Смерть «эффективного менеджера»
Трагическая смерть в СИЗО директора московской школы Андрея Кудоярова стало резонансным событием последнего времени. Очередной подозреваемый, чья вина еще не доказана судом, скончался в тюрьме. Безусловно, такие жесткие санкции в отношении директора школы не оправданы, и вызывают недоумение избирательностью для тех, кого наказывают.
Бывшему губернатору Тульской области Вячеславу Дудке предъявили обвинение по той же 290-й статье УК РФ, что и Кудоярову. Бывший директор подозревался во взятке размером в 240 тысяч рублей, экс-губернатор — в покушении на взятку ценой 40 млн. Одного из СИЗО перевезли на кладбище, другой — под домашним арестом.
Но сегодня я хотел бы поговорить на другую тему, не имеющая отношения напрямую к смерти директора школы. Андрей Кудояров, независимо от того, виновен он или нет, был и остается образцом эффективного менеджера, которого до ареста, не сомневаюсь даже, ставили в пример другим директорам школ.
«Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Школа — только отражение общества и отражает запросы того же общества. В эпоху тотального «купи-продай» не требуется директор — «учитель учителей», а нужен эффективный менеджер.
Наше государство всегда держало школу в плане финансов в Золушках. Но в «совковые» времена недостаток денег компенсировался двумя простыми вещами — любовью к детям и профессионализмом. Профессионал сможет качественно обучать школьников и в лесу, а может быть даже лучше, чем в кабинете, в котором есть все? Компьютеры, интерактивные доски и прочие технические навороты имеются, но нет главного — Учителя.
Сегодня государство так же не в состояние достойно содержать школу (все обороноспособность повышаем), к тому же резко снизился профессиональный уровень педагогов. Директор — учитель учителей не нужен. Кого учить? Поэтому на смену пришел «эффективный менеджер», что в переводе на русский означает — «крутись директор, как можешь». И директор крутится, добывая бабло.
Главный источник бабла — родительские средства. Сборы денег на «нужды школы» стали по факту узаконенной взяткой. Те же столичные образовательные власти возмущены не самим фактом сбора денег, а тем, что нарушается принцип добровольности. Если все законно и добровольно, нет проблем — собирайте, кто, сколько может. Собирали и собирают. Легализация родительских денег прошла через создание попечительских советов и всевозможных фондов с однотипным названием «друзья школы».
Но, чтобы придать пристойный вид «школьным нуждам», был сформулирован абсолютно фарисейский тезис о повышении роли родительской в управлении школой. С этой целью напридумывали всевозможные попечительские и управляющие советы. Вот, мол, дорогие родители, вы теперь вовлечены в процесс управления школой. Всей вертикали общества, по сути, была навязана абсурдная установка — все знают и умеют, как учить и воспитывать.
В бытность директором школы ко мне по вечерам приходила «озабоченная родительская общественность». Мамы мне пытались советовать, как надо учить. Я им задавал всегда один простой вопрос: «А чем сейчас занимаются ваши дети?» Молчание. «Так вот, разберитесь со своими детьми, а как их учить, позвольте решать мне», — сам отвечал на свой же вопрос. Охоту к маниловским образовательным проектам я у них отбил. Хотите помочь школе? Нет, проблем. Делайте то, что умеете делать — организуйте секцию, сходите в поход, накормите соседского голодного ребенка. Каждый должен заниматься своим делом. Школа не терпит дилетантства, от кого бы оно не исходило — от родительской общественности или непрофессионала-учителя.
Власть — это степень ответственности. По закону директор школы отвечает за все, и с него же за все спрашивается. Сегодня ничего не изменилось, даже несмотря на появление «родительской общественности». Умный директор — эффективный менеджер, тем не менее, умело пользуется родительской общественностью, разводя ее на деньги. Отвечает за все. В том числе и за себя. Поэтому суммы могут варьироваться. Суммы могут варьироваться.
Размеры благотворительности в Москве напрямую зависели и зависят от географического местоположения школы. Пресловутые вступительные взносы (легальный и нелегальные) колеблются от пяти до трехсот тысяч рублей. На Западе и Юго-Западе Москвы они достигают максимальной цифры, на Востоке и Юго-Востоке расценки редко превышают тридцать-пятьдесят тысяч рублей. И уже толщиной кошелька родителей определяются амбиции школы. Такая получается география.
Когда я занимался делом Кудоярова, одна мама выразила сожаление о Кудоярове в том плане, что придется выстраивать отношения с новым директором. «Этого я могла строить, как мне нужно», — заметила она.
Мое глубочайшее убеждение, что директора не должны не то, что видеть, а слышать шелест родительских купюр. Правда, тогда они не будут «эффективными менеджерами». Но по мне лучше быть «учителем учителей», чем иметь шанс загреметь в тюрьму. Эффективный менеджер не может зарекаться «от тюрьмы, и от сумы».
3.144.253.195
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
А в другую эпоху директор не должен был быть эффективным менеджером, как тогда называли администратором?
Не верю. Везде — и в науке, и в медицине, и в культуре, и в бизнесе — как минимум половина руководителей была, есть и будет
прежде всего Великими Администраторами, а уже потом Гениальными Специалистами своего дела. Хоть при социализме, хоть при коммунизме. Ладно с моим личным опытом. Мож мне не повезло — не заметил повышенной любви и профессионализма в свои школьные годы.
Но «Доживем до понедельника», «Баламут», «Чучело» и т. п. — грязный поклеп на советскую действительность?
«Двоешников» в советские времена не было, т. к. учителя поголовно было профессионалы?
Хрен там, что сейчас, что тогда хороших учителей было процентов 20%.
Кстати, опять же, как и в любой профессии. 20% спецов, 80% — никакие. Во-первых, школа никогда особо и не претендовала на абсолютное право учить и воспитывать, особенно неуспевающих и двоешников.
Родителей в школу не сейчас стали вызывать.
Да и в песенке «папа у Васи силен в математике» нет строчек о том, что папа еще и учитель в Васиной школе.
Во-вторых, Вы тоже как-то писали, что хотя «во всем виноват ЕГЭ», но если его отменят школа не возьмет на себя ответственность за обучение детей, т. к.
потребность учиться отбита «телевизором и прочим дом-2»
Ну и в-третьих. Я, а не мои родители, в 11 классе поправлял физичку. Одноклассница, а не её родители, спорила с англичанкой «по вопросам произношения ЗЕ ТЕЙБЛ».
Одноклассники, которые готовились в мед, поправляли учителей биологии и химии. Не родители. Ученики. В ответ слышали много пафоса типа «а как их (т. е. вас) учить, позвольте решать мне».
Т. е. при количестве непрофессионалов процентов в 80% среди подчиненных, лучше все-таки слушать тех (или законных представителей тех), для кого вы работаете.
А не затыкать их типично «Эффективно-менеджерским» «Я начальник (профессионал) — ты дурак».
ujcnm, по-своему и вы правы. Было то, о чем вы пишете. Хотя много субъективного окраса.
Тут мне кажется, речь немного о другом. Да, сейчас, по словам родителей (общались), там то же самое. Те же яйца — вид сбоку.