Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

27 апреля 2020, 18:31

Коронавирус с последующей самоизоляцией развернул нашу жизнь на 180 градусов. И нравится нам или не нравится, мы все были вынуждены приспосабливаться к новой реальности.

Удалёнка, Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

Удалёнка

В том числе в области образования наших детей. Слово «удалёнка» почти так же популярно, как слово коронавирус, потому что так или иначе касается практически каждого.

Мой текст своего рода заметки постороннего, который уже много лет напрямую не связан со школой, но по-прежнему погружен в школьную тематику.

Начало вынужденного дистанционного образования можно сравнить с началом Великой Отечественной войны, когда советские войска отступали. Одна из причин заключалась в том, что отрабатывались наступательные навыки, а навыков ведения оборонительных боев не было.

Так и с «удалёнкой». Ни учителя, ни ученики, ни родители оказались не готовы.

«Из анализа инфраструктурной обеспеченности школ, который провели Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, следует, что соответствующими возможностями обладают не более 25% обучающихся».

Компьютеризация школ имеет косвенное отношение к дистанционному образованию в условиях самоизоляции. И ученики, и учителя работают из дома. А у каждого конкретного учителя и конкретной семьи ученика технические возможности самые разные.

Например, в Петербурге из 507 тысяч школьников почти у 17 тысяч дома нет компьютерной техники и выхода в интернет. А Питер какая-никакая культурная столица. Губернатор Санкт-Петербурга обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков.

По Одинцово подобной статистики нет. Но знаю точно, что немало школьников не имеют компьютеров или ноутбуков. А с учётом того, что в некоторых семьях по два-три школьника, имела место серьёзная проблема с доступом работы на «удалёнке». Не будем забывать, что и у учителей есть дети школьного возраста. Поэтому первая неделя дистанционная образования паника и нервотрёпка для учеников, учителей и родителей. Особенно для родителей, которые по большей части впервые так плотно столкнулись с образовательным процессом своих детей без возможности выйти из четырёх стен.

Экстремальная ситуация обнажила ещё одну образовательную проблему. Школа, и учитель в частности, не готовы к дистанту. Это признаёт министр просвещения Сергей Кравцов:

«Конечно, не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком.

… Школы пришлось в буквальном смысле закрыть, и в течение нескольких дней пересадить всю страну из-за парт, если так можно выразиться, на электронные площадки. Конечно, это получилось далеко не сразу и не везде».

Нет программ, нет методик для учителей. Не случайно говорят, что учитель дистанционного обучения совсем другая профессия. И программы, и методики буквально рождаются на ходу. Можно сказать, что сегодня процесс формального образования стабилизировался. Процесс уроков, презентаций, конференций более-менее отлажен.

На «удалёнке», Образовательный разврат. Несколько слов об «удалёнке»

На «удалёнке»

Но самый глобальный и в буквальном смысле больной вопрос — здоровье детей. Дети на удалённом обучении в условиях самоизоляции однозначно рискуют своим здоровьем. И психическим, и физическим. Уроки в зависимости от возраста длятся от двух до четырёх часов с перерывами. Часть детей также удалённо занимаются музыкой или иностранным языком. Плюс какое-то личное время в гаджетах. Компьютерный перегруз получается запредельным. Большинство семей проживают в квартирах. Шансы выйти на свежий воздух минимальны. Погулять с собакой или, если родители сознательно идут на нарушение самоизоляции. Возникает сакраментальный вопрос. Стоит ли дистанционного обучение того, чтобы подвергать потенциальным и реальным рискам детское здоровье.

Нет, внешне всё благообразно. Учитель что-то рассказывает, дети вроде бы слушают (не проверить), выполняют домашние задания. Посещаемость онлайн уроков близка к 100%. Отметки — душа радуется. Сплошь 4 и 5. Правда, за этим виртуальным почти имперским фасадом скрывается проблема, которая плавно перетекла из реальной школы, обретя ещё большие масштабы. Профанация образования.

В ряде московских школ и одинцовских тоже (знаю точно) есть неофициальная, но достаточно настойчивая рекомендация от администрации. Не ставить неудовлетворительных отметок. Мол, не надо травмировать ребёнка. Кабы чего не вышло. Руководство школ стремится угодить родителям, управлению образованию, министерству. Руководство некоторых школ обеспокоены не качеством образования, а только тем, чтобы «не загреметь на зону». Красную. Но если уж на зону, то на «зелёную».

Ужасно неправильно. Это то, что я всегда называл «образовательным развратом». Дети очень чутко чувствуют такие вещи. В некоторых школах максимум домашних заданий для самостоятельного изучения. Можно поставить галочку — дистанционное обучение ведётся. Да и потом. Домашние задания практически единственный источник отметок. Гугл в помощь, и домашнее задание готово. Практически все ответы к заданиям, начиная с учебника и заканчивая тестами на различных платформах, есть в интернете.

Урок длится 30 минут. На фронтальную, а уж тем более индивидуальную работу времени нет. В свете того, чтобы не ставить неудовлетворительные отметки, может быть и хорошо.

Такой показательный пример. Учительница дала мини-диктант из пяти предложений. Попросила его переслать через 5 минут. Кто выполнил просьбу, получили 2-3. Кто не выполнил и переслал диктант через час — два, написали без ошибок. Всё тот же Гугл в помощь.

И ради чего всё это. Кто учился хорошо и с интересом в реальной школе, тот точно так же учится и в виртуальной. Кто не учился, тот и не учится. Ничего нового.

Наверное, было бы логичнее и правильнее закончить учебный год досрочно. Тем более, регионам такое право предоставлено. А уже в новом учебном году по скорректированным программам навёрстывать упущенное. В таком предложении есть свои «подводные камни». От безделья и неумения себя занять взвоют и дети, и родители.

В качестве эпилога. Опрос SuperJob»a

Вопрос: «Родители, хотели бы вы, чтобы после карантина ваши дети остались на дистанционном обучении или вернулись в классы».

Ответ: «Остались на дистанционном 2%. Вернулись в классы 91%».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.

18.226.200.180

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
7 565
alionka666
лично#
В детстве я о таком даже мечтать не смела
zaika
лично#
Моя мелкая в колледж на низком старте, учёба конечно, но тусовка off-line ещё интересней…На ДР тортиком он лайн всех «угощала», истомились дома, это верно…
like1
лично#
Онлайн обучение не подходит абсолютно для полноценного развития ребёнка. Плохо для глаз и ушей, уже через полгода половина оглохнут от гарнитуры и ослепнут ещё сильнее. Поток информации с разных ресурсов, который дети неспособны упорядочить, взрослым то сложно одновременно в watsap и с кучи других платформ информацию упорядочить. Получается, что учителю надо быть не учителем, а ещё и IT ком, элемент творчества так вообще исключен при таком формате. Да и вообще, если есть информация в компе (сети), то это не говорит о том, что это обучение (смотрю в книгу и вижу фигу). А глупое общество идёт к деградации и живёт инстиктом. Умные ещё будут думать как выжить, у глупых сразу сработают инстинкты…P/s: сейчас ещё очень сильно страдают дети, занимающиеся спортом. Об этом видимо вообще никто не думает. Мне вообще кажется, что, если родителям и их детям нравится дистанционка, то им надо к психологу, так как коммуниуативные и прочие навыки для выживания в обществе у них точно отсутствуют
like1
лично#
alionka666: В детстве я о таком даже мечтать не смела
Зачем вам информация, если вы не можете её применить? Знания без умений и навыков ничто.
Аленка, вы уже нашли работу или все обучаетесь, гуляя по инету?
alionka666
лично#
like1: Аленка, вы уже нашли работу или все обучаетесь, гуляя по инету?
Искать сейчас бесполезно — все нормальные работодатели закрыты, а чтоб на удалёнке работать, надо в Краснодаре жить или другом дешёвом регионе
like1: Зачем вам информация, если вы не можете её применить? Знания без умений и навыков ничто.
У меня знаний и умений выше крыши, а на работу не берут из-за возраста и болезненной внешности. А сейчас похудею, и вообще за наркошу принимать будут
ma333
лично#
Не представляю, как с дистанционкой справляются ученики средней и старшей школы. Особенно средней. У них еще нет такой степени продвинутости в освоении компьютерных технологий, как у старшеклассников, но уже много предметов и учителей. Разговаривали с подругой, она классный руководитель седьмого класса, проблем действительно хватает. В первую очередь, она называет отсутствие единых рекомендаций. Каждый учитель, кто во что горазд, предлагает свою платформу, тут и рэш, и учи.ру, и фоксворд…Презентации, видеоуроки, разные способы объяснения одних и тех же тем. Пока нет отбора, идет процесс попытки объятия необъятного, путаница в головах учеников достигает угрожающих масштабов. С этим справиться может только время и регулярный анализ ситуации.

Лично от себя-мы первоклассники. Школа очень простая, не гимназия, однако техникой вроде все обеспечены. У кого несколько школьников дома, приходится доставать металлолом или подключать к работе телефоны. ВКС начались недавно. Мы занимаемся он-лайн английским в маленькой группе, поэтому сравнить есть с чем.
В той форме, в которой проходят уроки, это весьма утомительное занятие. Двадцать пять первоклассников плюс родители, фоновый шум, неотключенные микрофоны и бедный учитель, пытающийся в этих условиях посеять «разумное, доброе, вечное». Конечно, оптимально было бы «разбивать» малышей хотя бы на две-три группы. Но пока не до того. Учителю, конечно, респект. Каждый день присылает занятия, проверяет отправленные фото и видео работ. И плюс еще масса организационных моментов. Трудно педагогам никак не меньше нашего. Может, действительно сдвинуть каникулы на полмесяца, а начать учиться с 15 августа? Если коронавирус позволит.
like1
лично#
alionka666: Искать сейчас бесполезно — все нормальные работодатели закрыты, а чтоб на удалёнке работать, надо в Краснодаре жить или другом дешёвом регионе
Двое моих знакомых нашли себе новое место трудоустпрйства. Есть кто просто пересмотрел формат работы вообще, малый бизнес он вообще быстро перестраивается.
Им удаленка помогла открыть новые возможности.
like1
лично#
alionka666: У меня знаний и умений выше крыши, а на работу не берут из-за возраста и болезненной внешности. А сейчас похудею, и вообще за наркошу принимать будут
На удалённой работе вас вообще никто видеть не будет и ездить никуда не надо.
ma333
лично#
like1: Онлайн обучение не подходит абсолютно для полноценного развития ребёнка.
Если вы имеете ввиду полный переход на он-лайн обучение, то безусловно. Но в некоторых случаях это удобно и полезно. Что касается нашей теперешней ситуации — это форс-мажор, и относиться к этому надо соответствующе.
alionka666
лично#
like1: На удалённой работе вас вообще никто видеть не будет и ездить никуда не надо.
Там больше 20 тыщ в месяц не предлагают
like1
лично#
alionka666: Там больше 20 тыщ в месяц не предлагают
У вас заканчиваются продукты. При удаленке не надо ездить никуда. Может проще 20ку заработать, чем просто сидеть и учиться, гуляя по инету.
like1
лично#
ma333: Если вы имеете ввиду полный переход на он-лайн обучение, то безусловно. Но в некоторых случаях это удобно и полезно. Что касается нашей теперешней ситуации — это форс-мажор, и относиться к этому надо соответствующе.
А вы на данный момент работаете? Одновременно и с ребёнком сидите онлай и работаете? Может вас просто спасает совместное проживание с бабушками и дедушками?
ma333
лично#
like1: У вас заканчиваются продукты. При удаленке не надо ездить никуда. Может проще 20ку заработать, чем просто сидеть и учиться, гуляя по инету.
Тем более при улучшении обстановки можно попробовать совместить с другой работой.
zaika
лично#
alionka666: Там больше 20 тыщ в месяц не предлагают
Две вакансии взять, соразмерно своим силам и временем…
ЗЫ: Перед Янсом извиняюсь, не по теме…
alionka666
лично#
like1: Может проще 20ку заработать, чем просто сидеть и учиться, гуляя по инету.
А, где гарантия, что не кинут? Я даже доехать до офиса и посмотреть, существует ли такая фирма, не смогу
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи