Жизнь без космоса невозможна
Фамилия Шлихт в Одинцове стала хорошо известна в начале ХХ века, когда сюда приехал Семен Иоганнович Шлихт, уроженец Австрии. Архитектор по образованию, он много работал в Риге и Москве. В основном Шлихт занимался проектированием доходных домов. В Одинцове он познакомился с дочерью одного из заказчиков. Женился на ней и переехал сюда жить.
Поселились молодожены на Красной горке в доме, который был построен по проекту архитектора Шлихта. Здание, выдержанное в готическом стиле с двумя башенками, впоследствии причиняло немало хлопот службам безопасности, когда по Красногорскому шоссе проезжали государственные руководители.
В этом доме и родился герой моего очерка Виталий Шлихт. Отец Виталия Григорий Семенович работал на 65-м заводе в Сетуни. Тогда все заводы были номерными. В округе Григория Шлихта знали как золотых рук мастера. Ему несли прохудившиеся чайники, кастрюли, неработающие керосинки, примусы, велосипеды. Ремонтом он занимался с удовольствием и приобщал к этому делу сына. Виталий Григорьевич вспоминает отца с благодарностью. Он и сегодня может устранить сам любую неисправность в мотоцикле, автомобиле.
Как и большинство мальчишек, он мечтал стать моряком. Романтическое влечение привело его в Мурманское высшее мореходное училище. Оказалось, что такие «морские волки» училищу не нужны. Виталий Шлихт не набрал необходимого количества баллов для поступления.
Он возвращается домой и поступает в МАИ, который заканчивает в 1962 году. Молодого специалиста распределили на авиационный завод в Кубинку. После обязательного срока работы по распределению Виталий Григорьевич переводится в конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения, в котором работает и по сей день.
С начала пятидесятых годов прошлого века КБ принимало участие в разработке и совместной эксплуатации технологического оборудования ракетной, а затем и ракетно-космической техники. Это были, прежде всего, системы пожаротушения ракет и сооружение стартовых площадок. С 1965 года предприятие становится главным в отрасли по заправке ракет высококипящими компонентами ракетного топлива.
Сегодня КБ в рамках федеральной космической программы ведет работы по созданию современных заправочных комплексов для ракет-носителей. Таких, как «Протон-М», «Русь», «Ангара» и другие. КБ участвует в международных программах МКС, «Морской старт» и другие. Также оно задействовано в ликвидации межконтинентальных баллистических ракет. Один из отделов КБ и возглавляет Виталий Григорьевич Шлихт. Задача отдела - отправлять в космос пилотируемые и грузовые корабли, ракеты с очередным спутником. Самая большая радость для сотрудников отдела - благополучное возвращение космонавта на землю. Когда я спросил Виталия Григорьевича, с кем из космонавтов был лично знаком, он ответил так:
- Практически со всеми. На пусковой платформе была площадка, откуда мы прощались с космонавтами, как с пассажирами обыкновенного поезда. За 15 минут до старта мы покидали эту площадку.
В 1965 году Виталий Шлихт включился в работу по эксплуатации новой системы заправки космических агрегатов на космодроме Байконур.
- Мне посчастливилось на Байконуре встречаться с замечательными людьми, - вспоминает Виталий Григорьевич. - Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, маршалы Советского Союза К. С. Москаленко, С. С. Бирюзов, В. Ф. Толубко.
Виталий Шлихт до сих пор с сожалением вспоминает о неоправданном уничтожении космической станции, о так и не полетавшем корабле «Буран». Этот корабль на порядок превосходит американские аналоги.
За свою работу Виталий Григорьевич награжден орденом «Дружбы народов», медалями. В свои 69 лет он продолжает работать, так как не мыслит свою жизнь без космоса, как, наверное, и космос без него.
Владимир НИКИФОРОВ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.21.21.209
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: