Александр Гладышев: «Люди сами должны решить, что для них важнее — название или суть»
2 ДЕКАБРЯ 2007 года в Голицыно, Кубинке, Больших Вязёмах, Заречье, Новоивановском и Лесном Городке пройдут референдумы по вопросу преобразования указанных населенных пунктов в поселки.
«ОДИНЦОВСКАЯ НЕДЕЛЯ» на своих страницах уже не раз рассказывала об этой инициативе. Эта тема вызывает живой интерес наших читателей, газете задают немало вопросов. В этом номере мы публикуем ответы. Многие из них вы найдете и в интервью главы Одинцовского района, которое Александр ГЛАДЫШЕВ дал в эфире телерадиокомпании «Одинцово».
— Сразу скажу, что идея проведения референдума, идея сохранения единства района путем объединения в городской округ была инициирована не мной. Изначально с этим предложением вышли главы четырех поселений района Кубинки, Заречья, Ершово и Новоивановского. Они прекрасно помнят о том, что до 2005 года, пока не вступил в силу новый закон «О местном самоуправлении», на территории Одинцовского района у глав поселений были все полномочия. Я был единственным главой района в Российской Федерации, который передал основные полномочия поселениям. Все решалось на местах, жителям не нужно было ездить в Одинцово за каждой бумажкой — всеми правами оформления земли, строительства (кроме строительства крупных объектов) были наделены главы. Но, когда мы частично перешли на новый закон, многих полномочий главы лишились. Еще более серьезное ограничение произойдет в 2009 году, когда закон полностью вступит в силу. Даже полномочия в области культуры, музейного и библиотечного дела станут районными. Сейчас, например, заработную плату библиотечные работники получают на местах, а с 2009 года все бухгалтеры будут приезжать за деньгами в район. Процесс усложнится даже в этом.
Суть предложения глав — инициаторов создания единого округа была в том, чтобы вернуть полномочия на места, сохранив при этом все возможности, которые дает сильный консолидированный бюджет, сохранив единую систему образования, здравоохранения, сохранив все льготы для малообеспеченных жителей района. Однако по закону в городской округ может входить один город и другие населенные пункты поселки, села, деревни. А у нас сегодня, помимо города Одинцово, в составе района есть еще 6 городских поселений. Поэтому главы и предложили обратиться к нашему губернатору Борису Всеволодовичу Громову с просьбой преобразовать города и рабочие поселки района в поселки сельского типа. Но я знаю, что, в частности, многие жители Голицыно хотели, чтобы их поселок получил статус города. Поэтому я настоял на том, чтобы данный вопрос не только получил «добро» губернатора, но и был вынесен на общее решение — на референдум. Люди должны сами решить — сохранить единство района или жить в отдельном муниципальном образовании.
Другой вопрос в том, что Голицыно, Кубинка, Заречье, Большие Вяземы, Новоивановское и Лесной Городок с новым городским статусом не приобрели ничего, кроме названия, а жители многое потеряли. Став «городскими», выросли тарифы на электроэнергию, педагоги и медики лишились 25-процентной надбавки к заработной плате, у женщин увеличился на 1 час рабочий день. Если для классного руководства в сельской школе необходимо было иметь 16 детей в классе, то в городской — уже 24. В городе на школьное питание выделяется 4 тысячи рублей на ребенка, а в сельской школе — 10 тысяч рублей и т. д. Это лишь то, что лежит на поверхности, но я уверен, что многие люди об этом даже не знают или просто не задумывались. А каждый из этих факторов существенно влияет на жизнь наших граждан, на работу школ, учреждений здравоохранения.
Но еще раз повторю, люди сами должны решить, что для них важнее — название или суть, статус города или возможность жить в городских условиях при сохранении всех сельских льгот и льгот, которые дает единый бюджет. Поэтому предстоящий референдум — это первый, но очень важный шаг на пути преобразования района в единый городской округ. Если референдум состоится, то вторым этапом станет голосование по объединению всех поселений Одинцовского района в городской округ.
Плюсы такого предложения наших глав очевидны, и я, конечно же, поддержал их инициативу. Проконсультировался с ведущими российскими юристами, членами Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации, председателем комитета по местному самоуправлению Государственной Думы Владимиром Мокрым. Владимир Семенович отметил, что этот путь абсолютно законный, но наиболее демократичный, хотя и более длинный. Мы могли бы подготовить необходимые документы и пройти эту процедуру в прописанном законом порядке без участия жителей. Но я убежден, что это неправильно по отношению к нашим жителям. Люди сами должны решить, нужны ли им подобные преобразования.
— Александр Георгиевич, журналисты районных средств массовой информации были на всех заседаниях Советов депутатов, где Вы лично отвечали на вопросы депутатов о сути преобразований. На Ваш взгляд, все ли убеждены в их необходимости?
— Я уже не первый год работаю с этими людьми, и по их лицам мне было понятно, что не все полностью и безоговорочно поддержали решение о назначении референдума. У некоторых депутатов, даже у тех, кто голосовал «за», сомнения на тот момент оставались. Я понимаю, им нужно было сознательно отказаться от статуса освобожденного депутата, от гарантированной заработной платы. Однако надо сказать, что при этом они согласились, что решение на референдуме должны принять сами жители и никто не вправе отказать им в этой возможности — ни депутаты, ни главы поселений.
При положительном решении референдума главы поселений будут не избираться, а назначаться главой района. Устанавливается прозрачная вертикаль власти, и если народ недоволен работой главы, вопрос о его увольнении или взыскании решается довольно жестко, не дожидаясь окончания выборного срока, как сейчас. Этот подход уже не раз применялся нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным в отношении нерадивых губернаторов.
Вы понимаете, что не все главы с энтузиазмом восприняли это предложение. Отдельные главы избираются, обещают избирателям «золотые горы», 5 лет работают, не нагружаясь реальной ответственностью перед людьми и перед районом, обеспечивают свое будущее и безнаказанно уходят. Я могу сколько угодно распекать недобросовестного главу и в кабинете, и на общерайонных планерках — за мусор, за дороги, за безобразное обслуживание жилого фонда, за то, что к 1 сентября не подготовил школу, хотя деньги из единого бюджета были выделены. Объезжая район каждые выходные, я могу безуспешно разыскивать некоторых глав. Они с непостижимым для меня равнодушием относятся к тому, что где-то прорвало трубу, что детская площадка напоминает помойку, а дворы летом заросли бурьяном или засыпаны снегом зимой. Сегодня практически не существует механизма отзыва или хотя бы наказания такого «народного избранника». Есть настоящие хозяева с рачительным подходом, главы, которые считают деньги, но не экономят на своих жителях. А есть временщики, которые при любом проблемном вопросе жителей кивают на район — дескать, денег не дают, а сами даже не готовы отчитаться за те средства (и немалые), которые им уже были выделены. Я понимаю, что таким главам, наверное, сложно отказаться от делегированной народом пятилетней «неприкосновенности» и стать назначаемыми. Непросто и освобожденным, обеспеченным зарплатой депутатам, хотя их никто не лишает возможности влиять на все решения, принимаемые властью, отстаивать интересы жителей своего поселения. В рамках единого городского округа Общественные Советы будут не менее авторитетны, нежели Советы депутатов, а Совет единого городского округа, обладая теми же полномочиями, что и сегодняшний районный Совет депутатов, станет более расширенным — в него войдут уже 35 депутатов от всех территорий и населенных пунктов.
— Однако некоторые «народные избранники» несколько иначе трактуют процесс голосования по назначению референдума.
— Знаете, боязнь потерять свое место подчас толкает людей на непристойные поступки, на ложь, на публичные заявления, что кого-то обманом, посулами и даже угрозами заставляли голосовать за назначение референдума. Я понимаю, что это просто человеческая слабость. Надеюсь, что она пройдет и за нее станет стыдно. Единственное, что могу сказать в качестве комментария, что никто не вправе лишить наших граждан возможности самим принять решение по преобразованию, а референдум для этого и назначается. Никто не вправе обманывать людей, запугивать их несуществующей перспективой замены и переоформления всех документов, повальной высотной застройкой и изъятием земли, которые якобы влекут за собой создание городского округа. Никто не вправе скрывать от людей истинное положение дел с наполнением бюджета Кубинки, Голицыно, всех муниципальных образований Одинцовского района, которое их ждет в случае разделения. Давайте будем честными перед людьми и в делах, и в словах, и в обещаниях!
Две недели назад я участвовал в съезде глав муниципальных образований Российской Федерации, который проводил наш Президент. Один из глав — глава района соседней Смоленской области — с гордостью рассказывал, что после получения самостоятельности он смог сформировать годовой бюджет в сумме 8 миллионов, а после реконструкции котельной экономит аж 60 тысяч рублей в год!
В нашем районе из единого бюджета только в прошлом году и только на здравоохранение был выделен почти миллиард рублей! Просто сравните эти цифры. Мы не стояли и не должны стоять с протянутой рукой. Создание единого городского округа позволит нам не ждать помощи от федерального и областного бюджетов, а самим решать свои проблемы. Сегодня мы запускаем программу строительства 25 фельдшерско-акушерских пунктов по всему району, корректируем и согласовываем проекты. Сможет ли отдельно взятое муниципальное образование профинансировать это строительство? Конечно, нет, это утопия.
Всего за год за счет средств единого бюджета были построены несколько школ. Только на Власихе школа и детский сад обошлись в 500 миллионов рублей. Мы дали возможность нашим детям бесплатно получать высшее образование в Одинцовском университете, освободили от квартплаты наших ветеранов, от земельного налога — всех пенсионеров. Как только позволил Федеральный закон, приняли решение о выделении средств из единого бюджета на решение проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий наших граждан. Покажите мне хотя бы 5 муниципальных образований в России, которые могут себе это позволить.
— В Московской области многие муниципальные образования пошли по пути образования городских округов?
— В 1996 году в Домодедовском районе прошел референдум. Его пытались оспаривать, не один год шли разбирательства в суде, но решением Верховного суда Российской Федерации преобразование района в городской округ было признано законным. Мы тоже проводили референдум, но судиться не стали. Я полагал, что в районе по закону будет оставаться больше денег (50% подоходного налога), но получилось наоборот. Заработал механизм перераспределения, была введена система отрицательных трансфертов. То есть если бюджет муниципального образования превышен более чем на 30% от показателя среднего по региону бюджета, весь излишек изымается бюджетом субъекта федерации. Все сверхдоходы, на которые мы рассчитывали, оказались нереальными. Если бы в нашей Барвихе оставались 200-300 миллионов рублей, которые в качестве налогов поступают на этой территории, разве была бы она такой необустроенной? Эти деньги перераспределяются в бюджеты разных уровней, а на местах остается лишь мизерная часть. А после вступления в силу 131-го закона здесь будет оставаться еще меньше, никаких сверхдоходов не будет.
— Александр Георгиевич, в чем все-таки, на Ваш взгляд, основные преимущества единого городского округа?
— Первое преимущество — управленческое. На территории округа может быть создана четкая и понятная вертикаль власти. Второе преимущество — финансовое. Если Одинцовский район не будет преобразован в городской округ, в 2009 году из 16-ти муниципальных образований только 4 (! ) не будут убыточными, остальные станут дотационными. Недостаток средств в бюджете им нужно будет как-то перекрывать — либо не профинансировать ЖКХ, школы и больницы, либо ввести для жителей новые налоги и отказать в льготах малообеспеченным гражданам. А при условии объединения в городской округ мы будем иметь все законные основания финансировать дотационные территории.
— Преимущества и преобразований, и сохранения единства очевидны. А каковы должны быть условия, чтобы референдум состоялся?
— Необходимо, чтобы на избирательные участки пришли не менее 50% жителей, из них 50 процентов и плюс (как минимум) один голос должны быть «за».
Знаете, за последние полгода я получил очень много писем — обращений жителей нашего района с таким примерно текстом: «Почему нам не объяснили суть референдума по созданию особо охраняемых природных территорий? Мы тогда не поняли, что это просто необходимо, а сейчас леса у нас уже отбирают». Или с такими словами: «Мы же голосовали в поддержку референдума. В нашем поселении не хватило всего нескольких голосов для принятия этого решения. Но в целом мы же были «ЗА», поэтому создайте у нас особо охраняемую зону».
Многие поняли сегодня, какую ошибку допустили, либо недостаточно серьезно отнесясь к прошлому референдуму, либо поддавшись на выкрики провокаторов, заявлявших, что «под это дело власти распродадут все леса». А ведь была подготовлена целая программа по созданию особо охраняемых природных территорий, по защите района от застройки. Не все услышали, не все услышать захотели. Но теперь по закону ближайшие два года этот вопрос не может быть вынесен на референдум. Не хотелось бы, чтобы подобное случилось и 2 декабря на референдуме, который может стать важным шагом к сохранению единства нашего с вами района, единства, которое сохранялось десятилетия.
Подготовили Нина ДЬЯЧКОВА, Пётр ГОРОХОВ
3.147.78.131
Так же точно получится и с этим референдумом. Голосуют люди "за" - нормально, Одинцовский район останется тем, чем он был всегда. Голосуют "против" - претензии к центру по поводу скверной жизни окраин становятся нонсенсом. Кто ж вам теперь виноват? Только сами
Я торчу. Мне нравятся люди, которые так всё продумывают.
а я думаю, что вам на голове уже "кол" вытесали, и поэтому бесполезно, что либо уже исправить
и хорош уважаемая Basya на эту тему (в заголовке другая тема значится)
Дуленков выступил, и где он теперь? (я не поддерживаю Дуленкова, но методы администрации честно говоря наводят на мысль... - не хорошо использовать административные ресурсы в отношении имеющих своё личное мнение по тем или иным вопросам, т.к. это уже смахивает на методы ЦК КПСС)
Дуленков выступил, и где он теперь?
Вы зря за него переживаете, это не тонет. Ну, расстроится, конечно - обломалось ему тут. Но особо горевать не станет.
Экологический референдум был великолепным беспроигрышным делом. Придумано просто гениально. Голосуют "за" - у района появляется право быть совладельцем лесных территорий и тормозить их застройку. Голосуют "против" - с руководства района снимаются все претензии иных радетелей за экологию, противников застройки леса. И одно, и другое - весьма существенные моменты.
Так же точно получится и с этим референдумом. Голосуют люди "за" - нормально, Одинцовский район останется тем, чем он был всегда. Голосуют "против" - претензии к центру по поводу скверной жизни окраин становятся нонсенсом. Кто ж вам теперь виноват? Только сами
Я торчу. Мне нравятся люди, которые так всё продумывают.
ВОТ ЭТО СИЛЬНО. ЭТО АРГУМЕНТ. В ЭТО Я Б СМОГ ПОВЕРИТЬ. ЕСЛИ Б НЕ ЗНАЛ ЖИЗНЬ ПОБЛИЖЕ. А когда мне "трут" про внезапно вспыхнувшую заботу о врачах и учителях я испытываю рвотные позывы.
"Надо, Федя, надо!"
Может Вы Владимира Владимировича не поддерживаете? Обскакать думаете?
Давайте у вас четверть зарплаты почикаем? Понравится вам это? Нет?
Как все легко относятся к чужим деньгам, просто удивительно.
Паспорта не паспорта, а вот квартирами ипотечными молодёжь учительскую и школьную можно привлечь. Ну, по этой части С. Камолов.
Выводы? Голосуйте за единый округ, в котором город будет один - Одинцово. А всё остальное будет селом, с естественно вытекающими благами для населения, врачей и учителей.