Наличие чека желательно, но не обязательно
Как вернуть некачественный товар обратно в магазин и получить деньги или замену, корреспонденту «НЕДЕЛИ» рассказала специалист отдела торговли, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации Одинцовского района Вероника АРИСТОВА.
- Вероника Витальевна, в каких ситуациях отказ продавца принять обратно некачественный товар и вернуть за него деньги можно считать обоснованным?
- Если продуктовый скоропортящийся товар приобретен, скажем, неделю назад до момента обращения покупателя к продавцу с претензией, в таком случае вопрос вины торгового предприятия в ненадлежащем качестве продукта становится «спорным» - ведь для каждого продукта определены свои сроки хранения с учетом соблюдения особых условий хранения. Для каждого вида продукта режимы хранения - свои, особые. Как потребитель сможет убедить сотрудников магазина в том, что эти режимы были им надлежащим образом строго соблюдены, и продукт испортился в магазине, а не у него дома? Фактически никак, посему продавец вправе усомниться в том, что исходное качество приобретенного жалобщиком продукта было несоответствующим.
- Таким образом, чтобы жалоба на качество пищевого продукта не утратила актуальность, обращение покупателя для возврата товара должно быть своевременным. Но как же и кто способен «рассудить» продавца и покупателя в подобном трудно доказуемом случае?
- Если у продавца возникли сомнения такого рода, он все равно должен принять товар, чтобы отдать его для проведения экспертизы.
- Обязательно ли покупателю иметь при себе чек на приобретенный им некачественный товар, чтобы ему вернули его стоимость, или продавец вправе удовлетворить потребительскую жалобу и без чека?
- Нет, наличие у покупателя чека желательно, но не обязательно. Согласно статье 18 п.5 Закона о защите прав потребителей, отсутствие у потребителя кассового товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.
- А если, скажем, день назад в магазине работала другая смена продавцов, и они без чека «не вспомнят» покупателя - как «пострадавший» сможет доказать, что факт продажи некачественного продукта имел место именно в этой торговой точке? Или - вдруг потребитель слукавит и попытается заставить продавца вернуть ему деньги за товар, приобретенный им в другом месте?
- Конечно, на покупателе в таком случае лежит обязанность доказать, что товар приобретен именно здесь. А подобное «лукавство», при желании сотрудников торговой точки оспорить факт в судебном порядке, будет расценено как лжесвидетельство.
В целом же такие ситуации, когда продавец наотрез отказывается признать действительно отпущенную им покупку, нетипичны. Обычно продавцы все же «узнают» свой товар. Если же речь идет о том, что товар был продан другой сменой продавцов, покупателю есть смысл дождаться, пока заступит на работу та самая смена, которая продала ему некачественный продукт. К тому же, при необходимости покупатель может назвать сотрудникам магазина число, примерное время покупки, а также сумму, на которую был приобретен продукт, и тогда по кассе можно проследить наличие факта продажи конкретного товара в конкретное время. Так что и при отсутствии на руках у потребителя товарного чека доказать факт приобретения некачественной продукции возможно, хотя и несколько сложнее, чем при наличии такового.
Беседовала Елена МОРОЗ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.16.47.89
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
- Нет, наличие у покупателя чека желательно, но не обязательно. Согласно статье 18 п.5 Закона о защите прав потребителей, отсутствие у потребителя кассового товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.
Кажется свидетеля будет достаточно.
Рисковер точка ру, раздел «действия в ситуациях»