О, майн Ботт
Еще работая в «Одинцовской неделе», девять лет назад написал, как мне кажется, хороший материал про Гильду Александровну Ботт. Сегодня хороший повод повторить его.
Прошел почти год, как Гильда Ботт (почти стихами заговорил) оставила должность начальника Управления образования. А чувство такое, что она как будто никуда и не уходила. Эта статья не описание ее трудового пути (хотя он сам по себе очень интересен), а мои субъективные впечатления от знакомства с Гильдой Ботт, что-то вроде штрихов к портрету.
Гильда БОТТ
Я познакомился с ней, когда еще не работал в «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛЕ». Пришел в Управление образования как родитель, дочь которого несправедливо обидели в школе. Директор школы в ситуации с моим ребенком была неправа, но свою неправоту признавать отказывалась. Я хотел добиться только одного — извинений от директора. Причем и я, и Гильда Александровна хорошо знали, что директор в силу своего характера извиняться не будет. Мне было любопытно, какой выход из этой щекотливой ситуации найдет начальник Управления. Гильда Ботт просто решила эту проблему.
Мне были принесены письменные извинения от имени Управления образования. Придраться было не к чему. И уже в ходе нашего дальнейшего служебного знакомства не раз замечал, как Гильда Александровна грамотно и даже виртуозно «разруливает» самые сложные ситуации. Чиновник — человек системы, которая существует по определенным законам и правилам. Чиновнику любого ранга порой приходится выполнять распоряжения, с которыми он внутренне не согласен. Оспаривать вышестоящие указания-приказы в чиновничьей среде не принято. Иначе система его попросту отторгнет. Гильда Ботт не только чиновник-профессионал высочайшего класса, но и человек, сумевший сохранить свое лицо за долгие годы государственной службы. Она могла поступиться малым, но в вещах принципиальных старалась не уступать.
Как рассказывают, несколько лет назад на одном из совещаний обсуждалось финансирование народного образования. Деньги выделялись мизерные. Встает Гильда Ботт и говорит примерно следующее: «Такие деньги школам не нужны» и на цифрах объяснила свой демарш. Более того, подсказала, как увеличить школьное финансирование. Нетрудно догадаться, что начальник Управления образования добился своего.
Мне не раз приходилось наблюдать Гильду Александровну в кругу её начальников и высокопоставленных гостей. Она всегда в этом кругу выглядела достойно. Никогда в ней не замечал суетливого мельтешения с тройным прогибом перед начальством. Только те знаки внимания, которые положены по протоколу. Гильда Ботт — человек властный. Для меня это очень позитивное понятие, так как власть — это, прежде всего, степень ответственности. В рамках своей компетенции она старалась решать все вопросы сама. Опять же рассказывают, что практически все серьезные школьные конфликты не выходили за пределы ее кабинета. В то же время при всей властности она не только терпела чужое мнение, но и пыталась в этом мнении найти для себя рациональное зерно. Мне достаточно много приходилось писать о школьном образовании в районе. Нередко в моих материалах были вещи, не очень приятные для слуха образовательных чиновников. Но при этом у нас всегда с Гильдой Ботт сохранялись нормальные рабочие отношения (хотелось написать «дружеские», но это было бы неверно). Она мне потом уже рассказывала, что сотрудники Управления образования порой возмущались моими статьями. На что Гильда Александровна им говорила: «Это другой взгляд на проблему. Возможно, что-то найдем полезное для себя». Она вообще очень реактивно мыслит, еще такую реактивность называют «телеграфным текстом». Собеседник только сказал «а», а она уже видит и развивает «б, в, г». Причем просчитывает не только свои ходы, но и собеседника. Как мне кажется, она очень переживала за то, что из школы ушли мужчины. В их уходе она видела серьезную проблему для образования. Но чудес на свете не бывает нормальный мужик сегодня в школе большая редкость. На одном из высоких российских совещаний она не без юмора заметила: «Я сегодня испытываю чувство большого удовлетворения не только оттого, что присутствую на таком авторитетном форуме, а в первую очередь оттого, что, наконец, сегодня вижу среди нашей общественности, среди наших учительских кадров мужчин. Потому что мы в школах скоро забудем, как выглядит учитель-мужчина. Поэтому вам низкий поклон, мужчины! « Хорошее чувство юмора — это еще одна ее отличительная черта.
Проработать на одном месте более 20 лет — это, конечно, что-то. С одной стороны, не каждый способен выдержать напряжение работы на этой должности. С другой стороны, начальником быть привыкаешь — кабинет, машина, преданные сотрудники. И я практически не знаю случаев, чтобы с высокой должности уходили по собственной воле. Только в тех случаях, когда возникают обстоятельства, при которых лучше уйти, чем остаться. Единственное обстоятельство, которое вынудило ее уйти, — семья — дети, внуки. Что уж говорить, ушла она красиво. Может быть, и поэтому тоже Гильда Александровна по-прежнему действующее лицо и желанный гость всевозможных мероприятий. Когда я вижу ее на очередном таком мероприятии, непроизвольно хочется воскликнуть: «О, майн Ботт!»
3.142.124.119
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Ну, а участие в беготне с факелами никого не красит, глупо это было.