Без напутственного директорского слова
Добрые и красивые пожелания, клятвы и обещания, смех и слезы. Это все в себя вмещает один из самых трогательных праздников детства — последний звонок. Для каждого поколения выпускников это всегда особенный праздник.
Для выпускников московской школы 1308 особенный вдвойне. Впервые в истории они не услышат традиционного напутственного директорского слова.
Директор школы Андрей Кудояров задержан по подозрению в получении взятки. По версии следствия он получил от родителя за зачисление ребенка в первый класс 240 тысяч рублей.
Эта новость стала шоком для всех тех, кто знал директора — для учителей, для учащихся, для родителей, для руководства Западного округа. В большинстве своем они убеждены, что Кудояров не виноват и имела место банальная «подстава». Есть даже версия, что, когда изымали деньги, директора не было в кабинете. Но если учителя и руководство управления высказывают свое мнение кулуарно, то родители и школьники бьют «во все колокола» — пишут письма, создают в интернете группы поддержки директора, общаются с журналистами.
Они почти единодушны в том, что создание замечательной школы (они ее называют еще авторской) во многом заслуга Андрея Кудоярова. И его вынужденный уход школу может разрушить. По всем официальным и неофициальным (мнение родителей и школьников) показателям — 1308 одна из лучших в округе. Победы, медали, результаты ЕГЭ. Дорогого стоит, что в мужчины-учителя в этой школе не извечный треугольник — трудовик -физкультурник — обежист, а преподаватели русского и иностранного языка, истории в самом расцвете сил.
Неординарность и лидерские качества Андрея Кудоярова аксиоматичны для родителей. По крайней мере, для тех, с кем мне удалось пообщаться.
Елена, мама первоклассника
— Прежде, чем поступать в эту школу мы весь район объездили — ничего подобного не видели. Великолепные учителя. Чистая и ухоженная территория. Постоянные экскурсии. Дети с удовольствием остаются на продленку, во время которой и на всевозможные кружки ходят и уроки с ними воспитатели делают. А какие преподаватели в музыкальной школе! Дети сольфеджио обожают! А театралка! Да о такой школе можно только мечтать.
Вера, мама двух выпускниц школы, и обе окончили школу с золотой медалью. Мама говорит, что была в оппозиции к директору. И тем не менее…
— Сейчас, главное,-это сохранить школу, в которой есть уникальный педагогический коллектив и авторские программы педагогов. С моей точки зрения — это невозможно без Кудоярова, при всей моем неоднозначном отношении к Андрею Владиславовичу.
На мой вопрос «А можно хотя бы теоретически предположить, что директор мог взять деньги?» ответ был отрицательный. И постоянно рефреном звучало — «его подставили». Зачем? Что прийти на готовенькое и занять директорское кресло в престижной и элитной школе. А пока директору школы предъявлено обвинение по ч.3 ст 30 и ч. 5по статье 290, (покушение на получение взятки). Наказание по этой статье -наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. Решением суда он заключен под стражу.
Так это или не так, покажет время и следствие. Но дыма без огня не бывает.
В ноябре прошлого года в «МК» была размещена информация департамента образования, в которой жителей города просили высказать свои мнения, дать предложения о работе столичной системы образования. Под этой новостью появился вот такой комментарий:
— следующим объектом внимания следственных органов должна стать школа ГОУ 1308 (ЗАО, р-н Тропарево-Никулино, директор Кудояров).
Если р***ок приходит в школу со стороны, минуя подготовительные курсы — директор рисует на бумажке цифру от 150 до 300 тысяч (видимо в зависимости от места работы или крутизны костюма/часов родителя?). В случае согласия родителя на это «добровольное» пожертвование, р***ок зачисляется в школу. Если родитель не готов «жертвовать» — мест в школе не находится.
Можно «поступить» в школу через подготовительные курсы.
Цена вопроса: 50.000 руб. вступительный взнос, 10.000 руб. — ежемесячно. Итого — 130.000 рублей за занятия по два часа дважды в неделю. Для ГОУ по-моему очень нескромно. Затем еще один «добровольный» взнос — 21.000 руб на «подготовку класса» и 5.000 руб на учебные пособия.
Поборы носят систематический характер. Реально на базе ГОУ сделан бизнес. Ежемесячно плата за обучение с 1 класса — 7000 рублей ежемесячно.
Сегодня сбор денег с родителей узаконен и регламентирован таким образом, чтобы администрация и учителя не имели к этим родительским финансам никакого отношения. И, тем не менее, по моему глубокому убеждению, денежные сборы на нужды школы развращают и самых наичестнейших педагогов (от директора до учителя), и родителей. Речь, естественно, идет исключительно о школах, которые находятся на полном государственном обеспечении.
Родительская помощь перестала восприниматься как благотворительность, как подарок, а превратилась в важный структурный элемент, без которого жизнь школы трудно сегодня представить. Было бы абсолютно неправильно обвинять в сложившейся ситуации школу — мол, учителя такие хапуги, все время что-то требуют. Не меньшая часть вины, а, может быть, и большая лежит на тех, кто несет деньги в школу, рассчитывая на определенные преференции для своего ребенка.
Елена, мама первоклассника:
— Во благо собственного ребенка, если надо буду платить деньги, чтобы мой ребенок учился в нормальной школе у хороших педагогов.
В школу 1308 родители деньги несли охотно. Они видели, что эти деньги возвращаются к их же детям в виде техники (купили один автобус, собирались купить второй), качественного преподавания, многочисленных кружков и секций. Все делалось по закону. Родители создали фонд «Друзья школы», на счетах которого и аккумулировались добровольные пожертвования.
Но…
Вера, мама выпускниц:
— Я была в шоке, когда узнала, что сейчас собирают деньги по 7,5 тысяч рублей. Когда учились мои дети, сдавали, кто сколько может.
Если верить родительской информации, имеется еще вступительный взнос, который составляет 60 тысяч рублей. Формально все законно. Такой взнос определен самими родителями. Но без согласия директора такая инициатива невозможна по определению. Такие взносы, к сожалению, обычная практика в московских школах, которые считают себя «элитными». 1308-я не исключение.
По этому поводу беседовал с директорами нескольких московских школ. Формально родители, но де-факто директор школы решает, кому и сколько необходимо денег. Его слово является решающим. Кстати, один из директоров назвал сумму родительских пожертвований в месяц в его школе- 200-300 рублей.
В конце концов, хозяин-барин, и каждая школа сама определяет, сколько ей нужно денег. Безусловно, родительские деньги были замечательным подспорьем в реализации идей и задумок Андрея Кудоярова, которые наверняка способствовали повышению уровню и качества образования. Не каждая школа может похвастаться собственным автобусом. А в 1308-й собирались покупать второй. И по одной из родительских версий, деньги, фигурирующие, как взятка, предназначались на покупку автобуса.
Но… Вновь это пресловутое «но».
В сознании родителей и учащихся совершенно четко отпечаталось, что школа № 1308 не только замечательная, но и платная. Платность не вызывала никакой аллергии, а воспринималась как данность.
Родители:
— Мы учимся в 1 классе и всем довольны. Замечательные учителя! Большой список кружков. Можете сходить в бесплатную школу и сравнить. Там нет ухоженных территорий и детских площадок, не ездят в таком количестве на экскурсии. Ученики школы побеждают на многих конкурсах и олимпиадах. Подобных школ в округе нет…
Ученики:
— Я сама учусь в этой школе. Учительский состав самый лучший в Москве, а директор очень отзывчивый и порядочный человек. А вы уважаемые родители не жмитесь, хотите отличных знаний, не раздумывая, платите.
Учителя, родители, учащиеся верят в невиновность своего директора.
Учитель школы:
— Мы надеемся, что с Вашей помощью (родителей) защитим нашего директора и не позволим уничтожить школу, в которой мы работаем со дня основания, вкладывая все силы и душу.
Дай-то Бог, что так и случится. Только, когда это будет?
А пока выпускники прощаются со школой. Объятья, поцелуи, слезы.
«Когда уйдем со школьного двора»… Без напутственного директорского слова
Георгий ЯНС
Вариант статьи здесь
http://www.mk.ru/social/article/2011/05/26/592608-shkole-kol.html
18.188.113.189
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Ведь по логике данная школа общая, построенная на деньги налогоплательщиков, с которых еще и деньги взымаются за уникальные методики преподавания. Таким образом, все школы могут пойти аналогичным путем… и куда мы придем?? образование станет доступным не всем…
или же эта школа есть часть, как вы Георгий писали, тогда не дай бог, если это будет на всю сферу образования переведно, ибо уже видно к каким поборам это приведет…
Если ограниченные по количеству блага (кстати, в английском, что блага, что товары, одно слово — «goods») — школы и классы с хорошим набором учителей, на которые может претендовать любой желающий.
Как их распределить между страждущими?
Как в СССР? Уничтожить (снизить ценность) блага? Сделать зп рабочего, подносящего заготовки к станку с ЧПУ, больше зп инженера, пишущего программу для этого станка, а зп водителя троллейбуса больше зп член-корра?
Как с детскими садами — записывать в очередь с рождения и чтобы в хорошие школы попадали родившиеся в январе, а те, кому повезло родиться в декабре — в те что останутся?
Как с бесплатной чаркой и пряником на коронации Николая II? Т. е. каждый год 1 апреля устраивать Ходынку с боями без правил у заборов хороших школ?
Как с другим ограниченным благом — хорошим высшим образованием? Т. е. репетиторы, платные курсы при именно той школе, и экзамены для поступления в первый класс?
Разыгрывать места в таких школах в лоторее?
Продавать их на аукционах?
Распределять блага по принципу прописки? Родился на Юго-Западе Москвы — имеешь право на приличную школу, в деревне на юго — востоке мухосранского района нечерноземной губернии — имеешь, как Петр Горохов из фильма «Баламут» 1978 года, 1-2 полугодия немецкого за 10 лет обучения? Живешь в приличном скулдистрикте — имеешь право ходить в школу без оружия, живешь в негритянском районе — учебники можно не брать, но без оружия в школе делать нечего?
Сделать все школы одинаково «хорошими» (ключевое слово одинаково)? Ну невозможно это. О том, чтобы вытянуть всех учителей до уровня Отличник Образования и Заслуженный Педагог, и речи нет. Но даже если разогнать всех выдающихся учителей, то и среди оставшихся кто-то будет лучшим.
Что делать то? Как бороться с восходом солнца и с тем, что «блага» и «товары» в русском слова разные?
Надо не собирать лучших учителей в одной школе, а распределять их по школам с разными уклонами. Пусть будет много хороших школ, но каждая будет хороша по-своему.
Образование должно быть общедоступным, полным и бесплатным на всех уровнях… Представляете, в вузе студент (на коммерческой основе) на сдаче курсовых экзаменов отвечает: «А чего отвечать-то?… За всё уже заплачено?…»
Вот попадет потом кто-нибудь к такому врачу…
Роисся, вперде!