро и трамвай.
biunit
лично#
ando: С дорогами жопа. …Поэтому про личный транспорт забудьте и ждите, когда построят легкое метро и трамвай.
Только хотел спросить, что думает интервьюер?))))
Спасибо за прямой ответ про дороги))
Таки хочется услышать ответ властей на прямой вопрос — зачем в Одинцово ещё что-то строить, при нынешней сверхплотной ситуации? Расчёты, обоснования…
Про личный транспорт никто не забудет. В России узкими дорогами и рассказами про роскошь пользоваться машиной никого не мотивируешь отказаться от этой самой машины. Я не призываю разъезжать с Молодёжки на Неделина на машине, но как-то не воспринимаю такое навязывание мне формы поведения. Если уж так, пусть Новые Рубежи или Одинцовская Неделя покажут мне наглядно, как Иванов едет в автобусе на работу, и как пустеет парковка личных машин возле Администрации)))
leader21
лично#
Свежо питание, да серется с трудом.
stasmorze
лично#
сейчас много нового в плане управления многоквартирными домами будет… в шанхае на толубко на крышах можно будет сады разбивать )

у интервьювера интересно узнать — а как вам удалось деликатно обойти тему что пик выиграл конкурс на застройку всего одинцово -1, без всяких необходимостей утверждать проект? это же будет менять весь город!
leader21
лично#
ando: С дорогами жопа. Как я понял основная идея не увеличивать количество и ширину дорог, а наоборот уменьшать и сужать чтобы жители отказывались от использования личного автотранспорта. В густонаселенном городе личный транспорт — роскошь. Одинцово перестал быть комфортным зеленым пригородом и мчится к новым рекордам урбанизации обгоняя по плотности Москву почти в два раза. Поэтому про личный транспорт забудьте и ждите, когда построят легкое метро и трамвай.
Надо сделать велодорожки и паркинги велосипедов. В зимнее время прокладывать на них лыжню. Одинцово город не большой,10-15 минут и ты в трехгорках из Отрадного. И тогда все сдадут нормы ГТО.
lenivets
лично#
ando: С дорогами жопа. Как я понял основная идея не увеличивать количество и ширину дорог, а наоборот уменьшать и сужать чтобы жители отказывались от использования личного автотранспорта. В густонаселенном городе личный транспорт — роскошь. Одинцово перестал быть комфортным зеленым пригородом и мчится к новым рекордам урбанизации обгоняя по плотности Москву почти в два раза. Поэтому про личный транспорт забудьте и ждите, когда построят легкое метро и трамвай.
Похоже, так оно и есть.
Посему встречное предложение: про эстакаду, которая до строится и упрётся в пешеходную Nedelina street. Эту эстакаду нужно сразу строить пешеходной. Дёшево и сердито и в ключе пешеходизации Одинцово.
Гость
#
Голубая мечта этого чудо-архитектора впендюрить вместо кинотеатра юность и памятника ветеранам 10 этажный торговый центр, чтобы центр города намертво встал, волей неволей пешком пойдешь. Надо вообще запретить строить торговые центры в Одинцово-их уже вполне достаточно, для этого есть загород и куча полей, а Одинцово это спальный район со школами и садиками.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи