Профессионалы милосердия - 3
Ссылки на предыдущие материалы:
… - Возможно, нам придется «простоять» над нашим подопечным целую неделю, чтобы закрепить приобретенные им полезные навыки и проконтролировать качество выполненной им работы, пока не получится нужный результат - и к этому нужно быть готовыми, - продолжает Ольга Сергеева, - к сожалению, достаточных, должных условий для адаптации инвалидов в условиях производства на наших предприятиях практически нет… Понять работодателя, не желающего принимать на работу инвалида, вполне можно: овладение профессиональными навыками инвалиду приходится начинать фактически « с нуля». Но между тем – нет никакой гарантии, что пришедший сегодня на производство «не инвалид» - здоровый человек - обучится этим навыкам быстрее, и не исключено, что «повозиться» с ним наставнику придется гораздо больше, и в итоге сказать: мол, «до свиданья, дорогой, ты ничего не можешь нормально делать!» А ведь иной человек с физическим недостатком своим усердием и горячим желанием быть востребованным и социально полезным превзойдет в своих профессиональных умениях любого здорового!
Начальником Управления соцзащиты было предложено определить контингент молодых инвалидов, желающих работать на производстве, и подключить к решению проблемы их трудоустройства потенциальных работодателей, имеющих на своем производстве автоматические линии… А между тем, по свидетельству одной из участниц круглого стола, можно сказать, что желание местных инвалидов получить интересную и интеллектуальную работу совсем нельзя назвать несбыточным: пример тому – некий молодой одинцовец по имени Илья, мечтавший стать программистом. Благодаря инициативе отзывчивых людей, он уже полгода работает в вычислительном центре одинцовской медико-санитарной части.
Обращение к руководителям организаций и предприятий:
Уважаемые работодатели! Если вам требуются сотрудники для выполнения недостаточно квалифицированной, «монотонной» работы – пожалуйста, позвоните в районное Управление социальной защиты населения по телефону 593-54-62. Дайте шанс людям с ограниченными возможностями реализовать себя в полезном труде.
- Прежде наша социальная система была ориентирована на создание огромных учреждений соцобслуживания, целью деятельности которых была адаптация инвалидов в труде, - продолжила Ольга Сергеева, - Однако, как выяснилось на практике со временем, гораздо правильнее будет организовать другой подход к адаптации: инвалиду нужно дать возможность заниматься социально полезным делом, оставаясь в своем доме, где ему уютно и удобно. Но, кроме того, такому человеку необходимо облегчить его домашний быт. Дело это – недешевое, но сейчас у нас есть источники этих средств… А вот скажите мне, уважаемые коллеги, у многих ли из ваших подопечных инвалидов должным образом оборудованы квартиры, есть ли поручни в ваннах и туалетах? – неожиданно последовал риторический по сути вопрос…
Выяснилось, что практически – ни у кого. Разве что родственники сами смастерили самодельные приспособления для удобства страдающих от недуга близких. Оказывается, на оснащение такими приспособлениями отпускаются бюджетные средства. А порой инвалид дополнительно страдает от того, что не может добраться до входной двери и открыть ее социальному работнику. Ольга Сергеева поставила задачу вплотную заняться решением проблемы и вынесла конструктивное предложение сделать ревизию квартир инвалидов, составить списки нуждающихся в дополнительных приспособлениях людей (для облегчения жизни и инвалидов, и социальных работников), подготовить план оборудования квартир техническими средствами помощи.
Коснулись наболевшей для многих темы пандусов. Выяснилось, что существуют и вполне объективные причины отказа городских служб в оснащении пандусами подъездов, где живут инвалиды, так как в «допотопных» типовых постройках попросту не предусмотрено наличие таковых – пандус в прямом смысле «некуда пристроить».
Но, по словам другой участницы круглого стола – заведующей Отделом организации социального обслуживания Татьяны Ходаковой, оказывается, и из такого положения выход можно найти. Так, для двух одинцовских инвалидов (мамы и сына), при содействии начальника МУП «УЖХ» Мамикона Вартапетяна, удалось буквально в течение 10 дней «пробить» на первом этаже подъезда их дома место для хранения «запасной» коляски (чтобы одну коляску использовать дома, а другую - по выходе из лифта, на улице). Да не просто выделили место, а быстро и качественно сделали сварные конструкции, оборудовали место «стоянки» антивандальной защитой.
Далее участницы круглого стола вновь вернулись к теме Финляндии и перешли к анализу другого зарубежного опыта, который было целесообразно перенять. Следующим пунктом беседы стало обсуждение темы возможности оформления родителей детей-инвалидов на работу, не лишающую их привычных условий жизни. Оказывается, в Финляндии, в соответствии с местным законодательством, родителям, ухаживающим за своим ребенком-инвалидом, муниципалитет оплачивает этот уход как работу. У нас это не предусмотрено законодательством, однако, согласно предложению Ольги Сергеевой, мать ребенка-инвалида можно было бы принять на общественную работу, хотя бы временную, через Центр занятости или собственно Управление соцзащиты, - и эта мама таким образом, сидя дома, «копила» бы трудовой стаж.
И в завершении бесед о социально-насущном вернулись к определению профессионального статуса социального работника.
- Кто такой соцработник по сути, кем его воспринимают подопечные и он сам - «у них» и «у нас»? – задала коллегам почти философский вопрос Ольга Александровна. – В идеале, соцработник должен быть посредником между гражданином, который утратил способность к самообслуживанию, и всем социумом. Посредником, который будет не только приносить подопечному продукты и оплачивать «коммуналку», но и – представлять его интересы и в органах здравоохранения, соцзащиты и пенсионном фонде, а также налаживать контакты с его родственниками…
Пришли к выводу, что на деле у нас соцработник –что-то вроде носильщика сумок, а «у них»– психолог.
«Принесла картошку, молоко, хлеб…» – пишут в своих отчетах-дневниках о посещении подопечных отечественные «соцработницы». А подопечные, которые в большинстве своем- страдающие от дефицита общения бабули, порой жалуются на недостаточную душевность своих «покровительниц»: мол, пришла, сумки свалила, убежала, а «со мной-то даже и не поговорила…»
- Нашей-то российской бабуле что нужно? Поговорить, потолковать «за жизнь» - важный элемент ее жизни. И способности психолога в обязательном порядке должно развивать у соцработника. В этом ключе есть смысл поставить вопрос необходимости обучения соцработников и составить для них соответствующий план учебы…
Сделать систему районного соцобслуживания гибкой -в лучшем смысле слова; не ограничиваться в своей деятельности казенными рамками уставов; лавировать в законных пределах возможного в разных направлениях - в целях улучшения качества жизни граждан, лишенных возможности полноценного самообслуживания, – вот так кратко следует обозначить основные задачи и цели, поставленные перед участниками нынешнего круглого стола начальником районного Управления социальной защиты населения.
А также - не стесняться заимствовать ЛУЧШЕЕ у зарубежных соседей и учиться грамотно помогать людям, нуждающимся в социальной поддержке. Ничего невыполнимого здесь нет. Как говорится, БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ.
Елена МОРОЗ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.144.41.200
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Проблемы, о которых ПРОФЕССИОНАЛЫ МИЛОСЕРДИЯ - 3, сдесь упоминают - уже давно успешно решаются без их участия в ООО И АМИ России "Аппарель".
НУ КАК ЖЕ - ПРОФЕССИОНАЛЫ МИЛОСЕРДИЯ, ПРОСНУЛИСЬ - 10 лет спали.
Вы бы задали О. Сергеевой такие вопросы, как:
1.Почему она препятствовала разработке нами проекта для администрации района по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам соц. инфраструктуры?
2.Почему она о этих темах вспомнила только сейчас? Получается, что она сидя на этом месте, последние 10 лет. только протирала своё, одно место.
Если хотите, могу ещё добавить 200 вопросов по которым у меня лично есть претензии к Сергеевой, и к её конторе - "Никонора".