Жестокие дети
Как они появляются? Из неблагополучных семей, из неблагополучных дошкольных и школьных учреждений, из неблагополучного общества… Или есть другие причины? В проблеме разбирался корреспондент «НЕДЕЛИ» Камал АЛАМОВ.
Вы, уважаемые читатели, наверняка помните статьи в «Одинцовской неделе» - «Последний стакан» и «Мы идем к фашизму». В первой публикации были такие строки: «Убийца угрозами все-таки заставил своего несовершеннолетнего брата взять окровавленный топор и нанести несколько ударов топором в область головы. Однако Н. сымитировал два удара, не причинив ему никаких повреждений, после чего отбросил топор в сторону». А во второй публикации рассказывалось, что несовершеннолетние приняли активное участие в убийстве пожилого армянина в электричке. Подростки временами бывают жестоки.
Нередко мне звонят сами ребята и просят о помощи. Так поступили Егор Григорьев из дома № 30 по ул. Северная, Ольга Яковлева из дома № 3 по ул. М. Жукова, Андрей Силаев из дома № 9 по Можайскому шоссе - всего 11 человек. Члены Одинцовской ДНД выезжали на место и помогали решать сложные ситуации. О некоторых из них хочу рассказать.
Пятиклассник Боря (по кличке Ельцин) называет себя вольным казаком. Мать Бориса - любительница выпить - наказывает ему каждодневно: «Иди в лес сынок, дыши кислородом, качай мускулы, может, каким-нибудь рэкетиром будешь. Вон они на каких тачках катаются, сколько денег имеют». 15 августа Борис с Колей забрели в лес напротив улицы Северной. Там они встретили четвероклассника Андрея, тоже далеко не из благополучной семьи. Развлечение у него есть - уток стрелять в лесу. Борис решил показать свою власть и приказал Коле ударить Андрея. «Иначе я сам тебя ударю», - стал угрожать он. «Тебе надо, сам и бей», - ответил Коля. Боря ударил Николая по лицу кулаком и наблюдал за ним, упиваясь властью.
Дружинники взяли шефство над этими мальчишками. Детям нужны уроки милосердия. А кто им их даст? Их родителям не до них. Школа открещивается от «проблемных» детей. Множество организаций, которые занимались прямо или косвенно этим раньше, упразднены, закрыты. Посчитали их ненужными. Вот и станут тысячи подобных детей бандитами, рэкетирами и т.п. Расправитьдушу трудного ребенка - одна из важнейших и трудных задач воспитателя, учителя.
Первым учителем моего младшего сына Рустама, ныне офицера МВД РФ, был замечательный педагог, инженер человеческих душ - Раиса Михайловна Кочергина, до пенсии проработавшая в школе № 13 города Одинцово. Она отличалась добротой, мягкостью, особой заботой и вниманием к детям и к нам, родителям. Это и закономерно, ведь на ее попечении находились первоклассники, почти ничего не знающие и не умеющие. Она как вторая мать защищала их от обидчиков, от несправедливости. Раиса Михайловна часто повторяла на родительских собраниях: «Легче сделать ученика образованным, чем утвердить в его душе уважение к другому человеку как высшую ценность, чтобы с детства ребёнок стал другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем». Ее больше всего волновало равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному, расстраивала детская жестокость. Особенно встревожили учительницу поступки двух мальчиков. У них была какая-то страсть к уничтожению воробьиных гнезд. Они рассказывали, что бросали птенцов в канализационную трубу. «Воробьи долго пищат, а мы слушаем», - объясняли мальчишки свои поступки. И самое ужасное, что дети не понимали своей жестокости и равнодушия к красоте и жизни. На одной из прогулок в поле дети нашли птенца. И Раиса Михайловна решила рассказать им о перелетных птицах, что осенью все они собираются в далекий путь, а в опустевших полях остаются одинокие птички - больные, слабые... А впереди суровая зима с метелями и морозами. Что же ожидает их зимой? Скорей всего, они замерзнут. «А кто из вас не знает, как в мороз хочется отогреться в теплом помещении? А птичке деваться некуда, некому ее приютить. Давайте поместим птенца в теплый уголок и не дадим ему погибнуть. Сделаем гнездышко, пусть себе ожидает весны»... И дети стали наперебой предлагать, как устроить жилище жаворонка. Каждому хотелось взять птичку к себе домой. Но решили принести его в школу, кормить и лечить, чтобы весной отпустить на волю. И все ребята приходили к птенцу, малыши приносили корм. Забота о живом и прекрасном постепенно вошлав жизнь детей.
Таких учителей, как Раиса Михайловна, по-моему, нет давно. Иначе не было бы сейчас у нас столько жестоких детей.
Вот недавно я встретил знакомую девочку - 13-летнюю Дашу. «Знаете, кому я завидую?» - спросила она меня. - «Тем, кто умеет любить и жалеть. Я этого чувства не знаю. И меня ни дома, ни в школе не научили жалеть. Без конца твердили, что жалость унижает человека. Дядя Камал, так ли это? Недавно я заметила, что смеюсь над ребятами, которым вдруг станет больно. В минуты горя не могу найти слова для своих друзей, чтобы их утешить. Я знаю, что тут что-то не так. Помогите мне разобраться! » Я-то девочке помогу. Почти четверть века моя профессия была связана с перевоспитанием трудных людей. Годы труда, поисков, огорчений и удач научили меня не торопиться с поспешными выводами. Но интересно услышать и мнения других людей. Почему все-таки дети в наше время становятся более жестокими?
Камал АЛАМОВ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.144.89.42
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
где ж этот человек... ?
на то, какими, вырастают дети, очень сильно влияет их ближайшее окружение, воспитание... да и общество, в целом... количество сирот, детей-монстров, наркоманов, проституток, алкоголиков, бомжей, преступников и т.д. отражает общество, в котором мы живём....
и как не трудно догадаться, наше общество далеко не идеально....далеко...
Этопесдетс. Ржу,как конь. Афтар жжот,Ильф и Петров отдыхают.