Первые автобусы

26 декабря 2006, 18:14

В конце 1960-х гг. в Одинцове появился самый первый городской маршрут автобуса - современная «двойка», связавшая железнодорожную станцию Одинцово и новые городские микрорайоны на Молодежной, Садовой и Северной улицах. Первоначально на этом маршруте ездили автобусы ЛиАЗ-158 (на фото), в середине 1970-х их сменили широко известные ЛиАЗы 677-й модели, благополучно возившие одинцовцев до начала XXI века. Наверняка многие из вас не раз задавались вопросом, почему маршрут этого автобуса так извилист, зачем ехать через Отрадное, чтобы попасть на улицу Жукова? Но все очень просто - многих улиц тогда просто не существовало и единственной магистралью, которая соединяла новые 1, 2 и 3 микрорайоны города с Можайским шоссе, была Садовая улица. Во второй половине 1960-х понятие «город Одинцово» относилось в большей степени к новым районам на Молодежной, Северной и Парковой (ныне ул. Жукова) улицах, чем к частным домам и дачам вокруг станции и вдоль Можайского шоссе. Поэтому таблички на автобусах «ст. Одинцово - г. Одинцово» ни у кого не вызывали иронии. Первоначально автобус второго маршрута ходил по бульвару Любы Новоселовой, и лишь спустя несколько лет, когда застроили ул. Маршала Бирюзова, маршрут изменился.

ЛиАЗ 158

Хотелось бы также рассказать и об истории этого легендарного автобуса ЛиАЗ-677. Не одно поколение одинцовцев помнит эти автобусы, исчезнувшие с городских улиц всего несколько лет назад. Проектирование этой модели началось в 1962 году, в процессе использовались разработки конструкторов ЗИЛа (Завода имени Лихачева), и уже осенью того же, 1962 года, на ЛиАЗе был построен первый образец. Надо заметить, что Ликинский автобусный завод превратился к тому времени в крупное производственное объединение. Так, в 1965 году на ЛиАЗе было выпущено уже 6200 автобусов ЛиАЗ-158. И в том же году была официально завершена разработка городского автобуса большой вместимости (на 110 пассажиров) новой модели - ЛиАЗ-677. Осенью 1966 г. новая машина была принята государственной комиссией и рекомендована к серийному производству. За создание автобуса ЛиАЗ-677 большая группа работников завода была награждена медалями ВДНХ.

Весной 1968 г. начался серийный выпуск машин новой модели на конвейере ЛиАЗа, и с 1971 г. началось массовое производство новых автобусов, их выпуск в течение девятой пятилетки удвоился. В 1978 году ЛиАЗ-677 был модернизирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Изменения коснулись, главным образом, отделки салона и внешнего оформления кузова (появились бамперы, потолочные люки, новые световые приборы). В начале 1980-х годов автобусы стали окрашиваться в желтый цвет. И ещё более 15 лет ЛиАЗ-677М выпускался заводом без каких-либо серьезных изменений. Большинству сегодняшних пассажиров этот великолепный автобус запомнился именно таким - исключительно плавный ход и на удивление удобные сиденья, уникальная для пиковых часов вместительность салона, к тому же он теплый даже в самую холодную погоду, никогда не замерзающие и не запотевающие маршрутоуказатели, яркая, праздничная желтая или красная окраска кузова. Производство автобусов ЛиАЗ-677 в Ликино продолжалось до 7 августа 1994 года. Всего было изготовлено около 200 тыс. автобусов семейства ЛиАЗ-677. 7133 автобуса поставлено на экспорт в 16 стран мира.

Окончательно производство автобусов ЛиАЗ-677 было остановлено на Ликинском автобусном заводе в 1994 году в связи с демонтажом сборочного конвейера. За свою 35-летнюю историю автобус получал различные отзывы - от абсолютно положительных (прежде всего, с точки зрения пассажиров) до крайне отрицательных (прежде всего, с точки зрения водителей). ЛиАЗ-677 имел десятки прозвищ как обидных, так и ласковых («луноход», «скотовоз», «божья коровка», «чудак» и др.). И в то же время в большинстве советских кинофильмов 70-80-х годов в “автобусных” эпизодах использовались эти модели. Именно эти дешевые и надежные автобусы во многом решали проблемы пассажироперевозок во многих городах бывшего Союза, и в Одинцове в том числе, в течение почти четырех десятков лет, за что надлежит сказать им огромное спасибо.

Материалы подготовил Василий МАКАРЧИКОВ

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.142.130.242

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
6 198
Kiruxa
лично#
Russian автобусы
NonDaturis
лично#
А я помню эти "легендарные автобусы"! Не 677-ой, а именно 158-ой! Отлично помню - сиденья мягкие были и вентиляции никакой. Шупер!
Olegus
лично#
я их тоже помню... по Москве... 116-й такой долго ходил... а еще ведь троллейбусы похожие были, до прямоугольных
Vasil
лично#
Вот он какой 677:


Вот он какой 677
spa
лично#
кстати о автобусах
здесь расписание по одинцову и району-(www.mostransavto.ru/)
может надо кому?
на сайте ссылка на опатп битая...
Журавлев
#
Ну, такой "скотовоз" в идеальном состоянии можно только на выставках и увидеть. В малых провинциальных российских городах такие до сих пор в изобилии ездят. вернее, "доезживают" свои дни. их ещё в АТП умудряются чинить - что-там подваривать, подделывать, приделывать...
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи