Насколько протест на Уолл-Стрит понятен в России?!
На минувших выходных во Франции прошло совещание министров финансов стран «G20», главной темой которого стал нарастающий кризис еврозоны. Напомню, что по всей Европе проходят массовые акции протеста, вызванные недовольством граждан финансовой политикой своих правительств. Народные выступления и забастовки прошли во Франции, а также в Италии и Греции. Моя подруга, живущая в Риме, так охарактеризовала ситуацию: «у нас только и делают, что бастуют, не страна, а бастующий сапог».
«К 19-20 октября все министерства будут в осаде, их окружат те, кто хочет отставки правительства. Терпеть мы больше не можем!» — цитируют главу профсоюза таксистов Аттики (Греция) Ефимиоса Либеропулоса «Вести.Ru».
Через океан, в Нью-Йорке, проходят акции протеста под лозунгом «Захвати Уолл-Стрит». Как сообщил в субботу интернет-канал «RT», выступления граждан в поддержку этого лозунга прошли по всему миру: в Америке, Азии и Европе. Полиция уже произвела первые аресты.
В связи с этим почему-то вспоминаются недавние события в Брянске: сбитый на пешеходном переходе ребенок и стихийный митинг, на котором люди требовали наказать виновницу аварии. Следует отметить, что это выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Однако, боюсь, за драматическими подробностями мало кто задумался над истинной сутью происходящего с точки зрения масштабов страны. И правда, смакуя подробности, ища виноватых или снисходительно посмеиваясь над простоватостью народного выступления, можно не заметить леса из-за деревьев.
В свете предстоящих выборов в Государственную Думу на форумах все чаще слышны недовольные голоса. Критиковать правительство было модно во все времена. Но слушая рассуждения людей, все сильнее склоняешься к мысли, что, как сказал Игорь Губерман, «Мы варимся в странном компоте, Где врут за глаза и в глаза, Где каждый в отдельности против, А вместе — решительно за». Я бы еще добавила о пристрастии врать не только другим, но и себе.
Большинство высказываний недовольных можно свести к трем общим местам: 1. На выборы идти нет смысла — все решено за нас, 2. Правительство и ЕР — коррупционеры, воры и негодяи, 3. В стране/ обществе/судах/армии/образовании/медицине — беспредел.
Слова льются потоком. Фразы красочны и образны, полет мысли несомненен. Но вот спрашиваешь каждого недовольного, а что он лично сделал, чтобы это предотвратить? И слышишь в ответ невнятное блеянье о сером быдле, которое, дескать, мешает в России прийти к власти честным людям.
Давайте разберемся с быдлом. В последнее время стало модным презирать. Откуда это пошло — бог знает. Но факт налицо. Столица презирает провинциалов, провинциалы озлоблены на столицу. Верующие поносят атеистов, атеисты потешаются над верующими. Чиновники разных мастей, начиная с личной прислуги «шишек», презирают простых граждан, простые граждане требуют «упечь» зарвавшихся чинуш. Водители готовы наплевать на ПДД и пешеходов, пешеходы готовы растерзать распоясавшихся водителей. Предприниматели презирают безынициативный офисный планктон, планктон с ненавистью шушукается за спиной работодателей. Продолжать можно до бесконечности. Неуважение к окружающим поразило наш народ, как смертельный вирус ослабленный организм. А между тем все идет своим чередом: законы пишутся, суды выносят решения, правители и бизнес живут по своим «понятиям». Потому-то и выглядят нелепо люди, кичащиеся своей неповторимой индивидуальностью, но попадающие под влияние глупых стереотипов. Парадоксально, но именно те, кто кричат о быдле, им и являются. Это так просто — презирать других, гораздо проще, чем заставить уважать себя.
Согласитесь, как власть может считаться с интересами граждан, если граждане не требуют от нее уважения к себе и готовы простить все? Каждый, кто попадает «к кормушке», искренне верит в свою безнаказанность, поскольку терпимость общества к попранию законов безгранична. Более того, «низы» вполне разделяют такую позицию. Наше общество коррумпировано до основания. И так было еще со времен совка: уважаемым человеком был не только чиновник, но и аптекарь, через которого можно было достать лекарство, и хамка — продавщица, у которой под прилавком лежал дефицитный товар.
Поэтому хочется перефразировать слова Булгакова: «Когда эти баритоны кричат «бей коррупцию!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!»
Проще всего бороться с абстрактной несправедливостью, рассуждая на форумах о реалиях современной России. Но у многих ли хватит гражданской смелости поступить так, как мой знакомый из РАН? Он просто однажды взял и вышел на одну из центральных улиц Москвы с плакатом, отражавшим его требования к власти, на одиночный пикет. Да, его «забрали». К счастью, отделался отсидкой в КПЗ и штрафом. Скажу честно, у меня не хватило бы духу на такое. Но я горжусь, что у меня есть такие друзья. Это поступок мужчины и гражданина.
К сожалению, такие примеры единичны. В общественном сознании почему-то прочно пролегла разделительная полоса между «я» и «прочая масса». Эта полоса стала полосой отчуждения и равнодушия к общим проблемам. Как результат — пассивность, граничащая с попустительством.
Помнится, как в юности, перечитывая Эфраима Севелу, я смеялась над описанием вечерних прогулок советских мигрантов по Нью-Йорку: он идет, «намотав на руку велосипедную цепь», она — «сунув в рукав кухонный нож». Сегодня это описание совсем не кажется смешным. Скорее, испытываешь зависть. Ведь сейчас на родине мы не можем себе позволить даже это из боязни, что тебя обвинят в превышении самообороны. Обвинят собственные добропорядочные сограждане, которые считают что преступность их не касается, а ты виноват уж тем, что имел глупость выйти на улицу подышать свежим воздухом перед сном. Эти разумные господа никогда не теряют бдительность, переходя через дорогу, ускоряют шаг, если рядом что-то происходит, принципиально не голосуют, считая глупым терять на это время, и уверены, что государство должно заботиться о них без каких-либо напоминаний. А если этого не происходит, наступает разочарование и апатия.
Общество сидит и ждет, что кто-то решит за него все вопросы. Эта вера в «доброго царя» прослеживается во всем. В том числе и в поиске «честных людей». Ругая власть, большинство и не задумывается, что любая политическая партия лишь отражает интересы отдельной группы населения, не более того. И нуждается в постоянном контроле со стороны других социальных групп. Ведь согласитесь, понимание того, что ему нужно от власти у каждого свое. И политика, проводимая в стране, должна быть результатом консенсуса между различными мнениями. Но эта вера в «доброго царя», который сможет угодить «всем и сразу, и чтоб никто не ушел обиженным» напрочь исключает возможность такого консенсуса. И ведет в никуда, поскольку непогрешимого «доброго и справедливого царя» нам придется ждать до Второго Пришествия.
Теперь давайте вернемся к событиям в Брянске. Надо полагать, что в ближайшие полгода водители там будут реже нарушать ПДД. Гораздо реже, учитывая ту травлю, которая была устроена на незадачливую девицу, сбившую мать и ребенка. Да и в остальных регионах, думаю, многие станут осторожнее. С другой стороны, перед нами бесценный опыт преодоления инерции старых путей. Преодоление в себе стратегии поведения быдла, того самого, страдающего презрением. Ведь только оно отличается неуважением к окружающим его людям и пассивным равнодушием: убили тебя — сам виноват. Да, в этом выступлении еще много стихийного, присутствует элемент озлобленности, но мы видим, как более тысячи людей объединились перед лицом горя одной семьи, выразили сочувствие и потребовали во весь голос чего-то от власти.
В заключение хочется процитировать слова из одного известного кинофильма: «Меня не интересует, почему «нет», меня интересует, что вы сделали, чтобы было «да».
А что может рядовой гражданин?
Во-первых, проголосовать. И совсем не для того, чтобы в Думу прошли «честные и неподкупные», а для того, чтобы в ней было представлено максимальное количество партий, которые поймут, что за голоса избирателей надо бороться, в первую очередь, действиями, а не популистскими трюками вроде повышения зарплат учителям накануне выборов (можно подумать, раньше на это времени не было).
Во-вторых, начинать потихоньку вытравливать быдло из себя самого. Начать с презрения к окружающим, с равнодушия и озлобленности, с трусости, подлости и глупости. Просто оглянуться вокруг и посмотреть, а кто, собственно, рядом, чем живут эти люди и не нужна ли им ваша помощь.
И, в третьих, учиться выражать свое мнение. Начинать с чего-то простого: не дать вырубить сквер, выступить против сноса памятника архитектуры или привлечь к суду хама. Ведь если смотреть по степени народного недовольства, выраженного в акциях протеста, то может показаться, что по сравнению с Европой и США у нас все идет отлично. Кто-то скажет мне — это долгий путь. Согласна. Но это еще и единственный путь. Можно сменить власть силовыми методами, но нельзя перестать быть рабом, если у тебя психология раба. Мы это уже проходили.
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: