«ДЕТСТВО НА БЕРЕГУ РЕКИ»: впечатления
Побывал на премьерном показе фильма «Детство на берегу реки» режиссера-документалиста Юлии Киселевой.
Фильм очень простой и тревожный: зеленое, благоухающее лето, отсутствие интернета и новостей, тишина и «согласное гуденье насекомых», а посредине этого мира — девочка, которая стремительно взрослеет. Маша, главная героиня фильма, старшеклассница из северной деревни Политово, прощается с прошлым, чтобы уехать на переполненном автобусе хоть куда-нибудь, и поскорее, хотя раньше это место казалось ей самым красивым на земле.
Фильм про то, как сходит на нет российская деревня, о том, как тяжело тем, кому сейчас семнадцать. Сказочная природа (с удивительной пластичностью снятая оператором фильма Сергеем Петригой) героине оказывается не нужна, так же, как и традиционная культура. И пока бабульки за столом поют народную песню, Маша играет в компьютерную стрелялку, — она уже не здесь, она их не слышит. А раньше, как Маша сама рассказывала когда-то, она мечтала построить здесь больницу и лечить людей. Теперь её единственное развлечение — «музыкально-тематическая дискотека», где пьяные пацаны нескладно раскачиваются в такт.
Юлия Киселева демонстрирует из фильма в фильм сильную режиссерскую волю, смело берет трудные темы. Она снимала в домах престарелых («Широкие объятия»), создала хронику бригады скорой помощи («Про клятву Гиппократа») и теперь пошла на новый риск, отправившись в экспедицию к повзрослевшей героине своего раннего фильма «Солнечный день»…
Киселева внедряется в так называемую простую жизнь, чтобы показать, как люди живут и выживают — без глянца, но и без чернухи. В «Детстве» тоже виден вдумчивый взгляд, честность и внимание к тихой жизни страны. (Одноклассница героини, к примеру, подрабатывает тем, что клеит календарики для «Единой России»: политика её не интересует, это заработок такой.)
Река, на берегу которой находится родная деревня Маши, — ещё один важный персонаж фильма. Раньше она была полноводной, а теперь заметно обмелела. Камера позволяет схватить уходящую натуру, исчезающую жизнь и красоту. «Детство» становится попыткой понять, что с нами происходит, что мы теряем прямо сейчас, даже если этого сами не замечаем.
И Матхаус, не представляешь себе как тогда люди жили! Да наелись в конце-концов и то хорошо! Ибо в царское время и этого не было! Бомбы не падают, так совсем замечательно! И сколько сил и средств было потрачено государством на обеспечение мирного неба! И тогда люди так хорошо знали, что такое война, что и сейчас говорят — лишь бы не было войны! Нет?
И потребление мяса на душу населения в Советские годы было куда как больше, чем сейчас! Да еще, надо учесть, что и численность населения с каждым капиталистическим годом все меньше и меньше. Так что на душу населения сейчас то должно быть куда как больше, чем тогда! Но не выходит!
А сейчас все в развале (судя даже по основному материалу Федора Ер.), но потребление выше! Молодцы! Вот так надо и знай наших!
Все эти забугорные аналитики пусть с ума повылазят от наших статцифр! И нечего их жалеть, главное, чтобы наши больше не спрашивали от чего и почему.
А кому шестнадцать и девятнадцать немножечко полегче?
Я извеняюсь.