Интервью с начальником управления образования
В свое время канцлер Германии Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы — войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
Фраза настолько стала «крылатой», что, думаю, нет смысла ее расшифровывать. О приходских священниках поговорим как-нибудь в следующий раз, а сегодня речь пойдет о школе. Одинцовской школе. Проблемы школы в той или иной степени волнуют всех. Но это волнение иногда приобретает извращенный характер. То, что происходит в образовательном учреждении, обрастает различными фейками, небылицами, страшилками.
Чтобы понять, что реально происходит в школах района, договорился о встрече с начальником управления образования Одинцовского района Ольгой ЛЯПИСТОВОЙ.
Когда готовился к интервью, для себя решил, что не буду касаться темы второй смены и очереди в детских садах. Вторая смена, конечно, плохо. Но что толку бесконечно повторять «халва». Первопричины понятны, и повлиять на них не в компетенции начальника управления образования. Тем не менее, Ольга Ивановна сама подняла эту тему.
— У нас 50 общеобразовательных школ, в которых обучается почти 34 тысячи учащихся. Количество школьников по сравнению с прошлым годом возросло почти на три тысячи человек. Но при этом доля обучающихся во вторую смену осталась на прежнем уровне — 7,2% от общего числа учащихся. Это средний показатель по Московской области. По городу Одинцово процент по понятным причинам выше. И все-таки мы, используя имеющиеся школьные площади и возможности кадрового состава, по максимуму стараемся обучать детей в первую смену.
В районе наблюдается тенденция увеличения количества детей. Это обусловлено двумя факторами: ростом рождаемости и увеличением детского населения за счет жилищного строительства.
Средняя наполняемость классов по району составляет 24-25 человек, по городу Одинцово она колеблется в пределах 26-27 человек.
Детские сады строятся. Надеемся, что в этом году появятся 4 детских сада: 2 в Одинцово, в селе Юдино и поселке Заречье. Четыре дошкольных учреждения примут около 1000 детей.
При этом в районе есть поселения, где очередей в детские сады не только нет — в них имеются даже свободные места. Родителям, которые приходят на прием в управление образования, предлагаются все возможные варианты для устройства детей в детские сады, в том числе, и на свободные места в дошкольные учреждения района. Есть жители Одинцова, которые отправили своих детей в детские сады района на имеющиеся свободные места. Так, родителям, проживающим в Трехгорке, мы предложили место в детском саду в Успенском. Сначала они не согласились, а после предложения съездить в детский сад, ознакомиться с созданными в нем условиями для воспитания и обучения детей, а также рассчитать количество времени, затраченного на дорогу, посчитали, что такой вариант им вполне приемлем.
В решении проблемы обеспечения детей местами в детские сады мы тесно сотрудничаем с негосударственными детскими садами, которых у нас в районе 13. Пять из них работают в рамках частно-государственного партнерства. Это значит, что они получают финансовую компенсацию от государства, что позволяет значительно снизить для родителей плату за содержание детей. Она составляет от 10 до 15 тысяч рублей в месяц. Некоторые родители согласны платить за услуги дошкольного образования эту сумму. Уходя в частные детские сады, работающие с нами в рамках частно-государственного партнерства, родители освобождают места в очереди в муниципальные детские сады.
— В любом случае лицо школы определяет учитель. Поэтому хотелось бы от Вас услышать количественную и, конечно, качественную характеристику Одинцовского педагога.
— В районе работает более трех тысяч педагогических работников, в том числе, 1900 учителей. Более 1200 учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. На данный момент все вакансии в школах закрыты. Нагрузка учителей в школах увеличивается. Сейчас средняя нагрузка учителей составляет порядка 24 часов, это — 1,3 ставки.
В новом учебном году к нам пришли 35 молодых специалистов. Это — учителя начальной школы, историки, математики и учителя иностранного языка, и других школьных дисциплин. Они пополнили педагогические коллективы 18 школ района.
— А что привлекает в школу молодых людей?
— Прежде всего, стабильность. В самые сложные времена зарплата учителям выплачивалась всегда. Не самая большая, конечно. Доплаты не очень высокие. Молодые специалисты получают около 30 тысяч рублей.
— Кстати, а сколько в среднем зарабатывает учитель?
— По новому учебному году пока еще точной статистики нет. В прошедшем учебном году средняя зарплата составляла порядка 50 тысяч рублей. Возвращаясь к молодым специалистам, надо признать, не все из них остаются в школе, почти половина уходит. Молодым людям нужно обеспечивать семью, поэтому они находят для себя более оплачиваемую работу. Остаются и продолжают работать лишь учителя, для которых школа — это призвание. Сейчас на работу в школы стали приходить бывшие выпускники. Такие учителя есть в каждой школе, и даже не один.
— Пенсионеры-учителя не являются сдерживающим фактором для прихода новых учителей?
— У нас нет. В связи с большим притоком детей мы каждый год нуждаемся в пополнении кадров. Да и средний возраст педагогов составляет 47 лет.
— Как обстоят дела на директорском фронте?
— К началу учебного года в двух школах сменились руководители. Раньше директора школ назначались из кадрового резерва. Теперь мы принимаем на должность директора исключительно на конкурсной основе. Если образуется вакансия директора, то на сайте размещается информация об объявлении конкурса на замещение вакантной должности. В конкурсе могут принять участие все желающие, которые подают заявку, представляют необходимый пакет документов и авторскую программу развития школы.
Для рассмотрения материалов претендентов на должность руководителя школы создана независимая комиссия, в которую входит общественность, члены совета руководителей школ, директора негосударственных образовательных организаций. Все кандидаты на должность директора защищают свои программы развития на заседании комиссии, а затем члены комиссии коллегиально принимают решение об утверждении кандидатуры того или иного претендента на должность директора.
В двух конкурсах на замещение должности директора приняли участие 5 кандидатов: 3 — в первом и 2 — во втором конкурсе. Формальных ограничений по возрасту для директоров нет. К слову, зарплата директоров в зависимости от качества их работы колеблется в пределах 70-80 тысяч рублей.
— Если не брать цифровые показатели, как Вы сможете оценить качество образования? Все-таки ЕГЭ, на мой взгляд, во многом «натаскивание» по предмету.
— Сегодня задания ЕГЭ стали сложнее, и построены они так, что «угадать ответ» практически невозможно. Лет семь-восемь назад было возможно, сейчас нет. Если ребенок не знает содержания литературного произведения, математических теорий, он не сдаст экзамены.
— Тем не менее, нижний порог баллов по русскому языку снижается.
— Это так. Хотя в практику ЕГЭ возвращается итоговое сочинение, которое пишется в декабре. Есть позитивные изменения и в качестве обученности. Мы же ориентируемся не только на результаты ЕГЭ, но и отслеживаем уровень образования в каждой параллели. И процент качества обученности растет из года в год.
— Тогда вопрос поставлю по-другому. Когда мы говорим «десятый лицей», мы сразу понимаем, что речь идет о настоящем качественном образовании в точных дисциплинах и не только. Для такого понимания не нужны проценты и баллы. А можете назвать другие образовательные учреждения, про которые можно сказать, что там образование — супер?
— Действительно, в одинцовском лицее №10, который является ресурсным центром подготовки одаренных детей, качество образования — на высоком уровне. В прошедшем году лицей вошел в ТОП-100 лучших общеобразовательных учреждений Московской области, а в 2015 году — в ТОП-500 лучших школ России. Высокое качество образования отмечается также в одинцовских лицеях №2, №6, одинцовской гимназии №4, одинцовских средних школах №5, №12. Есть успехи и у других школ района. По многим позициям лидируют Успенская, Барвихинская средние школы, Кубинская средняя школа №1 имени Героя России И. В. Ткаченко, Лесногородская школа.
— Это полуразвалившаяся школа, что ли, в Лесном городке?
— Сейчас школа отреставрирована. В ней проведен косметический ремонт и созданы необходимые условия для качественного обучения детей и профессиональной работы педагогов.
— А нет такой проблемы, как разрыв учительских поколений? Другими словами, есть ли достойная смена?
— «Звездочки» у нас есть! Во всех образовательных учреждениях, которые я назвала, есть преемственность в учительской работе. Выпускники, которые вернулись в свои школы молодыми специалистами, работают не менее результативно, чем их опытные наставники. Так что смена вполне достойная.
— Если вынести за скобки мам детей дошкольного возраста, то с какими проблемами приходят родители школьников?
— Проблема, волнующая многих родителей, — внеурочная деятельность. Ученик находится в школе с 8.30. У него — пять-шесть уроков и время на отдых. А затем еще два часа развивающих занятий по пяти направлениям: интеллектуальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, культурно-эстетическому и социальному. Занятия проводятся на базе школы. Но у нас есть еще и учреждения дополнительного образования, которые находятся за пределами школ. И родители хотят, чтобы их ребенок во второй половине дня занимался по своему индивидуальному графику. Мы стараемся учитывать пожелания родителей.
— А почему я к Вам должен обращаться? Ребенок закончил уроки и свободен.
— Это не совсем так. Эти занятия введены в рамках федерального государственного образовательного стандарта и являются обязательными и бесплатными. Ребенок находится в школе где-то до 17.00.
— Своего рода «продленка» получается?
— «Продленка» — это несколько иное. В группах продленного дня дети готовят домашние задания, отдыхают. А внеурочная деятельность — это услуги дополнительного образования. Они носят развивающий характер и предоставляются в соответствии с государственным образовательным стандартом за счет средств бюджета.
— А откуда тогда возникают разговоры, что внеурочная деятельность у нас платная? В частности, продленка?
— Государство не может удовлетворить потребности каждого родителя. Группы продленного дня ГПД работают до 18 часов, а кто-то из родителей хочет, чтобы ребенок находился в школе дольше. Это уже за его счет. На группы продленного дня есть финансовая квота. На школу полагается три-пять ГПД, они финансируются из бюджета. Все, что сверх того, — за счет родителей. Но пока бесплатных групп продленного дня у нас хватает. Надо понимать, что группы формируются по заявлениям родителей. Как будет дальше, покажет время.
— А питание за счет родителей?
— Не только, около 30% учащихся питаются в школе бесплатно.
Необходимое послесловие. Наверняка я не задал всех тех вопросов, которые можно было задать. Во-первых, объемы интервью должны иметь разумные пределы. Во-вторых, надеюсь, что это не последняя встреча с Ольгой Ляпистовой.
3.148.108.144
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
«В соответствии с ФГОС, основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Согласно п. 16 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», учащиеся имеют право на добровольное посещение занятий по внеурочной деятельности. Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, внеурочная деятельность не регламентируется, так как не носит обязательного характера.
Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением. Вопрос посещения данных занятий решается с администрацией образовательного учреждения на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Не обеспечивая детей детсадами, чиновники обеспечивают процветанию бизнесу частных детсадов. Коррупция налицо.