«Катынь». Выстрел в лоб
Молитва ксендза над лежащей фигурой Христа, накрытого офицерской шинелью, это Вайда. Рука, присыпанная землей с четками на пальцах, это Вайда. Разбитая надгробная плита, совершившая путешествие из костела на кладбище, это тоже Вайда.
Товарные вагоны с польскими военнопленными. Заседание «тройки», члены которой в течение минуты оформляют расстрельный приговор. Петля на шее, выстрел в затылок. Трупы по конвейеру из рук тюремщиков в кузов грузовика. Братская могила. Следующий. Более 20 тысяч расстрелянных. Это уже факты, исторический приговор, пересмотру не подлежащий.
Вчера на канале «Культура» был показан фильм Анджея Вайды «Катынь». Это событие не только культурного, но и политического порядка. С учетом того, что картина вышла на экраны три года назад, становится понятным, что без высочайшего повеления такой фильм на государственном канале появиться не мог. Это означает, что высшее российское руководство признает вину сталинского режима в массовом расстреле польских военнопленных. Другого объяснения для трехлетнего молчания я не вижу.
При всей художественной ценности (хотя я не спешил бы называть фильм выдающимся), главное его значение в другом. «Катынь» — это выстрел в лоб всем нам. Фильм жестко и жестоко подтвердил то, о чем в последнее время писалось и говорилось — сталинский и гитлеровский режимы — близнецы-братья (по крайней мере, до 22 июня 1941 года). Гитлеровский где-то даже «гуманнее» — по большей части истреблялись чужие народы, а не свой. Расстрел польских пленных, скорее исключение, чем правило, для сталинских правителей.
В картине Вайды зло (советские палачи) безымянно. У абсолютного зла не может быть имени.
18.227.209.140
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Каку вам правду сказали — назвали имена и должности тех, кто принимал решение о расстреле поляков и кто приводил приговоры в исполнение? У вас есть уверенность, что среди тех ветеранов, которых вы так же слезливо-сопливо (как написали коммент) будете поздравлять с Днём Победы, не окажется никого, кто спускал курок в катынском лесу?
Да и про саму историю катынского леса мы правды не знаем до сих пор… Знаем лишь, что там убивали и поляков, и русских… причём и до войны, и во время, и даже уже после освобождения Смоленска в 1943 году. А сколько кого и кто кого убивал — документально доподлинно пока не установлено. И немцы врали, и мы врали, и поляки лишнего наговаривали… как теперь разобрать?
Вот вам и правда… Вы, вот, до сих пор, даже по такому невинному поводу имени своего не называете… а туда же — в обличители «гнилого королевства»… Свои язвы вылечите для начала.
Всё сопельки пускают под строгим руководством янсюкевича. Вот за такое миллионы советских ветеранов плюнули бы тебе в лицо, если бы ты сказал и м это лично.
Вот убедительная статья:
Гитлеровское командование понимало, что для такой крупномасштабной провокации «свидетелей» явно маловато. И оно распространило среди жителей Смоленска и окрестных деревень «Обращение к населению», которое было помещено в издававшейся немцами в Смоленске газете «Новый путь» (№ 35 (157) от 6 мая 1943 г.: «Вы можете дать данные про массовое убийство, совершённое большевиками в 1940 г. над пленными польскими офицерами и священниками (? — это что-то новое — Л. Б.) в лесу «Козьи горы», около шоссе Гнездово — Катынь. Кто наблюдал автотранспорт от Гнездово в «Козьи горы» или кто видел, или слышал расстрелы? Кто знает жителей, которые могут рассказать об этом? Каждое сообщение будет вознаграждено».
К чести советских граждан, на награду за дачу нужных немцам ложных показаний по Катынскому делу не клюнул никто.
Из обнаруженных судмедэкспертами документов, относящихся ко второй половине 1940 и весне — лету 1941 г., заслуживают особое внимание следующие:
1. На трупе № 92.
Письмо из Варшавы, адресованное Красному Кресту в ЦБ военнопленных, — Москва, ул. Куйбышева, 12. Письмо написано на русском языке. В этом письме Софья Зигонь просит сообщить местопребывание её мужа, Томаша Зигоня. Письмо датировано 12.09. 1940 г. На конверте штамп — «Варшава. 09.1940» и штамп — «Москва, почтамт, 9 экспедиция, 8.10. 1940 г.», а также резолюция красными чернилами «Уч. установить лагерь и направить для вручения — 15.11.40 г». (Подпись неразборчива).
2. На трупе № 4
Почтовая открытка, заказная № 0112 из Тарнополя с почтовым штемпелем «Тарнополь 12. 11.40 г.» Рукописный текст и адрес обесцвечены.
Что касается самого фильма — киносатисфакия не очень симпатизирующего нам народа и конкретно Вайды, у которого отец был расстрелян в Катыни. Большому и объективному художнику надо бы было киноэпопею снять… пусть уж не с польско-литовского средневековья начиная, а с 80 тысяч красноармейцев, умерших от голода и казненных без суда и следствия в польском плену в 20-годах… с террора наступавшей польской армии в отношении мирного населения и этнических чисток, когда поляки деревнями и городками евреев вырезали на Украине и в Белоруссии… Про то сколько советских солдат погибло за свободу Польши, освобождая братьев от фашизма… Ну, а потом уж и «Катынь», как одна из серий эпопеи…
Я лично верю Бурденоко, а не этим тьфу…Председателем комиссии был назначен главный хирург Красной Армии, академик Н. И. Бурденко, перед тем занимавшийся (в качестве члена ЧГК) расследованием нацистских преступлений в Смоленской области. Янс- несчатный ты человечек, Богом обиженный. Да ещё с подозрением Ну, а агента ЦРУ некто Вайда пошлём просто на ху…
Речь об актуальном контексте — в Польше Катынь нацидея, не антисталинская, а антирусская. Вайда сам признается (см. передачу после фильма), что ему приходилось оправдываться за то, что он показал хотя бы и одного хорошего русского офицера. Потому, к примеру, на фоне Катыни затушевали резню на Волыни, когда украинские наци (УПА и т. п.) вырезали деревнями именно по нац. признаку, и не офицеров, а всех подряд, детей (обматывали колючей проволокой) и взрослых (разрывали лошадьми). Потому что Украину ругать низя.
Но — Бог им судия.
По ситуации с Катынью — историки в дискуссии после фильма очень точно все передали. Да — это преступление однозначное, и не надо искать каких-то оправданий. Сейчас работает комиссия историков двух стран, изданы тома исследований. Не все открыли наши (явно фамилии расстреливавших). Но по самому факту никакого спора нет. Если не считать книги Мухина, к примеру — но она не считается обоснованной, хотя любопытной.
Не все там ясно — к примеру, зачем вообще эти расстрелы (потом из тех же польских офицеров формировали армию, а армию Андерса благополучно выпустили и т. п.). Была идея, что Сталин мстил за замученных в польских лагерях (близких по условиям содержания к концлагерям) десятки тысяч красноармейцев. Но — не факт.
По фильму — претензии, конечно, могут быть. Излишне клишированный, понятно субъективный (расстрелян отец Вайды). Хотя и у нас я видел такое (вспомним фильм «Чекист» — там очень похожи сцены растрелов) Но вряд ли он мог быть другим. И то, что зло не персонифицировано, не прописаны характеры (тут согласен с Михалковым) — это как раз играет на национальную, а не антисталинскую версию. Типа, чего объяснять мотивы, прописывать характеры, заниматься прочей достоевщиной в объяснении зла, когда тут и так все ясно — это ж русские. Он явно не имел это в виду, но получается отчасти именно так.
Все равно, что показали — правильно.
Не понимаю вообще, когда у нас на ура принимают лажовые поделки типа «Рэмбо 2-3», но протестуют против таких фильмов, как Катынь. Это касается нас, взгляд со стороны, да, субъективный, не согласен — доказывай. Нет аргументов — посочувствуй чужому горю.
Заметь, мы тогда ещё ничего толком не знали о репрессиях. Не знали, что и советских людей ТАМ ЖЕ другие СОВЕТСКИЕ люди расстреливали… а о БЕЗВИННО УБИТЫХ НАМИ (НАМИ, именно) поляках знали… И оценку случившемуся, как видишь, уже тогда давали.
Я не даю оценку фильму — по мне, так очень средняя лента, достаточно субъективная. Но не сильно грешит против истины. Один из таких фактов действительно имел место и в истории Катынского леса, и в истории российско-польских отношений… И совершенно согласен с Олегом